«Наука в регионы 3.0»: как связать школы с вузами и предприятиями по всей России и обеспечить непрерывное технологическое образование

Острая потребность в инженерных кадрах не первый год демонстрирует важность популяризации инженерно-технологического образования и привлечения школьников в сферу науки и технологий. Люди этих профессий обеспечивают технологический суверенитет нашей страны, о важности которого неоднократно говорил президент России Владимир Владимирович Путин. Эти задачи с помощью наиболее современных образовательных методик решает проект Фонда развития Физтех-школ «Наука в регионы 3.0»: программа помогает мотивировать учащихся, делает процесс обучения точным наукам интереснее, насыщеннее и познавательнее.
Программа «Наука в регионы» реализуется в соответствии с целями и задачами национального проекта «Образование». Кроме того, программа Фонда развития Физтех-школ способствует решению задач Десятилетия науки и технологий в части создания и развития качественных научно-популярных и образовательных продуктов, а также формирования и поддержки научного потенциала страны.

Миссия проекта «Наука в регионы 3.0» — повышение престижности инженерных специальностей и обеспечение условий осознанного выбора выпускниками школ своей профессиональной деятельности.
  • Андрей Богданов
    исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, руководитель Технопарка Физтех-лицея имени П. Л. Капицы
    «Наука в регионы» получил статус и масштаб федерального проекта неслучайно. Этот результат достигнут благодаря 15 летней работе Фонда с регионами, запросу со стороны образовательных организаций, педагогов и самих школьников. Экспертиза, привлечение педагогов и обучение по системе Физтеха — это наши слагаемые успеха. И здесь несомненно, сыграло роль повышение престижа инженерной специальности для сохранения технологического суверенитета России.
На 2024 год география проекта составляет более 20 регионов России: это Амурская, Воронежская, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Челябинская области, также участниками стали представители Приморского и Пермского краев, республик Бурятия и Башкортостан, Ямало-ненецкого автономного округа.

«Наука в регионы 3.0» наладила активное взаимодействие с различными вузами и университетами, в числе которых:

  • Тверской государственный университет (ТГУ);
  • Нижегородский государственный педагогический университет (НГПУ);
  • Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ);
  • Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ);
  • и другие учебные учреждения регионов страны.

Несмотря на важную роль МФТИ в реализации проекта, приоритетная задача «Науки в регионы» состоит в создании открытой среды для партнеров проекта и эффективной коммуникации между ними: важно, чтобы школы, вузы и индустриальные партнеры развивали научную кооперацию и академическую мобильность, обменивались опытом и знаниями. Благодаря этому реализация проекта «Наука в регионы» способствует развитию регионального кадрового потенциала и содействует инновационному развитию регионов.
Будущее проекта «Наука в регионы 3.0» предполагает его тиражирование на всю страну, чтобы проект стал доступен всем детям, интересующимся физикой, математикой, информатикой, химией и биологией. В национальном разрезе видны и первые результаты, достигнутые не без участия программы Фонда: в России стабильно сохраняется высокий спрос на специалистов с технологическим образованием как со стороны бизнеса, так и со стороны государства.
Справка:
Процесс реализации проекта «Наука в регионы 3.0» складывается из нескольких этапов.
Этап 1. Проведение аналитических исследований по регионам и определение перспективных направлений развития технологий.
Этап 2. Обучение управленческого и педагогического состава образовательных организаций в регионах по «Системе Физтеха».
Этап 3. Внедрение стратегии развития профильных школ в консорциуме с университетами и предприятиями региона.
Планируемые результаты разделяются на три части в зависимости от целевой аудитории «Науки в регионы 3.0». Так, школы-партнеры проекта получат стратегию развития, менторство со стороны экспертов проекта — преподавателей МФТИ и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы — и специализацию кружков/классов, адаптированную под программу обучения в региональном вузе. Вузы-партнеры с помощью проекта повышают качество образования вуза в регионе за счет совместной программы с МФТИ, развивают профессорско-преподавательский состав. Предприятий-партнеров, в свою очередь, проект обеспечивает подготовленными при участии бизнеса кадры, которые участвуют в стажировках, трудоустраиваются и развивают компании.

«Наука в регионы 3.0» для школ — это:
  • Запуск и сопровождение профильных классов с уклоном в специализацию.
  • Тестирование учащихся и отслеживание динамики.
  • Регулярные вебинары для учителей от методистов МФТИ.
  • Реализация программы «Старт в инновации» — проектной конференции с уклоном в специализацию предприятия.
  • Внедрение проектной деятельности и проектной конференции школьников, а также курсы повышения квалификации по проектной деятельности.
  • Персональные экскурсии от вузов и предприятий.
  • Открытие и подготовка на целевые направления совместного бакалавриата с МФТИ.

«Наука в регионы 3.0» для школ — это:
  • Уменьшение оттока талантливой молодежи в столичные вузы.
  • Открытие совместного бакалавриата с МФТИ.
  • Быстрый доступ к лучшим абитуриентам.
  • Партнерство с региональными высокотехнологичными компаниями.
  • Экспорт высокого стандарта образования в регионы.
  • Увеличение проходного балла в вузах-партнерах.
  • Обеспечение глубокой фундаментальной подготовки в области компьютерных и инженерных наук.
  • Создание новой системы элитного IT-образования на стыке наук и технологий.
  • Возможность стажировок и трудоустройства для студентов.

«Наука в регионы 3.0» для высокотехнологичных предприятий — это быстрый доступ к лучшим молодым кадрам по запрашиваемым компетенциям.