ПОКОЛЕНИЕ. ДИСТАНТ

Правильная дистанция

Этот номер должен был выйти к 15-му юбилею школы «Поколение», к которому готовились целый год. Но жизнь внесла свои коррективы: уроки перешли в онлайн, все очные мероприятия отодвинулись на неопределенный срок, а перед всеми участниками образовательного процесса встал вопрос: а что же дальше?

Мировая самоизоляция из-за пандемии коронавируса вызвала неожиданные сложности в сфере образования. Многие школы и учителя оказались технически не готовы к дистанционному обучению, а школьники и родители — к соблюдению дисциплины в новых условиях. Даже самые подготовленные — разработчики образовательных онлайн-платформ и всевозможных сервисов — не всегда справлялись в условиях массового наплыва новых учеников.

Вместе с партнерами из «Рыбаков Фонда» мы пригласили к диалогу об этом непростом для образования периоде участников сообщества «Школа — центр социума». Родители, ученики, коллеги из разных регионов рассказывают, какие выводы можно извлечь из перехода в онлайн, как изменится жизнь в школе после и, самое главное, изменился ли вектор развития образования в целом.
Перемены
Иногда для того, чтобы произошло неизбежное, необходим внешний толчок, отмечает основатель школы «Поколение» Михаил Сукиасян. Так бывало неоднократно. Система развивается, растет понимание необходимости перемен, совершенствуется инструментарий, но рывка не происходит. Отдельные индивиды, которые пытаются осуществить назревший переход к новой реальности, выглядят чудаковатыми экстремалами. Даже исходящие с самого верха директивы и грозные приказы не дают желаемого результата, а порой приводят к скрытой оппозиции и саботажу.
Такой сценарий типичен для больших и консервативных систем, к которым образование относится безусловно. И когда в силу чрезвычайных обстоятельств перемены становятся неизбежными и срочными, выявляется подлинный уровень готовности (или неготовности) системы к реформации, становятся очевидными сильные и слабые звенья, казалось бы, общей цепи. Так случилось и в этот раз. Пандемия в одночасье отменила (будем надеяться, лишь на время) привычный тип коммуникации в обществе в целом и в образовании в частности. Школам и вузам от многолетних разговоров о необходимости внедрять онлайн-образование пришлось срочно к нему переходить.
Сила сообщества
Во многих школах переход потребовал значительного времени и усилий из-за ограниченности ресурсов, однако, как отмечает академический директор программы магистратуры «Бизнес-аналитика и большие данные» Высшей школы менеджмента СПбГУ Маргарита Гладкова, сила любого учебного заведения не только в отличных учителях и эффективных методиках обучения. Сила в сообществе учителей, учеников и выпускников.
Успешные ученики, по сути, создают бренд, когда приходят в школу преподавать и делиться опытом, приводят своих детей. Сама Маргарита выпускница 2001 года ФМЛ № 30 Санкт-Петербурга, где активно развивается сообщество выпускников. Моральная и техническая поддержка со стороны этого сообщества сыграла ключевую роль при переходе на дистант. Пандемия стала своего рода катализатором развития сообщества вокруг школы, поскольку процесс образования и воспитания детей вышел за рамки школы и стал более зримым для общества, что позволило привлекать ресурсы не только из сферы образования.
Вдохновение в сети
Нам повезло оказаться в самоизоляции во время быстрого интернета и новых технологий. Как бы мы проводили уроки и встречи без Zoom, электронной почты, мессенджеров или поисковых систем?

Образовательный проект Geek Teachers вот уже два года помогает учителям освоить новые технологии и цифровые инструменты, а за время карантина команда Geek Teachers собрала огромную базу бесплатных образовательных ресурсов: онлайн-курсов, сервисов, приложений — от курсов программирования до лекций по искусству.
Чем ближе к концу мая, тем чаще основатели проекта Маша Плоткина и Арина Нуриахметова отвечали на вопрос учителей: как организовать онлайн-событие в школе? Чтобы помочь всем им, Маша и Арина придумали @GeekTeachersBot. Приложение дает пошаговую инструкцию о том, как справиться с техническими трудностями, как подготовиться к началу мероприятия, какие игры выбрать, как сделать общее фото и организовать опрос с обратной связью.
Так Geek Teachers доказывает, что в силах любого учителя организовать онлайн-событие высокого уровня сложности, и даже онлайн-выпускной будет таким же веселым и интересным, как и его традиционная версия.

Дистанционное школьное образование может стать эффективнее традиционного. Да, придется потратить время на освоение новых инструментов и сервисов, выйти из зоны комфорта и полностью перестроить работу в привычных форматах. Но, приложив усилия, учитель сможет получить гораздо больше свободного времени и удовлетворения от хорошо выполненной работы.
Непереводимое
Несмотря на все усилия учителей и администрации школ, полностью воссоздать атмосферу школы в онлайн-формате невозможно. Обучение утратило непринужденность человеческого общения. Это отмечают и ученики, и учителя, которые столкнулись с необходимостью не просто перенести уроки в новый формат, а пересмотреть свои подходы к преподаванию, освоить новые инструменты и сохранить мотивацию учеников к учебе.
  • Наталия Киселева
    член международной академии учителей Varkey Teachers Academy, учитель математики
    То, что происходит сейчас, это не совсем дистанционное обучение, это временное удаленное обучение. Но негативное отношение у детей и родителей формируется в отношении дистанционного образования в целом, что в будущем может стать проблемой. Пыталась посмотреть онлайн-уроки по математике. Больше 15 минут я, мотивированная, не выдерживаю. Ребенок, понятно, теряет мотивацию еще быстрее. Онлайн-урок хорош, когда это не трансляция знаний и монолог учителя, а деятельность, организованное взаимодействие с детьми с делением на группы, со сменой видов деятельности, с планом заданий.

    Те, кто сейчас успешно реализовал дистанционное образование (а это около четверти всех школ), не остановятся на этом. Некоторые перейдут в формат «перевернутого» обучения, когда ученики осваивают материал самостоятельно, а классное время посвящено совместной практической работе. Еще одна четверть школ вернется к традиции.

    Остальные 50% могут выбрать разные пути и варианты. Я мечтаю о том, чтобы, обучаясь в одной школе, ребенок имел доступ к курсам других школ. Например, пять школ договорились о совместной работе, и 120 десятиклассников изучали математику в одной школе, инженерные взаимосвязи в другой, гуманитарные науки в третьей. В зависимости от того, в чем сильна каждая из школ.

    В любом случае школе после карантина открываются новые возможности, появляется готовность сочетать онлайн и офлайн. Школа перестает быть кубиком из классов по 25 человек и становится свободным пространством без границ ведь на уроке в Zoom может быть и 225 человек из разных школ и городов.
  • Василий Сунцев
    ученик 10-го класса МАОУ «Школа № 79 имени Н. А. Зайцева» (Нижний Новгород)
    С переходом на дистанционное обучение мы все столкнулись с проблемой: как обучаться без личного контакта? Нашей школе помогли «ЯКласс» и Zoom. С последним у всех были сложности: одноклассники привыкли к Discord, учителям непросто освоиться, ну и, конечно, атаки непрошеных гостей… Я хотел сделать обучение лучше и комфортнее, поэтому провел мастер-класс для учителей по безопасной работе в Zoom, а потом написал краткий гид для сообщества «Школа — центр социума».

    За время дистанционного обучения я заметил, что при разумном уменьшении количества домашнего задания появляется больше времени на подготовку и изучение темы, что дает неплохие результаты. Ведь гораздо интереснее выполнить три разных задания и углубиться в тему, чем десять однотипных и не успеть понять материал. Мне также кажется разумным по возвращении к обычной школьной жизни внедрить систему баллов и рейтингов. Геймификация — один из лучших способов вовлечь в работу.
Родители на дистанте
  • Анна Сизова
    мама учениц 2-го и 8-го классов и двух выпускников
    О пользе дистанта можно говорить лишь в отношении конкретного ребенка. В школе учатся две мои дочери, и старшей, восьмикласснице, учиться по-новому намного комфортнее, чего не скажешь о младшей дочери, первокласснице.
  • Инна Сухарева
    мама учениц 4-го и 10-го классов
    Надо признать, что дистант — это все-таки самообразование. Наша система образования еще не готова к такой форме.
  • Игорь Фисенко
    папа ученицы 9-го класса
    Категорически против дистанционного образования. Я считаю, что образование — это, прежде всего, понимание ребенком материала, этого можно достичь, только глядя глаза в глаза. Дистанционное образование, безусловно, может войти в нашу жизнь как дополнительное, но ни в коем случае не как основное.
  • Наталья Рыбина
    мама ученика 5-го класса
    В период самоизоляции в полной мере ощутили, как удобен дистант, ведь мы живем далеко от школы. Многим детям из дальних районов города или области этот формат открывает доступ к образованию в нашей школе или в любой другой хорошей школе, где удалось организовать такой же качественный дистант, как у нас.
  • Марина Тохчукова
    мама учеников 2-го и 11-го классов
    Старшекласснику, у которого есть цель, все равно, дистант или не дистант: он будет добывать знания, чтобы достичь цели. Для младших детей важнее энергия живого взаимодействия с учителем.
После пандемии
Сегодня, по истечении нескольких месяцев «принудительного» перехода на дистанционное образование, можно с большей или меньшей степенью достоверности судить о состоянии отечественного образования в целом и готовности его к реальному обновлению учебного процесса. Суждения по горячим следам обычно страдают поспешностью, а действительно объективные результаты могут быть сформулированы значительно позже, и не нами, непосредственными участниками «кризуса». И тем не менее! Первое, с чем согласны практически все участники масштабной дискуссии: оценка педагогическим сообществом собственной готовности к новому формату обучения оказалась нереалистичной. Безжалостной статистики на сей счет опубликовано предостаточно.

Очевидно также, что радикальная точка зрения на ближайшее будущее школы, в которой онлайн-образование становится доминирующей формой, а традиционное взаимодействие педагогов и учеников выглядит как неприличная архаика, не смогла стать преобладающей, несмотря на отчаянные старания ее сторонников. И прежде всего потому, что к такому сценарию не готовы ни учителя, ни дети и их родители, ни чиновники и их начальники. Причина, может, и не кажется достаточно уважительной, но ее железобетонная суть неопровержима.
И наконец, в школы придет долгожданное многообразие и плюрализм. Ведь многие участники «весеннего заплыва» на дистанционное образование прочувствовали реальные достоинства этой формы. Продвинутые педагоги смогли организовать многоканальную коммуникацию с учениками, умело дифференцировали уровни и сложность задач для каждого ученика и даже попробовали себя в новой роли тьюторов, помогающих своим подопечным ориентироваться в сложном информационном пространстве.

Как видим, и для некоторых учащихся (преимущественно старшего возраста) новый формат оказался более удобным и комфортным, КПД их работы только повысился. А есть, наконец, такие дети, которым традиционная школа и ранее была не очень нужна.
В будущее
Если верить футурологам от образования, то в списке гибких навыков, которые будут особенно востребованы в недалекой перспективе, есть место не только для айтишной компетенции, умения анализировать и оперировать большими массивами информации, но и для искусства коммуникации, умения работать в команде, психологической устойчивости к постоянным переменам, уверен Михаил Сукиасян. А эти навыки успешно формируются в уникальной среде, которая и сегодня существует в лучших школах страны и которую невозможно воспроизвести (пока, во всяком случае) в цифровом формате.

Поэтому как директор школы я сегодня уверенно говорю своим ученикам и их родителям: у вас могут быть самые разные представления о том, как организовать современный образовательный процесс, и мы готовы не только обсуждать возможные варианты с вами, но и осуществлять их на практике.
Для меня ближайшее будущее школы «Поколение» представляется в образе светлого многоэтажного строения, где разные дети по-разному учатся и работают, где разные люди разными способами создают новый образовательный контент, но при этом в школе всегда многолюдно, шумно и интересно, звучат стихи и музыка, мальчишки гоняют мяч на футбольном поле, кипят нешуточные страсти в интеллектуальных сражениях, полным ходом идут репетиции новогоднего мюзикла.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще