ШКОЛА.ПРАВО

Пожертвования, которые работают

Школьные эндаумент-фонды
Сегодня менее десяти российских школ имеют собственные эндаумент-фонды. Это совсем немного, однако еще несколько лет назад сложно было представить, что такой инструмент долгосрочного финансирования образовательных проектов получит развитие на уровне общего образования.
Кандидат юридических наук, директор Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Семён Янкевич
Стажер-исследователь Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Евгений Пучков
Эндаумент можно определить как часть имущества некоммерческих организаций, которое формируется за счет пожертвований. Профильный закон о формировании и об использовании целевого капитала некоммерческих организаций появился в 2006 году. С тех пор эндаументы появлялись в основном в университетах.

За рубежом эндаумент-фонды очень популярны в частных школах, особенно в тех, где ученики готовятся получать высшее образование. Такой фонд полностью обеспечивает деятельность школы и может покрывать большую часть ее расходов. Существуют рейтинги, в которых эндаумент-фонды ранжируются по размерам. Место в таком списке во многом определяет престиж школы и является показателем, на который ориентируются родители.

Иначе обстоит дело с государственными школами, которые не настолько богаты, чтобы сформировать эндаумент-фонд из собственных вложений. Более того, во многих странах вклад публичной школы в эндаумент может быть расценен как нецелевое расходование бюджетных средств. Например, российское законодательство запрещает школам передавать на создание целевого капитала собственное имущество.
Школа распоряжается не средствами жертвователей, а доходами, полученными от доверительного управления фондом. Это условие гарантирует неприкосновенность фонда
Именно поэтому первый шаг к появлению собственного эндаумента — сбор денежных средств — самый сложный. В России установлен минимальный объем, достаточный для формирования целевого капитала. Школе необходимо собрать 3 млн рублей в течение года с момента принятия решения о создании эндаумент-фонда. Следует сразу ориентироваться на максимальные показатели, чтобы при управлении небольшим фондом администрирование не стало основной статьей расходов. В связи с этим к моменту принятия решения о создании фонда директор школы должен понимать стратегию привлечения денежных средств и выстраивания отношений с потенциальными жертвователями: выпускниками, родителями, социальными предпринимателями и филантропами.

Нередко эндаумент-фондам на первоначальном этапе помогают благодарные выпускники. В 2000 году одна из школ в Массачусетсе организовала фандрайзинговое мероприятие с участием своего известного бывшего ученика — актера и комика Конана О’Брайена — и заработала первые 10 тысяч долларов. Сейчас размер целевого капитала этой школы превышает 20 млн долларов. Однако чаще всего школам (и у нас, и за рубежом) помогают благотворительные организации.

Эндаумент-фонды в России формируются на основе договоров пожертвования за счет денежных средств, в том числе в виде иностранной валюты, а также ценных бумаг и недвижимого имущества. Кроме этого, может быть объявлен публичный сбор средств. В обоих случаях жертвователи имеют право определять статьи расходов целевого капитала и знать, на что тратятся их вложения. Школа обязана ежегодно публиковать финансовый отчет.
Управление фондом

При этом школа распоряжается не средствами жертвователей, а доходами, полученными от доверительного управления фондом. Это условие гарантирует неприкосновенность фонда. Денежные средства могут быть вложены в государственные ценные бумаги, акции и облигации, объекты недвижимого имущества и иные инструменты дохода.

Целевым капиталом управляет компания, которую выбирает школа. Многие руководители опасаются передавать сторонней организации средства, собранные с большим трудом. Однако законодательство предусматривает гарантию: имущество, составляющее целевой капитал, не может перейти в собственность управляющей компании.

Существует несколько требований к управляющим компаниям:

  • Прежде всего, организация обязана иметь соответствующую лицензию Банка России.
  • Доходы от целевого капитала подлежат передаче школе в течение 15 дней после завершения отчетного периода, если иной срок не предусмотрен договором доверительного управления.
  • Вознаграждение управляющей компании не должно превышать 10% дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал.
  • Управляющая компания обязана проводить аудит состояния фонда.
Американский комик и ведущий Конан О’Брайен убеждает музыканта Боно вложиться в школьный фонд
Законодательства многих стран ограничивают процент дохода, который используется для администрирования деятельности фонда, на уровне 10−15%. Такая гарантия, помимо прочего, помогает убедить жертвователей в экономической целесообразности создания фонда.

Любые неправомерные действия управляющей компании, нарушающие правила управления имуществом или принципы отчетности перед собственником, могут быть обжалованы в суде.

Совет по использованию целевого капитала формируется из собственника целевого капитала, то есть школы, а также жертвователей, представителей общественности, экспертов. Совет определяет, на что расходовать средства, полученные от управления эндаумент-фондом. Гражданин или организация, которые пожертвовали более 10% балансовой стоимости имущества, составляющего капитал, вправе потребовать включить себя или своего представителя в совет по использованию целевого капитала.

Важно воспринимать существование совета не только как выполнение формальных требований закона, но и рассматривать его как инструмент, от которого зависит эффективность использования доходов. Именно этим пониманием необходимо руководствоваться при выборе членов совета.
Как потратить средства?
Немало вопросов возникает, когда эндаумент-фонд начинает приносить доходы. На что можно тратить заработанные от управления фондом средства? Законодательства разных стран нередко содержат запреты на финансирование за счет эндаумента расходов, на которые государство и так выделяет деньги.

Так, например, во Франции и в США запрещено оплачивать труд учителей за счет доходов от управления эндаументом. Российское законодательство не содержит таких ограничений. Однако имеющаяся практика использования доходов от управления целевыми капиталами университетов развивается по обозначенному пути. Как правило, не финансируются те мероприятия и программы, на которые образовательные организации получают средства из бюджета.

Основная цель эндаумент-фондов — создать дополнительные возможности для развития ребенка в школе и для поддержки учителей. Так, в Калифорнии с 1981 года действует SchoolPower, один из старейших эндаумент-фондов, поддерживающих школы. Примеры программ, которые финансирует данный фонд: уменьшение размеров начальных классов за счет открытия новых классов; изобразительное искусство в средней и старшей школе; финансирование работы школьного психолога в старшей школе; программа по изучению иностранных языков; создание инфраструктуры беспроводной связи и образовательных технологий; развитие дополнительных программ по легкой атлетике. Также фонд выдает гранты учителям.

В школе Peak to Peak в штате Колорадо за счет средств эндаумент-фонда финансируется программа стипендий для учеников, желающих поступить в университет, но не имеющих на это средств. Фонд предоставляет так называемые стипендии последнего доллара (англ. last-dollar scholarship), которые покрывают любые оставшиеся расходы, от книг и продуктов питания до оплаты аренды жилья.

В Канаде Collège Notre-Dame-de-Lourdes имеет собственный эндаумент-фонд, за счет средств от управления которым поддерживаются следующие мероприятия: улучшение компьютерного парка; предоставление стипендий для учащихся; приобретение и обслуживание школьных автобусов для путешествий во время поездок и внеклассных мероприятий; покупка формы для спортсменов школьных команд; реконструкция зданий гимназии и финансирование различных внеклассных активностей..
Эндаумент — это инструмент долгосрочного стратегического планирования. Неслучайно по закону он создается не менее чем на десять лет
Во Франции средствами эндаумент-фондов пользуются в первую очередь лицеи. Наиболее известны эндаумент-фонды Лицея святого Людовика (фр. Lycée Saint-Louis), Лицея Людовика Великого (фр. Lycée Louis-le-Grand) и Лицея Генриха IV (фр. Lycée Henri-IV). В первую очередь эти фонды поддерживают стипендии на обучение, например на оплату специальных курсов для поступления во французские престижные университеты (так называемые Grandes Ecoles) способным ученикам из семей с небольшим достатком.

Фонд Лицея Генриха IV финансирует программы развития электронных библиотек для обеспечения равного доступа всех детей к учебной, научной и художественной литературе. Фонд Лицея Людовика Великого поддерживает стипендии и стажировки, обеспечивает работу психологической службы для учеников лицея, финансирует участие школьников в национальных и международных конкурсах и обучение иностранных детей.

В целом во Франции, как и в России, культура эндаумент-фондов находится на стадии зарождения. Указанные фонды были созданы в течение последних десяти лет, и до массовых школ инициатива еще не добралась. В целях развития благотворительной деятельности, в том числе для появления эндаумент-фондов в школах, был создан Французский фонд (фр. Fondation de France) — государственный ресурсный центр и «фонд для фондов».
Общий фонд — выгодно
В зарубежной практике сегодня можно наблюдать новый тренд в филантропической культуре: создание эндаумент-фондов коммун либо союзов школ. Так, упомянутый фонд SchoolPower поддерживает деятельность четырех школ города. В городе Мэдисон (столица штата Висконсин) действует фонд поддержки публичных школ Мэдисона (англ. Foundation for Madison's Public Schools), являющийся эндаумент-фондом большинства школ города.

В России такая модель может быть реализована в небольших муниципалитетах. Законодательство не запрещает нескольким школам совместно учредить общий эндаумент. Доходы от управления таким фондом могут распределяться между школами поровну либо с учетом приоритетности целей. Преимущество подобного формата также заключается в возможности оперативно собрать достаточное количество денежных средств, в том числе благодаря крупному бизнесу, например градообразующим предприятиям.

Как показал анализ зарубежного опыта, эндаумент-фонды работают во многих развитых образовательных системах мира. При этом и в России, и за рубежом школьные эндаумент-фонды представляют собой более редкое и менее изученное явление, чем аналогичные структуры в вузах.

В целом российское законодательство относительно эндаумент-фондов ориентировано на успешные зарубежные модели:

  • школы вправе самостоятельно выбирать цели использования дохода от управления эндаумент-фондом (если цель не установил жертвователь);
  • законодательство гарантирует неприкосновенность фонда;
  • установлено правило об ограничении процента дохода на администрирование фонда.

В любом случае необходимо понимать, что эндаумент-фонды не могут стать массовым явлением на уровне общего образования. Этому препятствует большой размер стартового капитала. Также создание эндаумент-фонда — это большая работа, требующая от всего коллектива школы колоссальной энергии.

И наконец, эндаумент — это инструмент долгосрочного стратегического планирования. Неслучайно по закону он создается не менее чем на десять лет. Однако не все директора школ заглядывают так далеко. Иногда более выгодно потратить пожертвования здесь и сейчас, чем ждать, когда фонд принесет доход.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: