школа. инклюзия

Особые дети в общем пространстве

Взгляд управленца в негосударственном секторе образования
«В стране зафиксирован рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): их стало больше на 9,4%», — заявила год назад Анна Кузнецова, уполномоченный при президенте России по правам ребенка.

Открывая в 2020 году небольшую частную школу в формате семейных классов, я подразумевала, что ко мне обратятся родители из обеспеченных семей. В маленьком российском городке на побережье Черного моря я была первой на рынке подобных услуг. Открытием стало то, что ко мне привели детей из самых обычных по финансовому достатку семей, в которых детям плохо в обычной муниципальной школе. Плохо по разным причинам: не заладились отношения с учителями, не подружились с детьми в классе (даже буллинг), очень шумно, очень много ненормативной лексики, слишком много детей в классе (более 30 человек). Среди этих ребят оказались как нейротипичные, так и ментально сохранные дети с аутизмом или аутоподобным поведением. Про таких детей часто говорят «пограничные», с особыми образовательными запросами. Опыт работы с такой категорией детей в рамках детского центра интеллектуального развития у меня уже был, команда педагогов с высшим психологическим и педагогическим образованием — тоже. И мы стартовали как первая частная инклюзивная школа для детей с высокими шансами на взрослую жизнь, то есть с высокими шансами закончить девятилетнюю школу и получить профессию.
  • Марина Артемова
    директор АНО «Школа „МартСкул“», автор проектов детского центра интеллектуального развития SmartyKids в Туапсе, основатель частной инклюзивной школы «Быть обычным»
Индивидуальные программы
Современное общество стремится к интеграции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду, где они могут развиваться личностно и как полноценные члены общества.

Первое и самое важное в работе с такими детьми — это глубокое понимание потребностей детей с РАС и ОВЗ. Несмотря на то что у них могут быть сложности в коммуникации и восприятии информации, многие из таких детей ментально сохранны и способны к обучению, если создать для них подходящую образовательную среду. Любой проект инклюзивной школы должен начинаться с того, что эти особенные дети настолько неповторимы и уникальны, что и подход к их обучению становится практически индивидуальным.
Создание индивидуальных образовательных программ (ИОП) — это ключевой шаг в работе с детьми с РАС и ОВЗ. ИОП должна учитывать сильные стороны ребенка, его интересы и особенности. Поэтому начинать такую школу пришлось с формирования команды специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, нейропсихологов). При этом надо отметить, что крайне мало родителей реально вовлекаются в процесс обучения их не самых обычных детей, которые очень хотят стать обычными. Пришлось поработать и над созданием комфортной и безопасной среды, модернизировать учебные планы и внедрить инновации, направленные на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ. Пришлось инвестировать и в профессиональное обучение педагогов, чтобы они были готовы работать с особыми детьми.

Культивирование инклюзивной культуры внутри образовательного учреждения — непростая задача. Но с помощью грантовой поддержки частных благотворительных фондов и грантов регионального бюджета нам удалось создать не просто хорошую материально-техническую базу школы для работы узких специалистов, но и особый психологический климат в детском сообществе равных среди равных. Сложилась образовательная среда, где каждый ученик чувствует себя комфортно и безопасно, где к отличиям относятся с принятием.
Особенные дети настолько неповторимы и уникальны, что и подход к их обучению становится практически индивидуальным
В итоге, если говорить канцелярским языком, мы создали ресурсное инклюзивное пространство, полностью соответствующее требованиям ФГОС по инклюзивному образованию. Пространство настолько качественное, что появляется естественный вопрос: а зачем общему образованию впахиваться в такую сложную структуру, когда вот оно, готовенькое, удобное, высококомпетентное качественное образование. Но! Платное…

Мое взаимодействие с государственными органами по созданию муниципальной нормативно-правовой базы для сетевого взаимодействия частного и муниципального образования не принесло успеха. Появление на уровне государства такой нормативной базы, регулирующей финансирование и предоставление школам ресурсов для работы с особыми детьми, было бы огромным шагом вперед.
Схемы поддержки
Государственная поддержка частных инклюзивных школ в России на сегодняшний день остается крайне ограниченной и варьируется в зависимости от региона и конкретных инициатив. Да, как мне известно, есть несколько каналов, по которым аналогичные школы пытаются получить финансовую и материальную помощь:

1. Субсидии и гранты. Некоторые регионы выделяют специальные субсидии для частных образовательных учреждений, работающих в области инклюзивного образования. Это может быть частью социальной политики местных властей, направленной на развитие инклюзии. Но опыт таких регионов недостаточно освещен и не поддержан на федеральном уровне.
2. Партнерство с государственными школами. Воспользовавшись механизмами сетевого взаимодействия, частные инклюзивные школы могут создавать партнерства с государственными образовательными учреждениями. Это может включать совместные программы и проекты, которые могут получить финансирование от государства. Но, как показал мой личный опыт, школы мало заинтересованы в таком партнерстве и чаще всего не хотят обременять себя подобными хлопотами.

3. Образовательные кредиты для частных школ практически недоступны сегодня при полном отсутствии субсидирования процентной ставки. Между тем работающие механизмы кредитования помогли бы частным школам осуществить необходимую адаптацию инфраструктуры или разработать учебные программы для детей с ОВЗ и РАС.
4. Программы финансирования для детей с особыми потребностями. В некоторых случаях государство предусматривает финансирование для детей с особыми образовательными потребностями, зарегистрированных в частных учреждениях, но это зависит от нормативных актов конкретного региона и их реализации. Такой опыт крайне скуден и больше зависит от наполненности регионального бюджета.

5. Альтернативное финансирование. Частные инклюзивные школы могут также рассматривать возможности краудфандинга, создания бизнес-партнерств и инновационных моделей финансирования, включая социальные инвестиции. Но, как говорится, рассматривать мы можем, но по факту системной поддержки ожидать из альтернативных каналов сегодня не приходится
Когда мне удается получить право голоса на конференциях и форумах негосударственного образования, я стараюсь озвучить и более серьезный конституционно-правовой аспект образования инклюзивных детей. Государство в своих федеральных образовательных стандартах очень грамотно и по-честному обозначило необходимость индивидуального образования особенных детей и последующего включения их, частичного или полного, в общее государственное школьное пространство. Вот только пространство это не готово ни материально, ни финансово, ни кадрово.

Так, может быть, есть смысл не перегружать общую школу стартовыми заботами по образованию детей с РАС и ОВЗ и организацией достаточно сложных ресурсных пространств, а принять в общее школьное пространство уже социализированных, адаптированных, хорошо академически подготовленных учеников из частных инклюзивных школ? А эти частные школы ждут поддержку от государства, дабы не перегружать семейный бюджет родителей детей с РАС и ОВЗ расходами на частную школу.

Успех такой инициативы также будет зависеть от поддержки со стороны общества, включая родителей, педагогов и профессиональные организации. Если поддержка будет достаточно широкой, это может оказать давление на государственные структуры в пользу изменений, которые дадут шанс на взрослую жизнь очень многим сегодняшним необычным детям.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more