ШКОЛА. ИННОВАЦИИ

Из школы со стартапом

Образование будущего
Школа живет в вечном противоречии: надо готовить новые поколения к будущему, но как достаточно точно его спроектировать, откуда взять адекватное видение?
Наталия Копытова, директор образовательных программ в школе «СКОЛКА», рассказывает, как педагогическая команда этой школы проектирует образовательный процесс вместе с индустриальными партнерами и готовится встретить свой первый учебный год.
Наталия Копытова
директор образовательных программ в школе «СКОЛКА»
Сущность инновации
— Что такое инновационная школа в вашем понимании?
— Инновационность в сфере образования — понятие многокомпонентное. Это инновации в части содержания, новых позиций и ролей людей, вовлеченных в образовательный процесс, инфраструктурные условия. Образовательная модель школы «СКОЛКА» инновационная в каждом из трех аспектов.
С точки зрения содержания программ образовательная модель отличается наличием индустриального компонента. Кроме педагогов в традиционных для школы ролях, появляются индустриальные партнеры как полноценные участники образовательного процесса.
Отправная точка построения образовательного процесса — практика, поэтому более 50% учебных площадей школы составляют лаборатории. С восьмого класса ученикам СКОЛКИ доступно 2 тысячи квадратных метров производственных лабораторий «Город будущего» на территории университета «СКОЛТЕХ» и площадки индустриальных партнеров. Здесь дети доводят свой проект до статуса MVP-прототипа с помощью современного производственного оборудования.
Ориентированность обучения на практику поддерживается на уровне архитектуры и дизайна. Школьное пространство выстроено как градиент: за дверями лабораторий открывается уличная зона, из арт-лабораторий мы попадаем на площадку сторителлинга или пленэрной живописи, из фаблаба — на полигон для испытания роботов.
Такие условия позволяют организовать распределенный образовательный процесс, целостный и приближающий обучение к жизни.
В основе образовательного процесса СКОЛКИ — подход complex learning. В школьное образование в России он интегрируется впервые
— Как возникла идея создания школы? Задача школы «СКОЛКА» — готовить учеников к будущему. Но нам доступно лишь ограниченное видение этой новой реальности.
— Андрей Комаров, учредитель школы, визионер, предприниматель и социальный инвестор, известен как человек, который произвел масштабную трансформацию системы СПО по модели практико-ориентированного обучения. Ее принципы легли в основу федерального проекта «Профессионалитет». Успешный опыт в СПО создал основания для распространения подхода на уровень школьного образования с необходимыми изменениями.
Сотрудничество с индустриальными партнерами, которые находятся в авангарде высокотехнологичных индустрий, — ответ на необходимость готовить учеников к будущему. Прогноз специалистов в перспективе 2040 года предполагает, что главными для человека будущего станут четыре индустрии: биотехнологии, ИТ и ИИ, креативные индустрии, космос. Эти направления — в фокусе внимания СКОЛКИ.
Чем лучше мы понимаем будущее, тем правильнее прикладываем педагогические усилия и эффективнее работаем. Вклад команды школы в ученика определяет не только его индивидуальную судьбу, но и технологическое развитие страны.
Complex learning
— Каковы методологические основания образовательной модели СКОЛКИ?
— В основе образовательного процесса лежит несколько подходов, соответствующих основной идее. В частности, project based complex learning. Методология complex learning используется в сфере профессионального образования, отчасти — в высшей школе. В школьное образование в России она интегрируется впервые.
Суть подхода в том, что ребенок движется к открытию нового, отвечая на вызов или проблематику индустрии. Он ищет недостающее для решения проблемы академическое знание, предлагает технологическое решение. Отправной точкой познавательного процесса становится не учебная проблематика, а реальные задачи и вызовы, которые задает индустриальный партнер.
На уровне индивидуального трека ученика это реализуется так. В расписании ребенка остаются академические слоты для самостоятельной работы над проектом. В рамках этого временного резерва менторы модерируют деятельность ребенка и совместно с ним формируют индивидуальную траекторию. Таким образом, программа не просто перестает быть линейной, она становится персональной и наполняется индивидуальным содержанием.
Индустриальные партнеры
— Много говорят о том, что социальные или индустриальные партнеры должны прийти в школу. Как именно они встраиваются в образовательный процесс?
— Да, идея не нова, но успешных практик, которые можно было бы масштабировать, нет. Проектная составляющая в СКОЛКЕ появляется уже в первом классе, а вместе с ней компетентный взрослый, сопровождающий эту деятельность, — проектный тьютор. Под его руководством дети знакомятся с индустриями в формате экскурсий, исследуют мир профессий, получают первое представление о проектной работе через социоигровые технологии.
В 5−7-м классе, наряду с педагогами-предметниками, значимым взрослым становится технологический ментор: с его поддержкой дети осваивают высокотехнологичное оборудование в школьных лабораториях. На этом этапе ребенок решает небольшие кейсы в лабораториях и готовится к тому, чтобы на следующий год реализовать полноценный проект в одной из них.
В жизни ученика становится все больше лабораторной работы — по мере появления соответствующей академической составляющей в учебной программе. Но знакомство с новой предметной областью, например в физической лаборатории, происходит раньше, чем появляется соответствующий учебный предмет — физика.
На этапе 8−9-го класса ключевая роль индустриального партнера — сопровождение в формате индустриального менторства, организация стажировок на производственных площадках и участие специалистов с точки зрения содержания школьного образования.
С 10-го класса ребенок начинает работать с бизнес-ментором, который сопровождает его в процессе коммерциализации продукта. Для поддержки ученических стартапов в школе появится инвестиционный комитет, а также грантовый и научный советы. Их задача — знакомиться с проектными идеями учеников на ранних этапах и открывать возможности финансирования будущих промышленных, креативных стартапов, получения грантов на научные разработки.
— Как изменится роль учителя?
— В парадигме практико-ориентированного обучения одним из самых существенных результатов, кроме высоких академических достижений, становится функциональная грамотность, которая позволяет решать учебные и жизненные задачи в различных сферах. И второе — это проектное мышление, которое в логике нашей модели выводит ребенка в 11-м классе на уровень реального стартапа и коммерциализации проекта.
Это означает, что учителя-предметники должны организовать преподавание в залоге развития метапредметных умений и навыков, а развитие этого компонента должно стать наблюдаемым. Академическое содержание во многом будет раскрываться в рамках project based learning и complex learning с учетом возраста учащихся и логики образовательного процесса. Сложное предметное знание, например естественно-научное, дети будут в значительной части осваивать в лабораториях через практику.
Очевидно, что перед педагогами-предметниками не ставится задача простой трансляции знания. Необходимо организовать обучение в действии, познание через опыт, опираясь на лабораторный ресурс. В этом смысле позиция учителя существенно меняется.
— Появление «СКОЛКИ» в перспективе может поменять массовую школьную практику?
— Образовательный проект «СКОЛКА» — это не только школа. Уже сейчас на рынке образования представлены бренды «СКОЛАРИУМ» и «СКОЛКА ЭКСПЕРТ». «СКОЛАРИУМ» — программы дополнительного образования «СКОЛКИ», включающие обучение в сфере индустрий будущего, академические программы для школьников и развивающие занятия для дошкольников, индустриальные исследовательские путешествия. «СКОЛКА ЭКСПЕРТ» — развивающееся сообщество профессионалов в сфере образования, центр консолидации и масштабирования педагогических практик.
Подготовка, развитие педагогических кадров для индустрии образования — ключевой процесс, необходимый для развития массовой школьной практики.

Текст: Юлия ЛЮБИМЦЕВА

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more