Как мотивировать взрослых учиться онлайн?

Советы Марины Литвиновой, программного директора университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket о том, как создавать и поддерживать мотивацию студентов учиться.
Программный директор университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket
Марина Литвинова

Проектируя образовательные траектории, я вижу такие проблемы:

  • учебные программы/курсы создают люди, которым нравится учится и которые не понимают, что обучение — это труд
  • ксперты и преподаватели, передающие свои знания и опыт, не помнят, каково это — не иметь этих знаний и опыта
  • одной группе учащихся могут находиться люди с разным уровнем знаний и опытаучебные программы могут не учитывать ожидаемую скорость изменений поведения после обучения.
В итоге, когда приходят учиться новички, не испытывающие особого азарта, возникают сложности. Им не хватает мотивации и вовлеченности чтобы дойти до финала, не понятны слова экспертов.

Что делать в этой ситуации? Могу посоветовать набор инструментов, чтобы создавать и поддерживать мотивацию студентов учиться.
8 инструментов для повышения мотивации студентов
1) Разделяйте группы учащихся по уровню знаний или давайте задания для новичков и опытных

Не всегда просто разделить аудиторию курса на два потока — новичков, которым нужно все объяснять с «нуля», и экспертов, пришедших за углубленным материалом. Что делать, когда группа набирается разноуровневая, а ждать набора группы своего уровня учащиеся не готовы? Можно ориентироваться на входные данные об учащихся, адаптировать программу обучения на ходу, давать шаблоны/инструкции для новичков и лайфхаки/задания со звездочкой для более опытных. А также продумывать, как эти люди могут взаимодействовать в одной группе и быть полезными друг другу.


2) Будьте всегда на связи

Оказывайте активную поддержку в чатах, в обратной связи на домашние задания, чтобы обнаружить пробелы в знаниях конкретного учащегося и посоветовать, как их закрыть. Это сопровождение процесса обучения, кропотливое и вдумчивое, мотивирующее, с поясняющей обратной связью. Задача сложная, но выполнимая.
3) Помогайте шаблонами и примерами

Новичок еще не умеет мыслить критически, так как у нет опыта, на который он может опереться. Ему нужны понятные инструкции. Например, художники учатся рисовать, копируя картины великих мастеров, чтобы со временем развить свой стиль и творить самостоятельно. Действие по шаблонам оттачивает навык и со временем приведет к действиям без шаблонов и созданию своих собственных стандартов.

4) Обозначьте четкие даты контроля для промежуточных результатов

По крайней мере, при обучении новичков. Гибкие дедлайны (а также их отсутствие) часто приводят к тому, что слушатели бесконечно откладывают домашнее задание в долгий ящик и на курс уже не возвращаются: восстанавливаться после долгого перерыва тяжелее, да и первоначальный запал уже угас.

Поэтому в ваших интересах в начале обучения обговорить общую нагрузку и дедлайны. Например, на курсах EdMarket студенты слушают два вебинара в неделю, получая после каждой темы домашнее задание на отработку навыков. На выполнение таких заданий отводится неделя.

5) Учитывайте в образовательной траектории уровень и скорость усвоения новых знаний и навыков

Не требуйте от студентов высоких результатов немедленно. Учитывайте ожидаемую скорость изменений. В книге Джули Дирксен есть чудесная аналогия о том, как обучаются здания. Посмотрите на дом и подумайте, сколько времени понадобится, чтобы перекрасить стены, поставить новую мебель, поменять лампочку, сделать перепланировку, установить новые коммуникации, перекрыть крышу, достроить стену, укрепить фундамент? Ведь совершенно очевидно, что скорость осуществления этих планов разная.

Так же и в обучении:

  • научиться чему-то новому проще, чем переучиться делать по-старому,
  • освоить работу в конкретной программе проще, чем справиться со своей реакцией на стрессовые ситуации
Нужно заложить время для изменений, ведь для усвоения любой новой информации нужна не только практика, но и периодическое возвращение к уже изученному материалу.

Научим всему на курсе «Руководитель образовательного онлайн-проекта»

6) Предлагайте индивидуальное сопровождение

На рынке онлайн-образования все ощутимее запрос на индивидуальные консультации и сопровождение. Поэтому менторинг, коучинг и подобные форматы могут стать дополнительной мотивацией пройти ваше обучение.

Например, в EdMarket вы можете получить услугу менторинга и индивидуальные консультации во время обучения от опытного игрока рынка.

7) Связывайте теорию с практикой

Довольно сложно (и нудно) изучать теорию, если не представляешь, как применять ее на практике. Чтобы студенты не бросали обучение на полпути, свяжите новые знания с их реальными задачами.

  • лучше всего, если обучение строится на основе собственного проекта студента. В EdMarket, работая над дипломом, слушатель прорабатывает элементы собственного курса и к финалу обучение получает проект, готовый к запуску на рынок.
  • давайте практические задания после каждого блока теории, чтобы студенты могли закрепить изученные знания.
  • промежутки между теорией и практикой не должны быть слишком длинными.
8) Используйте геймификацию и другие вовлекающие техники

Вы можете чередовать форматы обучения, применять игровые элементы: рейтинговые системы, бонусы. Но не переборщите, чтобы не вызвать чрезмерной информационной нагрузки на учащегося. Необычный формат, например, сложный диалоговый тренажер, не гарантия успеха. Подбирайте форматы обучения под его цели, а также соотнесите полет фантазии с особенностями аудитории. Например, если вы делаете курс для консервативных слушателей, изыски в духе геймификации могут быть лишними.
Помните, что учиться любят не все. Точнее, многие НЕ любят учиться и воспринимают этот процесс как необходимую повинность, как преграду для достижения цели. При этом их может мотивировать демонстрация промежуточных успехов. Иногда таким учащимся нужна геймификация, социальные активности только для того, чтобы «уговорить» свой мозг учиться, справиться с его сопротивлением. Не все учащиеся готовы взять на себя ответственность за результаты обучения, но с этим можно работать, если у них есть конкретные цели. И, проектируя обучение, нужно в каждой единице контента держать фокус на целях, ради которых люди заплатили за ваш курс деньгами или, если продукт бесплатный, то временем.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: