SOFT SKILLS. СМЫСЛЫ
Жонглировать моделями познания
Как воспитать профессионала?
СПРАВКА
Виктория Шиманская

Создатель технологии построения цифрового профиля и индивидуальных траекторий развития SkillFolio.
Доктор психологии; ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта детей; автор первой запатентованной методики системного развития EQ детей; преподаватель в МИП, МГИМО и автор книг о развитии эмоционального интеллекта
Жизнь на 10% состоит из того, что происходит, и на 90% — из смыслов, которыми мы наполняем происходящее. Это действительно так. Но чтобы в это утверждение поверили дети и подростки, недостаточно просто произнести его. Поэтому я прошу ребят посмотреть на экран, где изображен серый прямоугольник с двумя рядами кружочков — известная оптическая иллюзия, и говорю: «Вы можете с помощью силы мысли увидеть в верхнем ряду ямки, а в нижнем выпуклости. Получается? Отлично. А теперь наоборот. В верхнем ряду пусть будут выпуклости, а в нижнем ямки. Снова получилось? А картинка при этом не меняется. Мир такой, каким мы готовы его видеть».

И вот подростки-«ежики» уже готовы слушать преподавателя, разрабатывать свою профессию будущего, с увлечением заниматься школьными предметами и взаимодействовать с миром. Им уже интересно, как можно менять мир, как найти в этом мире свое место. За последние три года мы обучили тысячи подростков и педагогов по всей России, объясняя в процессе обучения, что путь к счастью лежит через поиск своего призвания и профессии.

По прогнозам Оксфордского университета, в ближайшем будущем более 35% человек останутся без работы. И тут же деловое издание РБК, ссылаясь на авторитетные источники, опубликовало статью о том, что нехватка квалифицированных кадров составит более 50 млн человек. Каждый ребенок сейчас, на самом деле, стоит перед выбором: быть или не быть востребованным специалистом, который реализует интересные проекты, имеет хороший доход. В наших силах помочь ребятам вырасти нужными всем профессионалами. Не просто инженерами, врачами или педагогами, а выдающимися инженерами, выдающимися врачами и выдающимися педагогами. Каким образом? Есть три шага: определи, развивай, поддержи.

Шаг 1. На данный момент уже есть технологии, которые помогают понять и даже измерить развитие метакомпетенций, ролевых поведенческих моделей, помогающих раскрыть потенциал ребенка.
Шаг 2. Развитие возможно с учетом индивидуальной траектории развития. Очень важна геймификация процесса.
Шаг 3. Образование в современном мире формируется через плотную связь с реальной жизнью. Поэтому процесс обучения (как основного, так и дополнительного образования) строится на реальных задачах бизнеса, науки и жизни.
В наших силах помочь ребятам вырасти нужными всем профессионалами. Не просто инженерами, врачами или педагогами, а выдающимися инженерами, выдающимися врачами и выдающимися педагогами. Каким образом? Есть три шага: определи, развивай, поддержи
Смыслы vs оценки
Трудно целенаправленно развивать то, о чем раньше даже не задумывался: эмоциональный интеллект, креативность, системное мышление, медиаграмотность. Появилось очень много новых слов и понятий, за которыми скрывается захватывающее приключение — познания себя и мира.

Наша задача заключалась в том, чтобы сделать квесты, тесты-тренажеры, которые ребята проходили бы с удовольствием, а в результате получали важную информацию о новых навыках и о себе. Более того, в условиях модернизации содержания образования стала актуальной проблема оценки развития метапредметных навыков. Мы разработали методику оценки профиля навыков и компетенций SkillFolio, чтобы подростки могли определять свои цели, формировать осознанность.

Самоопределение включает в себя выбор интересов, профессии, ролевых моделей и компетенций. Известные профориентационные методики — авторства советских и российских психологов Николая Пряжникова, Евгения Климова и других — имеют во многом устаревший набор профессий и не позволяют оценить уровень развития навыков XXI века. Мы объединили опыт известных методик и выявление поведенческих ролевых моделей и ведущих типов мышления, определение уровня развития интересов, навыков, памяти, внимания, эмоционального интеллекта. Получился более комплексный подход. Он позволяет реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) к развитию самосознания подростков.
Рис 1. Результаты SkillFolio-теста. В результатах теста вы видите три блока информации (разумеется, профессиональная роль и все характеристики будут в каждом случае индивидуальными).
Внимание. Показывает способность сосредоточиться на информации, на наблюдении за ситуацией.
Память. Указывает на способность сохранить и воспроизводить сохраненную информацию.
Эмоции. Собственно, способность распознавать эмоции.
После обработки результатов создается цифровой профиль навыков и компетенций. Участник получает файл с описанием уровня своих психофизиологических показателей (внимание, память, эмоции), ведущей ролевой модели поведения в команде, график распределения интересов и навыков. Результаты теста показывают сильные стороны, возможность добиться успеха в определенной профессии, раскрыть свой потенциал.

Почему важны именно роли в команде? Сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob недавно объявил об исключении из резюме графы «образование». Действительно, можно закончить вуз и получить корочку, в которой написано «маркетолог». Но я знаю сотни маркетологов, чьи работы принципиально отличаются друг от друга. Есть люди-аналитики, которым невероятно нравится работать с цифрами, данными, искать взаимосвязи. А есть те, кто сбежит от такой работы через три дня, зато прекрасно создает новые продукты. Кто-то — отличный коммуникатор, а кто-то мыслит схемами. Именно понимание своей ролевой модели в первую очередь помогает найти СВОЮ работу и СВОЕ предназначение.

Ребята проходят квест, в результате чего начинают понимать свои ролевые модели (см. Таблицу 1).
Знания всегда были в приоритете. Стремление их получать всегда было и будет главным двигателем прогресса. Но можно искать ответы на вопросы только одним привычным нам путем, а можно сразу несколькими
Увлечение и обучение
Цифровой профиль SkillFolio позволяет понять отправную точку. Но это только начало. Дальше важно вовлечь ребят в развитие навыков. На курсах повышения квалификации мы учим педагогов, как развивать системное мышление, креативность, эмоциональный интеллект и навык виртуального сотрудничества в процессе обучения школьным предметам.

Цифровизация и геймификация адаптируют процесс под восприятие современных подростков. Ребята самостоятельно погружаются в игровой процесс. Например, они путешествуют по «Навыкам будущего», где каждый аттракцион — «Колесо обозрения эмоций», «Тир целей» — помогает освоить и развить эти навыки.

Сейчас принято называть метакомпетенции навыками будущего, хотя эмоциональный интеллект или креативность были важны во все времена. Вроде бы новым является виртуальное сотрудничество, но умение работать в команде, визуализировать и точно ставить задачи, умение планировать и ставить цели тоже были необходимы в любое время. Единого перечня навыков будущего нет, и это не так важно. Главное, чтобы за их названиями было понимание практического применения.

Давайте рассмотрим некоторые из них подробнее.
Рис 2. Сфера интересов и достижений
Эмоциональный интеллект

Emotional quotient (EQ) занимает важное место в любом перечне. Это понимание себя, своих эмоций, чувств и намерений. Это понимание причин поступков других людей, с которого начинается гармоничное и эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это дар, который позволяет направлять силу и энергию наших эмоций на достижение целей, на поддержание мотивации и стремлений. Уровень EQ определит реакцию детей в новых условиях: спрячутся ли они в «домике», выступят с агрессией или вольются в этот мир с его новыми возможностями и ресурсами? От этого выбора зависит, где окажется ребенок завтра: в окружении 35% безработных или в группе востребованных специалистов.

В следующем номере я расскажу о практиках развития эмоционального интеллекта, которые эффективно применяются в образовательной среде.
Первые исследования эмоционального интеллекта появились еще в начале XX века. В 1920 году профессор Эдвард Торндайк впервые ввел понятие социального интеллекта, который он описал как «способность понимать людей, мужчин и женщин, мальчиков и девочек, умение обращаться с людьми и разумно действовать в отношениях с людьми».
Развитие мышления

Современные технологии настолько расширили возможности существующих профессий, что необходимость их трансформирования стала очевидной. Кассиры, бухгалтеры, журналисты, врачи, юристы, маркетологи и множество других профессий качественно изменились благодаря внедрению новых технологий. И если такие комбинации существуют уже сегодня, то можно с уверенностью прогнозировать их развитие в ближайшем будущем.

Именно поэтому уже сегодня мы должны прекратить смотреть на мир под одним углом. Нам просто необходимо научить своих детей использовать при достижении целей разные модели познания. Умение жонглировать не знаниями, а именно моделями познания позволит ребенку стать специалистом XXI века.

Знания всегда были в приоритете. Стремление их получать всегда было и будет главным двигателем прогресса. Но можно искать ответы на вопросы только одним привычным нам путем, а можно сразу несколькими. Например, отвечая на вопрос ребенка «как решить эту задачу?», мы можем дать ответ, а можем предложить вместе заглянуть в учебник, погуглить. Можно поинтересоваться мнением ребенка, спросить эксперта, найти видеолекцию, переформулировать задачу визуально на листе бумаги. Я могу продолжить список. Ответ на задачу будет всегда один и тот же, а вот модели познания помогут ребенку в следующий раз найти решение самому.

Все эти способы получения информации и есть модели познания — те самые ключи к дверям, за которыми прячутся знания. И чем больше ключей мы передадим ребенку, тем больше дверей он сможет открыть.

Способность использовать нужную модель познания позволит нашим детям не растеряться в новых обстоятельствах и найти путь к информации.
Рис 3. Навыки

Такой подход «переформулирования» позволяет эффективно осваивать предметные знания и развивать метакомпетенции. Именно поэтому на наших занятиях ребята проходят квесты, ставят задачи в Trello (цифровой ресурс для управления задачами и совместной удаленной работы), работают в командах в Realtime Board (виртуальная доска со стикерами-напоминаниями), создают ментальные карты, которыми можно поделиться в режиме чтения или совместного редактирования, и приобретают навыки с учетом фактора будущего (FactorF.ru — геймифицированные программы и онлайн-курсы по развитию метакомпетенций).

Интенсивное развитие экономики, распространение новых технологий, социальных и культурных связей повлияли на требования к современному образованию. Во ФГОС второго поколения названо приоритетным формирование следующих навыков:

  • активная жизненная позиция;
  • самостоятельность в определении своих целей и планировании путей их достижения;
  • способность нести ответственность за свои действия;
  • осознанный подход к выбору решений;
  • критичность в оценке своих поступков и окружающих событий.

Обучение ребят с учетом этих задач — невероятно захватывающий процесс, результатом которого становится искрений интерес, раскрытие талантов профессионалов будущего.

Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: