ПОКОЛЕНИЕ. БРЕНД

Школа ярких красок

Александра Сукиасян, учредитель, исполнительный директор школы «Поколение», о том, как руководить нестандартной частной школой, быть на стороне ребенка и в продуктивной коммуникации с властью.
Александра Сукиасян
Учредитель, исполнительный директор школы «Поколение»
Когда, если не сейчас?
Мы себя позиционируем как очень современную школу, школу сегодняшнего дня. Не будущего, не прошлого, а именно школу для сегодняшнего ребенка, подростка. Наш приоритет — это мотивирующая среда для образования, атмосфера дружелюбия и гуманного отношения ко всем игрокам на этом поле: родителей к детям, детей к родителям, к учителям, к администрации. Такая среда — это результат совместно принятого решения уважать и принимать друг друга.
Мы очень терпимы к индивидуальным особенностям ребенка. Если он хочет быть с синими волосами, то за это его из школы не выгоняем. А когда, если не сейчас? Пусть лучше сейчас выкрасится, чем в 35. Мне кажется, в школе мы и должны развить этот навык будущего: способность вести диалог, сотрудничать с любым человеком. В конфликте ведь проще всего сказать: «Давайте отчислим этого ребенка». Но Михаил Артемович в такой ситуации всегда говорит: «Если бы этого ребенка не было в классе, его нужно было бы придумать, потому что более мощного тренажера для ваших детей не существует». Конечно, не все на 100% разделяют эти ценности и не всегда они могут быть воплощены абсолютно, но это идеал, с пути к которому мы не сворачиваем.
Бренд и творчество
Инфраструктура нашей школы тоже современная, дружелюбная, симпатичная и непривычная. Люди, попадая к нам, удивляются уже потому, что мы можем себе позволить яркие краски, эффектный бренд. Наша школа единственная в России имеет международные премии за бренд. Детям нравится: они живо реагируют на корпоративные атрибуты и всячески их используют.

Оптимистичные цвета, яркие стены — мы вообще стараемся все скучное, традиционное перевернуть, выйти за пределы привычного. Это правильный сигнал и нашим детям о том, что в их жизни, решениях, работе необходимо выходить за пределы привычных представлений. Такие решения усиливают этот сигнал, провоцируют креатив, творчество и излучают дружелюбие. А это именно то, что нужно: творческая атмосфера и творческое развитие всех участников процесса — от детей до коменданта. Те, кому нравится такой подход, присоединяются к нашему любимому делу.
А школа — это действительно любимое дело. Спросите меня завтра, чем бы я еще хотела заниматься, и ответ не изменится. Это целая вселенная, вмещающая любой вид бизнеса, любой вид деятельности. Кем бы вы ни мечтали быть в детстве, все можно воплотить в школе.
Не наши
Частное образование в целом находится в партнерской коммуникации с государством, и отношения наши с каждым днем все лучше. С точки зрения экономики это субсидии в формате подушевого финансирования, утвержденные законом об образовании. Они составляют не более 10% нашего бюджета и сейчас, после нескольких лет борьбы, выплачиваются регулярно.

Коммуникация в принципе могла бы быть ограничена тем, что мы получаем лицензию, подотчетны пожарной инспекции и Роспотребнадзору, как любое учреждение. Но сейчас мы сами настаиваем на продолжении диалога, потому что для нас важно быть в общей системе образования и еще предъявить тот уровень, которого частное образование уже достигло. Победы нашей школы — это победы всего частного образования, плюсик к его общей карме. Факт нашего существования уже принимают, а так было не всегда. Мы приходили в органы власти, нам говорили: «А вы же не наши, не государственные». А чьи мы — волгоградские дети и учителя? Дайте тогда телефон инопланетного мэра. Дети могли не получить грамоту, выиграв конкурс, потому что это было бы нецелевое использование средств, а учителя не могли обучаться на курсах повышения квалификации. Сегодня все иначе, но путь к этому был очень непростой.
Наш приоритет — это мотивирующая среда для образования, атмосфера дружелюбия и гуманного отношения ко всем игрокам на этом поле
Представление общих интересов частного образования — это моя задача как президента Ассоциации частного образования, общественной организации, больше 15 лет работающей в регионе, где у нас с коллегами, как мне кажется, выстроился продуктивный диалог.

В прошлом году вместе с другими членами Ассоциации я как представитель частного образования участвовала в образовательной программе Сколково «Лидеры социальной сферы». Десять региональных команд, включающих руководителей образования, здравоохранения, соцслужб, представителей социального бизнеса или НКО, вместе создавали проект по реформированию системы детского отдыха.

Государство сегодня все больше стремится делегировать социальную сферу представителям частного сектора, рассматривая это как возможность развития экономики. Отсюда задача наладить коммуникацию между всеми представителями этой сферы. За полгода непрерывной проектной работы мы действительно узнали друг о друге больше: мой запрос как представителя частного образования был услышан, я узнала о тех сложностях, с которыми сталкиваются чиновники, о том, как много усилий требуется, чтобы, скажем, достигать требуемых KPI их деятельности.
Не у кого подсмотреть
У нас первое в России муниципально-частное партнерство по федеральному закону № 224. Что это означает на практике? В течение 15 лет нашего существования рядом разрушалось ветхое здание школы олимпийского резерва. Все это время мы не уставали предлагать: «Давайте сделаем нормальный спортивный зал вместе». Спустя 12 лет пришел мэр, который воспринял эту идею и констатировал факт: «Действительно, разрушенное здание. И вот есть люди, готовые инвестировать в этот объект. Давайте придумаем совместный проект!»

Идею этого соглашения мы разрабатывали в течение трех лет, еще год провели в суде, доказывая прокуратуре, что у нас нет иного умысла, кроме постройки школы и спортивного комплекса. Было так сложно, потому что никто до нас в России этого не делал — не у кого подсмотреть, не у кого научиться.
И вот победа! В сентябре 2019 года мы приступили к строительству двух объектов. Город получит современный красивый спортивный комплекс, который после частичного погашения денежных средств перейдет в собственность администрации, и там по-прежнему будут бесплатно заниматься детишки муниципальной спортшколы. Мы же получим новое пространство для того, чтобы развивать наши программы дополнительного образования, в котором мы видим сейчас будущее.
Сила чужого опыта
Мы росли естественно, каждый день делая открытия, не опираясь ни на кого, и уже в первые годы дошли до внутреннего предела, когда стало ясно, что нужна новая информация и новые вызовы. Одним из серьезных стимулов развития стало знакомство с частной школой «Личность». Новороссийская школа, представленная на федеральном уровне, базовая школа НИУ ВШЭ, школа ЮНЕСКО. Семь лет назад это казалось нам совершенно невероятным, как и численность этой частной школы в 200 человек. Эта коммуникация очень сильно на нас повлияла, и мы по-прежнему в близкой дружбе: друг другу помогаем, делимся идеями, партнерами.

Через знакомство с этой школой мы стали региональной площадкой Русской ассоциации чтения, а этот проект теперь один из ярких элементов в нашей образовательной системе. Речь здесь не идет о пропаганде чтения в интернете, когда мы восклицаем: «Читайте! Это хорошо!» Речь идет о создании традиции, уклада школьной жизни, когда в час книги читать садится вся школа вплоть до охранника, когда родители читают с детьми, читают любимые тексты и записывают видео.

Глядя на коллег из Новороссийска, мы стали работать с Высшей школой экономики, получив статус их базовой школы и обучив там практически 80% коллектива.
Победы нашей школы — это победы всего частного образования
На протяжении многих лет раз или два раза в год специалисты НИУ ВШЭ приезжали к нам с лекциями, проводили школы директоров, летние школы для детей, Предуниверсарий для старшеклассников — долгосрочный проект, включающий систему онлайн-занятий и очные сессии. Мы сразу определили для себя формат открытости многих из этих мероприятий: возможность попасть на лекцию Высшей школы экономики в Волгограде — не только для наших детей, но для школьников города. Уже есть и выпускники Высшей школы экономики, которые с нами активно работают.

Кажется, мы исследовали все лучшие образовательные практики на сегодняшний день в России, со многими поддерживаем дружеские отношения, например с «Новой школой», «Летово». Ничто так не вдохновляет, как чужой классный опыт.
Поставьте нам пять
Родители — это наши потребители, партнеры в образовании детей, а любой предприниматель дорого платит за то, чтобы понимать обратную связь потребителей. За 15-летнюю историю мы наблюдали эволюцию запроса от восприятия частного образования как камеры хранения, куда можно спрятать ребенка от невзгод муниципального образования, к требованию высокого качества образования.

Сегодняшний родитель, как правило, человек просвещенный и искушенный в вопросах качества образования. Для него имеет значение не просто высокое качество образования, но и те самые гибкие навыки, которые ребенок должен приобрести для будущего. Важно, что делается в школе сверх образовательной программы, что делается для психологического комфорта, безопасности ребенка. Хотя некоторые родители по-прежнему считают, что частная школа — это слишком комфортная среда, поэтому надо отправить ребенка в муниципальную, чтобы он закалился. Для каждого свой выбор.
Отвечая на этот запрос, мы не можем позволить родителям диктовать свои требования, свои условия в вопросах образования, но всегда предлагаем партнерскую коммуникацию. Проблему можно обсудить, разобрать на уровне кабинета администрации, и определенно невозможно вмешательство на уровне «Поставьте нам пять!». Мы и себе не позволяем вмешиваться в урок, в работу учителя — ведь мы этого учителя и пригласили вместе с нами быть автором школы. Гораздо лучше работает личный пример. Непередаваемый воспитательный эффект случается, когда папы и мамы, активные, занятые деловые люди, находят время прийти и пообщаться с ребятами о профессии, о бизнесе, о жизни.
Основание качества
У нас в команде уникальная ситуация: два руководителя. Вместе мы замещаем все возможные управленческие позиции: харизматический лидер, эффективный менеджер, лидер образования. Михаил Артемович — безусловный авторитет в Волгограде, уровень доверия и лояльности к его проектам высокий. С ним каждый родитель хочет пообщаться, расспросить о профессиональном и личном опыте воспитания. Я человек не из образования, а управленец, маркетолог. Поначалу мне было интересно развивать школу именно с точки зрения маркетинга, создавать нестандартную управленческую модель, бренд школы, событийность школы.

Чтобы управлять качеством образования, мы используем все классические механизмы, которые возможны: и контроль, и статистику, и независимую экспертизу. Работает родительский совет. Но известно: чем лучше ситуация в школе, тем меньше потребность создавать контролирующие органы. Качество образования для нас — это, конечно, успех каждого ребенка. А это может быть достигнуто через персонифицированный подход к ребенку, для чего, в свою очередь, надо работать коллективно и в сотрудничестве с психологической службой. Представляете, почти 400 детей, и за каждым мы наблюдаем со всех сторон. Успехи и неуспехи, сложности и достижения обсуждаются на специальных встречах со всеми участниками образовательного процесса: психологами, тьюторами, педагогами дополнительного образования.
  • Дмитрий Тютьков
    основатель креативного агентства TUTKOVBUDKOV, член жюри Каннского фестиваля рекламы, обладатель более 100 международных наград в области дизайна и маркетинга. TUTKOVBUDKOV, обладатель золотого «Каннского льва» в области дизайна, входит в двадцатку лучших независимых агентств мира по версии Global Creativity Report
    Школа «Поколение» — единственная в своем роде, уникальная для Волгоградской области. В ней учатся дети моих близких, надеюсь, будут учиться и мои дети. Помочь такой школе обрести яркий узнаваемый образ для меня и для нашего агентства означало осуществить идею социальной ответственности.

    Надкусанное яблоко или белый бумеранг на кроссовках — любой бренд всегда не только опознавательный знак, но и символ принадлежности к определенному сообществу, системе ценностей, миссии. Бренд школы — это не логотип и фирменный шрифт, как принято считать. В первую очередь это философия и ценности ее основателей, миссия, на которую указывает яркий слоган, и сама школа как эффектный, запоминающийся образ, в который можно влюбиться.

    Бренд «Поколения» получил специальный приз Ассоциации брендинговых агентств России, стал победителем фестиваля White Square (Минск) в номинации «Брендинг», отмечен наградой ведущей мировой премии дизайна Red Dot (Берлин).
Сегодня задач у школы очень много, так что мы стараемся в своем тандеме четко распределить ответственность и сохранять баланс. За долгие годы совместной работы нам удалось выработать уникальную модель управления образовательным комплексом, в которой гармонично взаимодействуют все инструменты: и взаимозаменяемость, и диаметрально разные подходы к сложным проблемам, мозговой штурм, осторожный эксперимент и консилиум со специалистами, и мобилизация внутренних ресурсов коллектива. А самое главное — это уважение друг к другу и высокая степень доверия. Никто из нас не имеет права на «единственно правильное решение», но найти его все же надо!
Учитель — звезда
Управление качеством образования трудно представить без развития коллектива: невозможно требовать от людей то, чего они даже не видели. Поэтому наша задача — максимально расширить их сознание, дать возможность видеть, что вообще происходит. Кажется, все, кто только мог из коллектива, побывали на EdСrunch, на ММСО, на всех значимых педагогических форумах. Мы стараемся создать среду, условия, а дальше — отойти и не мешать людям. Это значит, например, убрать всю лишнюю бумажную работу. Кто работал в муниципальной школе, знает, о чем я.

Учителя могут выбирать средства, способы обучения, подходы, они имеют свободу маневра, а мы каждый год предлагаем по несколько технологий, которые кажутся интересными: смешанного обучения, технологии чтения. Обучаем, показываем технологию в действии, привозим специалистов. Молодежь, с которой мы вообще очень активно работаем, использует цифровые инструменты совершенно естественно. У нас есть педагоги, у которых свой проект по геоинформатике, есть педагоги-блогеры, которые используют возможности соцсетей для образования.
Но навязать это невозможно. Не надо приходить на каждый урок проверять: «Ты точно используешь компьютер?» Или: «Хочешь не хочешь, а завтра выдай нам, пожалуйста, эту технологию». Это бы разрушило наши отношения, нашу среду. Единственная возможность — это очень стараться донести ценность нового средства, упрощающего жизнь и коммуникацию. Иными словами, действуем как маркетологи, но маркетинг основан на доверии и уважении. Видимо, поэтому работает. И самое главное условие — уважение к учителю. Учитель — это космос, учитель — звезда, учитель — личность, и такое же уважение нужно к нему, как и к ребенку.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще