© 2021 Издательство журнала EdExpert
В ЦИФРЕ. EDCRUNCH

Университет без выпускников

Нурлан Киясов, основатель глобальной конференции EdCrunch и директор EdCrunch University НИТУ «МИСиС», рассказывает, откуда возникла идея конференции и о том, как на наших глазах происходит цифровая трансформация образования.
Денис Кравченко
Издатель EdExpert
СПРАВКА
Нурлан Киясов

Основатель и программный директор глобальной конференции по новым образовательным технологиям #EdCrunch, директор по развитию НИТУ «МИСИС».

Закончил с отличием НИТУ «МИСиС», где изучал металлургию и экономику производства. Диплом магистра получил в Кембриджском университете по направлению «Микро- и нанотехнологии: их производство, там же получил степень MBA по специальности «Коммерциализация научных разработок». В настоящий момент — соискатель кандидатской степени в области образования в ВШЭ.

Основатель образовательного проекта «Открытая школа», инициатор образовательной платформы «Открытое образование».
Энергия стартапа
Задумывая первую конференцию EdCrunch, какие цели вы перед собой ставили?
Идея EdCrunch появилась в 2012 году как попытка изменить отношение к онлайн-образованию, повысить доверие к нему, показать, насколько мы отстаем в трансформации образования, через интеграцию новых образовательных технологий. Первая конференция для меня была особенной. Это сейчас бюджет конференции около 75 млн рублей, а тогда при поддержке ректора МИСиС мы провели ее буквально за 2−3 млн. Помню, как ночью сам печатал плакаты и клеил их, как собирали с командой в холле университета выставочный стенд. Нами двигала энергия, желание. Это был настоящий стартап.

Сейчас конференция растет, и себя оправдала: уже на второй конференции в 2014 году мы представили национальную платформу «Открытое образование», где сейчас обучаются более полумиллиона слушателей. Наши большие начальники увидели достижения в технологиях онлайн-обучения, современные образовательные платформы. Они убедились, что нынешнее онлайн-образование ничего общего не имеет с дистанционным обучением, которое было в начале нулевых, когда просто штамповались дипломы.
Реальная трансформация
База для любых инноваций ― это образование. Почему у нас большой человеческий капитал, но это мало отражается на развитии экономики страны? Все дело в функциональной грамотности. У нас в коробку под названием «школа» приходят талантливые дети, которые готовы выучить все языки мира, освоить любые области знания.

Однако измерения функциональной грамотности PISA показывают, что эти же дети не могут при заданных параметрах помещения сказать, сколько обоев потребуется для его оклейки, не могут объяснить физический смысл формул или применить их на практике. Поэтому одна из задач EdCrunch ― обновлять учебный контент и направлять устаревающие педагогические практики в новое русло, которое открывают цифровые технологии. Кругом водоворот цифровизации, но образование ― консервативная область, там все только начинается.
При этом мы отдаем себе отчет, что нельзя все валить на несчастных учителей и школу, делегируя им полностью ответственность за образовательный результат. Ресурсы и системы общего образования и государства ограниченны. Тут, на мой взгляд, не обойтись без осознанного родительского участия в развитии детей и, конечно, усилий самого ребенка. Я имею в виду культуру самообучения, саморазвития, которая у нас практически отсутствует.

Но в центре школьной системы все же учитель, в обход этой фигуры ничего в школе не получится. Если в университете недостаточно квалифицированные профессора или кафедры могут быть замещены онлайн-курсами ведущих университетов или профессоров, то в школе это сделать невозможно. Она, в отличие от университета, длинная, по конституции обязательная, и оттуда не отчисляют. У школы нет выбора, кроме как бороться за внимание и мотивацию, которые после начальной школы у детей драматически падают, лишь немного восстанавливаясь в старших классах ввиду необходимости сдавать ЕГЭ, ОГЭ.
Наша же задача ― вооружить учителя инструментами, сервисами, расширить ему кругозор, чтобы он имел равные шансы в этой борьбе за внимание. Но учитель в одиночку тоже не обеспечит изменений, сработает только системный подход и работа в нескольких направлениях. Мы видим пять ключевых направлений, которые обеспечат цифровую трансформацию школы.

Во-первых, важна инфраструктура, во-вторых, позиция руководителя. То есть директор и чиновники образования тоже должны быть заинтересованы в изменениях. В-третьих, важно обучение учителя, чтобы он отошел от своей привычной практики и по-другому выстроил учебный процесс. Четвертый элемент ― самостоятельное обучение ребенка за пределами школы. Речь идет о том, что ребенок вне школы использует цифровые сервисы, приложения и платформы, а школа должна это учитывать, интегрируя эти внешкольные результаты работы в портфолио ребенка, допуская систему перезачетов. Пятый элемент ― это новые технологии оценивания. Я имею в виду не оценивать в конце четверти, а оценивать непрерывно в процессе обучения, через сбор цифрового следа и мгновенное выстраивание персонального маршрута развития.
Что стало для вас главным открытием конференции этого года?
Наш любимый EdTech-трек «Бизнес в образовании». Он по-прежнему находится в основном в сегменте дополнительного образования и никак не может «протиснуться» в огромную машину формального обучения, потому что на это нет спроса.

А в других странах есть большой спрос со стороны образовательных организаций. Так, например, есть интереснейшая EdTech-компания по виртуальным лабораториям и симуляторам Labster. Их ресурс используют уже 40 000 школ по всему миру, и они перешли в сегмент высшего образования, которому предлагают возможность проводить лабораторные работы в режиме виртуальной реальности, использовать обучающие симуляторы. Обучение инженерным специальностям для студентов по всему миру можно организовать полностью онлайн при помощи подобных стартапов.
Глобальный университет
Еще одна концепция, которая мне очень нравится, ― университет без выпускников. Для университетов у нас, да и во всем мире, студент ― это человек в возрасте от 17 до 23 лет. Как учить дальше ― не знают, как создавать качественную образовательную продукцию и выходить на быстро растущий рынок дополнительного профессионального обучения ― не знают.

Университет должен стать платформой, куда приходят старшеклассники на этапе профориентации. А еще лучше, если создаются свои школы. И совсем прекрасно вообще убрать разделение на уровни образования и сопровождать человека до конца его жизни, предоставляя интересный, адекватный его профессиональному и личностному росту контент. Эту идею мы развиваем сейчас в МИСиС и с таким предложением выходим на рынок корпоративного обучения.
Точка перегиба
Многие спрашивают, что это за «точка перегиба от человеческого капитала к человеческому потенциалу» в названии конференции? Дело в том, что возможности компьютера, искусственного интеллекта, машин растут экспоненциально, а человеческие, видимо, уже немного отстают. Некоторый рост есть, но скорее линейный. Но с помощью цифровых технологий разных видов можно «согнуть» отстающую кривую человеческого капитала, создать экспоненциальный рост, чтобы догнать, а может, и опередить суперкомпьютеры или искусственный интеллект. Основа для такого роста ― качественное образование для каждого человека, персонализированное с помощью цифровых технологий обучение. Вот она, точка перегиба.

Мы всеми силами продвигаем эту идею, чтобы создать в итоге среду для самореализации каждого человека в России. За семь лет сделались очевидными те изменения, которые принес EdCrunch. Люди возвращаются в свои образовательные организации и запускают там процессы обновления и цифровизации педпрактик.
Нурлан Киясов
Школа «Поколение» легко включилась в ту глобальную трансформацию образования, которая происходит сегодня. Эта школа движется в сторону большей персонализации образования, большей мотивации учеников к учебе, нестандартно работает с выпускниками, получая заметный результат, и обретает известность по всей стране.

Постоянные участники EdCrunch, они приезжают не просто послушать зарубежных спикеров и посмотреть на отечественные инновации, а используют конференцию как способ поддержать собственное творчество в педагогике, подпитать себя концепциями и технологиями, заявить о себе в профессиональном сообществе ― для этого и создавалась конференция.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Показать еще