«Мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей»

Тридцать лет назад первопроходцы в изучении эмоционального интеллекта, профессора Нью-Гемпширского и Йельского университета Джон Мэйер, Питер Сэловей (сейчас президент Йельского университета) и Дэвид Карузо ввели само понятие «эмоциональный интеллект» (emotional intelligence, EI) в научную терминологию и определили его как часть общего интеллекта, как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать их для решения задач и достижения результатов. Это способность быть компетентным в человеческих контактах и понимать себя.
Давиде Антоньяцца
Профессор Университета прикладных наук Швейцарии, эксперт по развитию эмоционального интеллекта ребенка и социально-эмоционального обучения
Эмоциональный интеллект и эмоционально-интеллектуальная образовательная среда — это самые важные нововведения в области образования за последние 30 лет. Нет сомнений, что наш мозг работает как в рациональном (когнитивном) ключе, так и в эмоциональном. И оба этих направления необходимо использовать в системе образования и развития ребенка. Наш мир нуждается в новом поколении эмоционально образованных людей, которые не только будут понимать сущность и влияние эмоций на нашу жизнь, но и смогут управлять собой и гармонично взаимодействовать с окружающими.

В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы способностей:
1
Способность распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу). Какие эмоции вы испытываете сейчас? А какие эмоции испытывает ребенок? Эти вопросы многих людей ставят тупик.
2
Способность грамотно направить эмоции на стимулирование умственной деятельности и решение задач. Помните ли вы ситуацию, когда неожиданная эмоция помешала вам достигнуть важного результата? Или, наоборот, помогла решить задачу? Каждая эмоция несет важную функцию и помогает вам и ребенку в определенных ситуациях.
3
Способность определять причины возникновения эмоций, предугадывать, как эмоциональные состояния (сценарии) меняются со временем, а также понимать сложные эмоции и чувства. В чем причина той или иной эмоции? Часто при общении с другими, мы замечаем, что наши нейтральные (как нам кажется) слова вызывают у другого человека бурную эмоциональную реакцию. Что могло произойти? Возможно, вы затронули его ценности.
4
Способность регулировать эмоции, пробуждать их и направлять на достижение целей. Если вам данная эмоция сейчас не помогает, как вы можете переключиться? Какие стратегии работают для вас?
Как создать эмоционально-интеллектуальную среду в школе, учитывая разные данные детей
Задача эмоционально-интеллектуальной среды — создавать условия и эмоционально благоприятную атмосферу развития для всех. Это нельзя сводить к фрагментарным, разовым занятиям с детьми, это должно быть планомерное внедрение в образовательный и воспитательный процесс комплекса обучающих программ и практик развития эмоционального интеллекта, охватывающих всех участников данного процесса, в т. ч. и педагогов, и родителей. Ведь педагог, обращая внимание на свои эмоции и эмоции детей, используя «эмоциональные» слова, весь спектр эмоций, демонстрируя искренний интерес к ученикам, помогает им также осознанно относится к своим эмоциям и чувствам, прогнозировать последствия своих реакций и поведения. Это первый важный этап создания ЭИ-среды.
Это значит, что в первую очередь желательно не только развивать эмоциональный интеллект детей, но и обучать и педагогов, и родителей тому, как себя вести так, чтобы улучшать общение, эмпатию, понимание своих эмоций, управление эмоциями, использование эмоций в принятии решений и решении задач; как создать для ребенка атмосферу заботы, уважения и вовлеченности, которая будет благоприятствовать его развитию в нужном направлении и в школе, и дома.

Родители, преподаватели, воспитатели, руководители учебных и воспитательных учреждений — все играют важную роль в создании и поддержке ЭИ-среды.
Елена Хлевная
Амбассадор эмоционального интеллекта в России, основатель Лаборатории эмоционального интеллекта (резидент «Сколково»)
Есть четко обоснованный научный подход к эмоциональному интеллекту, который рассматривается как часть общего интеллекта, когда эмоции являются источником данных, помогают ребенку думать, действовать и принимать эффективные решения. Данный научный подход обеспечивает строгую методологическую логику и эффективность программ, верифицированные инструменты развития способностей, а также позволяет получить прогнозируемые практические результаты.
Есть валидная объективная методика диагностики эмоционального интеллекта, разработанная на базе данного научного подхода. Основатели теории ЭИ еще с 1997 года разрабатывали тестовую методику измерения ЭИ и после многочисленных исследований и проверок в 2002 году выпустили новый тест — MSCEIT V2.0 (The Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Данный тест был переведен на русский язык и адаптирован к российской выборке под руководством д. псих. н., профессора ИП РАН Е. А. Сергиенко. В ходе адаптации возникла необходимость создания культурно специфичного теста, отражающего традиции русскоязычной популяции, был создан российский тест эмоционального интеллекта (ТЭИ).
И уже очень скоро выйдет подростковый тест на уровень развития ЭИ детей и подростков с 10−17 лет — MSCEIT — YRV, переведенный и адаптированный под руководством Е. А. Сергиенко для русскоязычной выборки.

Тест как объективный метод позволяет увидеть индивидуальную картину развития ЭИ с сильными сторонами и зонами роста, а также проверить эффективность программы развития ЭИ.

И, конечно же, есть многолетние исследования и практика, подтверждающие эффективность развитого ЭИ ребенка в его взрослой жизни — при построении карьеры, личных отношений и прочего.
Татьяна Киселева
Психолог, главный консультант «ЭИ Дети»
Ребенок с высокоразвитым ЭИ способен понимать свои эмоции и чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, и в школе ему легче общаться со сверстниками, он с интересом учится, показывает более высокие академические результаты.

Он может более эффективно, чем дети с низким уровнем ЭИ, справляться со стрессами школьной жизни и направлять свои эмоции в нужное русло. Поддержка родителей очень важна в развитии этих способностей. Если вечером после школы с ребенком подводят «эмоциональный» итог дня, обсуждают, какие эмоции помогли ему справиться с задачами, а что пошло не так, как хотелось бы, ему легче переживать сложные эмоциональные ситуации в школе.
Книга «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей»
Это книга для широкого круга читателей. В первую очередь — для родителей, так как акцент сделан именно на взаимоотношениях с детьми, на том, как и с помощью каких стратегий и техник родители могут поспособствовать развитию эмоционального интеллекта ребенка, как создать развивающую эмоционально — интеллектуальную среду. Бонусом можно еще и свой эмоциональный интеллект развить!
Книга будет интересна также педагогам, психологам и другим специалистам, работающим с детьми, которых волнуют прикладные вопросы по развитию эмоционально-интеллектуальных и социальных навыков детей и подростков.

https://ast.ru/book/emotsionalnyy-intellekt-rebenka-i-zdravyy-smysl-ego-roditeley-850503
Приглашаем на Неделю эмоционального интеллекта, которая пройдет 1−5 марта в социальных сетях «ЭИ Дети». Лучшие эксперты, лайфхаки и практики в течении пяти дней — совершенно бесплатно.
Telegram-канал «ЭИ Дети» «Эмоции рулят» — https://t.me/eirules