ШКОЛА. СРЕДА

Архитектура образовательных пространств

Идеи и эксперименты
Если в образовательном учреждении хорошая академическая составляющая, так ли велика роль архитектуры и дизайна?
Современные технологии уже изменили то, как новое поколение учеников усваивает информацию. Вслед за этим трансформируется и учебный процесс: от концепции единообразия и унификации фокус смещается на вариативность, воспитание разносторонней и проактивной личности. Это диктует новые требования к учебным пространствам: многофункциональность, трансформируемость, разнообразие, открытость и доступность. В здании школы ребенок проводит 11 лет. Какие чувства и эмоции он будет испытывать каждый день, зависит в том числе и от архитектуры.
Иван Кожин
архитектор, партнер архитектурного бюро «Студия 44»
Гимназия имени Е. М. Примакова, Московская область
В 2023 году на территории кампуса Гимназии имени Примакова открылось новое здание, где обучаются школьники 8−11-х классов. Проект вошел в шорт-лист престижной международной премии Всемирного фестиваля архитектуры (World Architecture Festival).

Атриум. Основой проекта здания гимназии стал атриум — своего рода сердце школы. Это первый образовательный проект архитектурного бюро «Студия 44», где атриум используется как сложное общественное пространство.
Необходимо было спроектировать актовый зал на 1000 мест со сценой. При этом было очевидно, что такое большое помещение для зала будет простаивать большую часть года. Так родилась концепция амфитеатра с холмами, который может быть рекреацией, а при необходимости трансформироваться в некий актовый зал для проведения крупных мероприятий.

Пол атриума трактован как искусственный рельеф. Элементы этого рельефа — террасированные: склон (лестница-амфитеатр), холмы. Под одним из холмов обустроена библиотека. Под вторым холмом расположилось кафе.
Такое пространство атриума интересно как эксперимент, а современная школа отличается от традиционной именно стремлением создавать неформальные пространства.

Стилистические решения. При всей планировочной сложности и некоторой авангардности самого внутреннего пространства выбран сдержанный архитектурный язык для его оформления. Кирпич и дерево — естественные спокойные материалы, они являются фоном для кипящей жизни школы. Сочетание вневременной консервативности со стилистикой модерна.
Современная школа отличается от традиционной именно стремлением создавать неформальные пространства
Технические особенности. Предусмотрено множество технических деталей, на которые посетители не всегда обращают внимание. В атриуме, например, установлена инновационная система автоматического пожаротушения с использованием пожарных роботов: сенсоры реагируют непосредственно на источник возникновения дыма, струя направляется именно в эту зону. Кроме сокращения времени реагирования системы, это позволило максимально оставить открытыми фонари верхнего света.

Современная школа может и, нам кажется, должна играть роль объединяющего социально-образовательного центра. В Гимназии имени Примакова мы предусмотрели несколько входов в здание. У входа в спортивный блок устроен отдельный гардероб и прямой доступ к трибунам для зрителей. Также с улицы организован проход к столовой. Это позволяет изолированно от основных помещений школы проводить различные мероприятия и соревнования.
Внутреннее пространство. Для команды архитекторов «Студии 44» важно было создать функциональное и трансформируемое пространство. Ребенок проводит в школе 11 лет. Ценно, если здесь он сможет открывать для себя новое, отличающееся от привычного, выбирать разные маршруты. Например, так в здании появились мосты, благодаря которым с каждого ракурса пространство раскрывается по-новому.

Важный пункт — многофункциональность помещений, различные сценарии использования. Учебные классы в гимназии трансформируются, чтобы удобно было и проводить большие дискуссии, и работать в маленьких группах.
Я считаю, что школы должны больше экспериментировать с архитектурой зданий, с дизайном. Это меняет человека, воспитывает его вкус. Для меня самым большим комплиментом стали слова директора Гимназии имени Примакова Майи Отариевны Майсурадзе: «Это пространство настолько свободное, что дети, которые учатся здесь, уже совершенно точно вырастут другими».

Визуальная открытость. Важная часть архитектурной и смысловой концепции школы — максимальная открытость. Стены классов выполнены из прозрачных материалов. Такая среда пробуждает другую модель поведения — открытая коммуникация, повышение мотивации и вовлеченности. Каждый может увидеть, что происходит в других классах, и это приводит к более тесному сотрудничеству в образовательном процессе.
Работа с заказчиком. Любой удачный проект рождается тогда, когда представители всех сторон заинтересованы в результате. С Майей Отариевной мы удачно совпали в нашем видении.

У команды школы было четкое понимание, как на практике использовать трансформируемые классы, возможности свободной перестановки мебели, было понимание, что вписывается в учебный процесс, а что нет. Важную роль здесь сыграла определенная насмотренность: административная команда гимназии посетила много новых школьных зданий, в том числе и за рубежом.
Академия танца Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
В нашей архитектурной мастерской, кажется, так уже заведено, что все проекты школ случаются всегда в непростых условиях или с необычными задачами. Например, Академия танца Бориса Эйфмана в Петербурге — сложный комплекс, где общеобразовательная школа, учебный театр, общежитие и балетные классы фактически встроены внутрь жилого квартала в центре Петроградской стороны. Здесь соединены старинные здания и вновь возведенные сооружения. Комплекс строился очередями. В 2012 году на месте бывшего кинотеатра возникли учебно-административный корпус и общежитие, в 2015-м в отреставрированном деревянном особняке конца XIX века был обустроен Музей петербургского балета, а в 2019 году завершилась модернизация школьного здания 1930-х годов и строительство Детского театра балета.
Учебное пространство. Пространство между жилым и учебным корпусами решено в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с 12 балетными залами. Атриум прорезан двумя открытыми дворами и снабжен системой лестниц и переходов для связи всех помещений комплекса. Чтобы в условиях очень плотной застройки дать помещениям академии как можно больше света, стены рекреаций и балетных залов выполнены из полупрозрачного стекла. Балетные залы должны были быть разных размеров, поэтому ни один план этажа не похож на другой — залы словно танцуют в атриуме.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more