школа. наука

Время для изменений

Школьные практики в объективе нейрофизиолога
Сложно представить современную школу, где избегают любых инноваций, стараются всеми силами отгородиться от идеи совершенствования процесса обучения. Но школ, которые смело берут на вооружение инструменты смежных дисциплин, тоже не так уж много. Почему? Какие перспективы открываются перед образовательной организацией, если мы углубляем понимание процессов, происходящих с ребенком во время обучения? Рассказывает нейрофизиолог Наталья Лунина.
  • Наталья Лунина
    генеральный директор, соучредитель Института нейрофизиологической психологии, практикующий психолог, прикладной нейрофизиолог
Оценить готовность
О ценности и содержании междисциплинарного сотрудничества педагогов и нейрофизиологов-практиков мы начали говорить в юбилейном выпуске EdExpert в статье «Кого мы учим?». На этот раз мы рассказываем, как интегрировать новые подходы в процесс обучения, как с наименьшими затратами существенно повлиять на качество освоения учебных программ.

Традиционно ключевые точки и этапы образовательного процесса для детей и их семей — это:

1. прием в школу;

2. начальная и промежуточная оценка актуального состояния ребенка, уровня его подготовки;

3. организация образовательного процесса;

4. анализ особенностей освоения учебной программы (на этом этапе возможны корректировки форм и объемов содержания образования для групп детей или отдельных учеников);

5. обратная связь для родителей.
Между развитием учебных навыков и становлением нейрофизиологических функций есть закономерное соотношение
Удерживая основные задачи этих этапов, посмотрим на них через призму нейрофизиологических процессов и определим, что можно улучшить на каждом этапе.

Прием в школу. Если ваша школа принимает всех, кто относится к ней по территориальному принципу, или это только что открывшаяся частная школа, то, скорее всего, вы имеете дело с очень неоднородным с точки зрения готовности к обучению и психологической зрелости детским коллективом. Излишне говорить, что при таких условиях сложно подстраивать образовательную программу под задачи развития разных групп учеников.

А если у вас популярная образовательная организация, решающая специальные задачи (например, лицей, школа с углубленным изучением предметов), тогда по каким критериям проводить входное тестирование?

Независимо от целей и условий работы школы ключевой критерий — это физиологическая зрелость ребенка. Долгие годы мы ориентировались в этом вопросе на три параметра: возраст, смену молочных зубов и прохождение так называемого полуростового скачка (Филиппинский тест). Однако эти критерии малоинформативны с точки зрения прогнозирования перспектив обучения конкретного ребенка.
Апгрейд. Включаем в систему приема короткое (3−5 минут) тестирование нейрофизиологических параметров. Например, тест на функциональную зрелость вестибулярной системы «Тандем-ходьба» и графомоторный тест «Гештальт-тест Бендера» покажут физиологическую готовность мозга к письму, к работе с визуальной информацией, к работе в двухмерном пространстве. Таким образом, вы сможете изначально дифференцировать детей по критериям истинной готовности к системному обучению, определить, какие акценты надо сделать в работе с разными группами (классами) детей.
Знакомимся ближе
Оценка актуального состояния ребенка, уровня его подготовки.

И вот перед нами дети, с которыми предстоит пройти долгий путь. Мы в самом начале (это может быть первый класс или любой другой, в который поступил ребенок в вашей школе), но уже можем получить много информации об их развитии.

Часто учителя сталкиваются с тем, что никакие педагогические усилия, мастерство и разнообразие подходов не приводят к желаемым результатам. Осознание происходит постфактум, когда много времени, сил, нервов педагога, ребенка и его семьи уже потрачено.

А может быть и так, что ученик показывает высокие образовательные результаты, только при этом у него проблемы со здоровьем, со сном, подавленное настроение, чувство эмоциональной и физической истощенности. Можно воспринимать такое состояние как естественное, ведь ребенок много трудится. Но надо понимать, что задействованы компенсаторные способы решения, то есть образовательные задачи решаются за счет существенного увеличения нагрузки на многие физиологические структуры ребенка.

Компенсаторный путь позволяет достигать определенных результатов, но это точно не оптимальное решение. Поэтому и детям с трудностями в обучении, и «результативным уставшим» детям нужны инструменты оценки их нейрофизиологической зрелости.
Динамические паузы крайне важны, но упражнения нужно подбирать в соответствии с логикой и задачами урока
Апгрейд. Рекомендуем использовать краткий диагностический тест для детей от 7 лет и старше, составленный Институтом нейрофизиологической психологии на основе 47-летних клинических исследований функций нервной системы, которые составляют основу успешного обучения в школе.

Тест адаптирован для работы школьных педагогов и включает только наиболее значимые показатели. Диагностика позволяет выделить группу детей, обучение которых потребует определенных педагогических инструментов, в противном случае усилия учителя будут малоэффективными.

Тестирование можно организовать для всего класса или только для тех детей, в отношении которых у специалистов возникают вопросы, на старте или на любом этапе обучения.
Полезное движение
Организация образовательного процесса. Было бы странно, если бы у нас имелись только инструменты диагностики, но не инструменты коррекции и развития. И они есть.

В педагогических вузах будущим учителям начальной школы рассказывают, как важны динамические паузы во время уроков, двигательная активность в течение учебного дня. Это совершенно верно! Но часто динамические паузы и в целом двигательная активность воспринимаются учителями как что-то вроде разминки, переход из статичного, пассивного состояния в активное. Многие учителя сетуют на то, что после таких пауз на уроке сложно настроить детей на рабочий лад, включить в учебную деятельность. Это естественно: вследствие двигательной активности повышается частота сердечных сокращений, организм настраивается на физическую нагрузку, а его «обездвиживают», ребенка усаживают за парту и предлагают заняться интеллектуальным трудом.

Апгрейд. Динамические паузы крайне важны, но упражнения нужно подбирать в соответствии с логикой и задачами урока. Вам предстоит объяснять новый материал — включите внимание (зрительное и слуховое); собираетесь дать детям письменное задание — включите упражнение на мелкую моторику и проприоцептивные функции; детям предстоит читать текст — предложите вестибулярное и зрительное упражнение.
Одной минуты зараз вполне достаточно, чтобы стимулировать необходимые нейрофизиологические функции, а если вы будете на каждом уроке одну-две минуты выделять на динамические паузы, то это ровно то, что нужно развивающейся нервной системе ученика. Идеальный вариант — провести специальную коррекционно-развивающую зарядку.

Нейромоторная зарядка разработана для занятий с целым классом и представляет собой последовательность объединенных в группы упражнений, которые день за днем в течение учебного года обеспечивают развитие необходимых для эффективного обучения нейрофизиологических функций или компенсацию дефицитов развития этих функций.

Упражнения подходят всем школьникам: «зрелые» дети поддерживают нейрофизиологическое здоровье, у остальных активизируется процесс образования недостающих нервных связей. Пять минут в день, и мы не только соблюдаем ФГОС в части здоровьесбережения, но и вносим незаменимый вклад в качество образовательного результата.
Динамика
Анализ особенностей освоения учебной программы. Итак, мы провели диагностику, дифференцировали детей по индивидуальным характеристикам функциональной зрелости, включили в образовательный процесс специальную двигательную активность. Теперь есть возможность анализировать, как дети осваивают учебные программы.

Между развитием основных учебных навыков и становлением нейрофизиологических функций есть закономерное соотношение.

Рассмотрим это соотношение на примере навыка чтения. Мы традиционно оцениваем чтение по ряду параметров — от скорости и интонации до понимания смысла прочитанного. В девяти случаях из десяти низкие показатели по этим параметрам коррелируют с высокими показателями дефицитов вестибулярной и зрительной систем. Здесь может быть четыре варианта соотношения:
  • Наблюдается положительная динамика в восполнении дефицитов — и чтение становится более эффективным. Отлично! К этому и стремились.
  • Положительная динамика в восполнении дефицитов отсутствует на фоне регулярных занятий — сохраняются низкие показатели по освоению навыка чтения. Появляются веские основания рекомендовать родителям обратиться к логопеду и, возможно, неврологу. Отсутствие положительной динамики может быть связано с органическими особенностями ребенка.
  • Наблюдается положительная динамика в восполнении дефицитов — чтение не становится более эффективным. Именно в этом случае стоит обратиться к проверенной педагогической стратегии: больше читаем, пересказываем, выделяем дополнительное время на занятия.
  • Положительная динамика в восполнении дефицитов отсутствует на фоне регулярных занятий — чтение становится более эффективным. Неизвестное науке явление! Отдельные показатели освоения навыка могут улучшиться на фоне снижения других. Например, увеличивается скорость чтения, но ребенок не понимает смысла прочитанного.



Все упомянутые в статье тесты и другие диагностические инструменты, а также способы интерпретации данных и упражнения вы найдете в книге Салли Годдард Блайт «Оценка нейромоторной готовности к обучению», опубликованной Институтом нейрофизиологической психологи (Москва)
Апгрейд. Таким образом можно исследовать любой из учебных навыков, подобрать подходящие для каждого случая инструменты, дать родителям доказательную информацию, полученную в результате диагностики, — это шаг к совершенствованию образовательного процесса.

Обратная связь для родителей. Мы упомянули родителей на предыдущем этапе. Как известно, их продуктивное участие в образовательном процессе играет значительную роль. Но на практике далеко не всегда удается построить именно продуктивное взаимодействие. Родители нередко наделяют учителей педагогическим всемогуществом и требуют от них впечатляющих результатов, невзирая ни на что. Действительно, одно из самых уязвимых мест в связке учитель — родитель — это разграничение зон ответственности. Кроме того, нам часто не хватает аргументов для более полного вовлечения семьи в учебную деятельность ребенка.

Апгрейд. Как бы родителям ни хотелось переложить ответственность за образовательный результат только на школу, забота о здоровье ребенка, его физическом состоянии все же находится в их зоне влияния.
Когда в обсуждении перспектив и результатов обучения мы опираемся на доказательные данные о нейрофизиологическом развитии конкретного ребенка, удается разделить педагогические задачи и задачи нейрофизиологического развития. Становятся понятны причины конкретных трудностей ребенка (в том числе и родителю), можно выработать комплексные решения.

В этой ситуации родителю сложно сказать: «Это школа не справляется, не может замотивировать». Во взаимодействии с семьей появляется та конкретная фактура, недостаток которой осложняет взаимодействие, порождает сомнения и необоснованные тревоги.
Любое усовершенствование процессов, особенно на стыке предметных областей, требует сил, времени, но в итоге ведет к качественному улучшению результата.

Исследования физиков первой половины XX века, посвященные ультразвуковым волнам и пьезоэлектрическому эффекту, обогатили медицину ультразвуковой диагностикой. Сейчас сложно представить себе лечение огромного количества заболеваний без этой аппаратуры, но потребовалось два десятилетия и масса усилий, чтобы освоить и ввести в рутинную практику столь распространенный в наше время метод.

Так и сейчас: у нас в руках результаты многолетнего исследовательского труда нейрофизиологов, пора применять эти знания на практике!
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: