СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!
Онлайн-ресурсы для дистанционного образования: «Точка Роста», «Койне», «Академия Гениев»
Проверено EdExpert. Часть VIII
В то время как школы и детские сады в офлайне приостанавливают работу, цифровые платформы для дополнительного образования готовы прийти на помощь учителям и родителям.
«Точка Роста»: формат «живого онлайна»
Наталия Пичугова
Генеральный директор сети детских центров «Точка Роста»
Международная сеть детских садов и центров «Точка Роста» создала программу подготовки детей к школе в формате «живого онлайна». Занятия проходят в группах по 4−6 человек на платформе ZOOM. Родители общаются с педагогом в закрытом чате в мессенджере.

Годовая программа подготовки к школе разделена на 9 тематических блоков: один месяц — одна тема. Дети изучают математику, чтение, подготовку руки к письму, «окружающий мир» и развитие креативности через тему месяца. Это помогает сделать занятие увлекательным и сохранить игровой подход, столь важный для дошкольников.
После каждого урока ребята получают творческое домашнее задание, чтобы показать его в начале следующего занятия. Сейчас мы дорабатываем блок «Домашнее задание», создаем чат-боты с научными викторинами и играми на отработку математических навыков, логики, памяти и внимания.

Все занятия идут по расписанию и длятся 60 минут с чередованием физических разминок и интеллектуальной нагрузки, что позволяет детям оставаться внимательными на уроках.
Для нас важно сохранить практическую деятельность. Поэтому мы разработали наполнение «умных» наборов, в которые входят пособия, игры и рабочие тетради. Каждый родитель, покупая курс подготовки к школе для своего ребенка, будет получать такой набор, и ему не придется беспокоиться о поиске подходящих материалов.

Мы постарались снять с родителей организационные вопросы и оставили им возможность помогать своим детям в процессе обучения.
«Живой» формат занятий предъявляет определенные требования к компетенциям педагога. В программе мы сохраняем STEАM-подход, поэтому все педагоги проходят обучение в формате онлайн с методистами сети «Точка Роста».

Летом мы готовы предложить детям научно-познавательные занятия и мастер-классы. Фактически мы переводим смены нашего городского лагеря в цифровой формат.

Онлайн-занятия в сети детских центров «Точка Роста» будут представлены в отдельной франшизе для педагогов. В июле 2020 года мы будем готовы предлагать лицензии на работу в онлайн-школе «Точки Роста». В пакет будут входить сценарии уроков, демонстрационные материалы, обучение работе в онлайне и STEAM-подходу.
«Койне»: «Важно соблюдать „принцип офлайн“»
Анна Ляцу
Кандидат филологических наук, основатель и руководитель языковой студии «Койне»
Раньше мы не работали онлайн. Однако в марте, когда ситуация с коронавирусом все изменила, мы за полтора часа оповестили всех клиентов о том, что уходим в онлайн. Я думала, что многие не захотят переходить на удаленную форму обучения, тем более, что мы много работаем со школьниками. Но все наши дети сохранились. А в марте пришло столько новых учеников, что мы открыли еще пять групп.

Оказалось, родителям нравится, что, находясь в онлайне, мы продолжаем работу в стиле офлайн. Мы придерживаемся этого принципа, и это уже стало нашей визитной карточкой. Способ подачи материала, объемы, которые мы берем на занятии, полностью соответствуют тому, что происходит у нас очно, в студии. Сейчас это очень востребовано.
Полтора-два года назад чаще всего онлайн-обучение касалось взрослых и было построено по принципу «вебинар плюс пакеты заданий». Мы работаем и со взрослыми, но нам ближе всего формат семинарского занятия, поэтому в онлайне мы продолжаем работать по принципам офлайна. При изучении языка это критично, так как очное взаимодействие (пусть даже благодаря онлайн платформе) является структуро- и смыслообразующим элементом.

Для нас важно, что наши преподаватели имеют большой опыт работы в офлайне. Именно благодаря этому им удается сохранять качественную обратную связь в онлайне.
Мировой опыт показывает, что самые успешные курсы — клиентоориентированные в смысле отклика. Например, есть программы, которые позиционируют себя следующим образом: «Возможно, мы не лучше в мире курсы creative writing, но мы точно дадим вам самый подробный ответ». Слушатель может написать текст на одну страницу, а педагог пришлет подробный разбор на три листа, и для клиента это важно, так как подробный отклик действительно позволит ему осознать свои ошибки и научиться.
По поводу домашних заданий. Я согласна, что человек должен отрабатывать многие вещи самостоятельно, но есть некоторая объективная реальность. Современные дети очень загружены. Поэтому все наши педагоги максимально выкладываются на занятии, оставляя на дом минимум: что-то повторить, прочитать. И это — еще одно наше отличие от других центров изучения иностранных языков. Мы не раздаем пакеты заданий, мы прорабатываем основой материал на занятиях.

Кстати, у нас появилось несколько русскоговорящих учеников из-за границы. Их родители говорят: «Нас устраивает, что вы придерживаетесь принципа работы офлайн». Интерес у них вызывает именно совместная работа с учеником на занятии, а не программа, в соответствии с которой высылаются задания. Я думаю, что в этом и заключается наша отстройка от конкурентов.
«Академия Гениев»: «Задача дополнительного образования — продержаться»
Юлия Таранова
Основатель «Академии Гениев» (г. Калининград)
В «Академии» и преподаватели, и дети ориентированы на офлайн, потому что у нас робототехника — основное занятие. Но с 13 марта мы находимся на самоизоляции. И я с глубочайшим сожалением думаю, что дополнительное образование вернется к прежним форматам работы в последнюю очередь.

Что мы сделали? Мы создали онлайн-школу «Академия Гениев». У нас работает 11 сотрудников плюс преподаватели. Перед нами стояла задача сохранить людей. Мы срочно собрали группу разработки и сели делать курсы. Придумывали названия, тематики, концепции. Решили все это посвятить Победе в Великой отечественной войне. Сделали пять тематических модулей для обучения языку программирования Scratch: «Герой Победы», «Штурм Кёнигсберга» и т. д.
Ребенок занимается в удобном для него режиме, смотрит видео и общается с преподавателем. Его задача — сделать игру на языке Scratch. Родителям нравится, что преподаватель всегда на связи, а ребенок обучается в своем темпе.

Мы столкнулись с тем, что некоторые дети совсем не знают, что такое Scratch и разработали для них еще пять вводных модулей.

Ребенку, который не ходит в школу, нужно чем-то занимать себя целый день. Поэтому в рамках тематического курса он последовательно выполняет разные задания: делает игру, читает книгу, смотрит фильм и записывает видео, в котором рассказывает о своих впечатлениях. Для детей стало открытием, что можно смотреть фильмы про войну, и что они интересные.
Мы в большей степени ориентированы на самостоятельную работу детей. Не очень хотим, чтобы родители стояли над душой у ребенка, пока он выполняет задание.

Мы — частное дополнительное образование, и у нас есть только один вариант — зарабатывать. И тут складывается не очень хорошая ситуация. Потому что дистанционное обучение, которое сейчас практикуется в школе, прививает стойкое отвращение к этому процессу. Все устали. Еще и платить за дистанционное образование — любое — родители, конечно, не хотят. И дети не хотят заниматься, потому что перегруз пошел. Сам принцип «опять, как в школе, нужно сидеть за компьютером» вызывает у детей отторжение.
Онлайн-школу мы сейчас запускаем с учетом того, что она у нас будет работать и дальше. Рассматриваем ли мы онлайн как основной вариант работы? Нет. Детям, особенно маленьким, нужны эмоции, общение, обнимашки. Им нужно хорошее настроение, чтобы усваивать информацию. Им нужна атмосфера.

Как родителям выбрать онлайн-курс, подходящий для их ребенка? Это очень важный вопрос. Выбор огромный. Нужно почитать отзывы. Нужно посмотреть, как ребенок справляется. Он сам, даже если маленький, должен открыть курс, зарегистрироваться. Обязательно нужно спросить, интересно ли ребенку. Когда он сам бегает и рассказывает, что ему удалось сделать, нужно ловить эти моменты — только так сейчас можно заниматься образованием. Если ребенку не интересно, он не справляется, он потеряет интерес к учебе вообще.
Как мне кажется, задача дополнительного образования — продержаться. Эмоции, которые вызывает у детей общение с преподавателем в режиме офлайн, невозможно заменить ничем. Поэтому сейчас нам нужно просто выжить.

Когда закончится самоизоляция, государству, возможно, стоило бы организовать какой-то госзаказ на частное дополнительное образование. Я думаю, у родителей после эпидемии денег не будет.
Читайте также: