EDCRUNCH-2020: СПИКЕРЫ
Повседневная креативность
Как измерить креативность, а главное, как развить ее у школьников, рассказывает Игал (Игорь) Розэн, PhD, директор разработки PISA в области креативного мышления, научный сотрудник Гарвардской высшей школы педагогических наук, старший директор по образовательным разработкам компании «ACT».

Игал (Игорь) — спикер глобальной конференции о технологиях в образовании EdCrunch on Demand, которая состоится 8−10 декабря 2020 года.
Игал Розэн
Старший директор по решениям для обучения в ACTNext/ACT и лектор Гарвардского университета, США
Реальные задачи
Креативность полностью определяется грамотным дизайном образовательного процесса или это в определенной степени врожденное свойство?
Есть креативность на уровне гениальности, которая вызывает смену парадигм, как открытия Менделеева и Эйнштейна, шедевры Пушкина и Пикассо. О том, чтобы развивать такого рода одаренность, вряд ли можно говорить с точки зрения методики обучения. Но в массовой педагогике мы имеем дело с явлением другого порядка — с универсальной компетенцией, которую можно развивать. Kреативное мышление — это способность порождать идеи, во-первых, принципиально разные, во-вторых, не такие, которые приходят на ум большинству в той или иной выборке определенного возрастного состава, то есть оригинальные. Креативность подразумевает также способность уточнять и совершенствовать эти идеи, видя их ограничения, и на этом основании принимать эффективные практические решения, получать новое знание, новый продукт творческого самовыражения. Именно эту компетенцию будет измерять международное исследование PISA теперь уже в 2022 году.
Решения, которые встречаются в два раза реже в интернациональной выборке и при этом адекватны задаче, можно считать креативными
Итак, первый маркер креативности — количество разных идей, которые ребенку удается найти для решения задачи. Очень часто учитель, у которого в классе от 20−30−40 учеников, ждет от школьника одного решения — правильного. И это не только в России. А задача развития креативного мышления требует, чтобы ребенок придумал три-четыре решения проблемы, каждое из которых адекватно соотносится с поставленной задачей.

Второй маркер связан с оригинальностью, то есть способностью предложить неконвенциональные решения — настолько, насколько это возможно в том или ином возрасте. Исследования показали, что уровень креативности человека может различаться в отношении задач, лежащих в разных сферах знания — академического и неакадемического. Можно иметь высокий уровень креативности в сфере вербального выражения, низкий в сфере инженерного знания и средний, например, в области дизайна. Поэтому для экзамена PISA разработаны задачи для четырех предметных областей: словесного самовыражения, визуального дизайна, сферы социальных проблем и сферы научных проблем. Экзаменационные задачи моделируются так, чтобы они были максимально приближены к реальности и соответствовали возможностям 15-летнего школьника.
Валидность
Как понять, что выбраны адекватные маркеры исследуемой компетентности и измерения валидны?
До начала пандемии мы успели провести пилотные исследования в десяти странах — это предварительный этап полномасштабного исследования 2022 года. Зимой или весной 2021 года будет еще одно пилотное исследование, в котором примут участие многие страны, в том числе Россия. Такие исследования дают возможность на достаточной выборке увидеть универсальные закономерности, работающие для разных стран, языков и культур.

Статистический анализ данных показывает, какие решения той или иной задачи повторяются с большей или меньшей частотой у детей всех стран данной возрастной группы. Эта методика достаточно точна, использует конкретные показатели и проста в обращении: учителю нужно только проверить, относится ли ответ ребенка к одной из четырех-пяти категорий конвенциональных ответов. Те подходы и решения, которые встречаются, скажем, в два раза реже в интернациональной выборке и при этом адекватны задаче, можно считать креативными.
Как определяется компетенция, которая будет исследоваться?
Каждые три года проводится мониторинг PISA в трех базовых академических областях — математической, естественно-научной и читательской грамотности, и таким образом страны — участницы ОЭСР могут отслеживать динамику показателей в этих сферах. Для каждого исследовательского цикла по соглашению сторон также определяется четвертая область исследования — область инновационных навыков. Так, в 2015 году оценивался навык командной работы, имеющий очевидное значение для человека в современном мире.

Решение о том, что будет исследоваться именно креативность, таким образом, было принято странами-участницами еще три года назад. Следующее исследование в 2025 году будет посвящено тому, как дети учатся в цифровых образовательных средах. Примечательно, что такое решение было принято еще задолго до пандемии, а сейчас, конечно, оно очень релевантно нынешней ситуации, когда многие дети во всех странах мира учатся в цифровых или гибридных средах.
Есть примеры школ в мире, где обучение принципиально ориентировано на развитие креативного мышления и других универсальных навыков?
Я видел подобные образовательные программы, например, в Канаде, в школах штата Онтарио. Но первый вопрос, который здесь возникает: кто будет обучать этим новым компетенциям? Мало таких учителей, которые имеют экспертный уровень в области развития креативного мышления.

В Финляндии на уровне страны уделяется внимание развитию универсальных компетенций. Их концепция открытого образования предполагает значительно менее жесткие границы между предметными областями. Такая интердисциплинарность, использование методов одного предметного поля в другом имеет большой потенциал для становления креативности. В России тоже есть много примеров, которые задают основания моделирования учебного процесса, ориентированного на развитие универсальных навыков, например в школе «Летово».
HD Creative thinking model
Сейчас, как правило, такие программы развиваются в сфере внеурочного образования. К примеру, разработки LEGO Education в дополнительном образовании фокусируются именно на креативности в предметном поле на стыке инженерных технологий, математики и физики.
Какой должна быть школа, чтобы из нее выходили креативные люди?
Конечно, нужен системный подход на уровне не только школ, но и региона, может быть, страны. Обычно так: мало внимания в системе образования уделяется тому, что не оценивается на государственных экзаменах. Это везде и во всех странах так работает. Когда возникает перспектива сдавать обязательный экзамен, школа начинает работать в соответствующем направлении.
Я не говорю, что непременно измерение креативности должно входить в обязательные экзамены. Но система управления образованием должна поставить себе новые задачи: создать условия для того, чтобы учителя внедряли новый педагогический подход в отношении развития универсальных навыков, обеспечить учителей образовательным контентом, заданиями, которые они могут использовать в своей практике.

Это задачи управленцев в образовании, а учителям разработчиками быть необязательно. У учителя, может, и есть интерес к такого рода инновациям, но часто нет времени на разработку контента. А если ресурсы даются, тогда, конечно, намного больше шансов, что новый подход будет внедряться и будет эффективно разработан в школах.
Explicit instruction
Где и как в школе ребенок должен получить опыт креативности?
Традиционно считается, что проявление креативности связано с такими школьными предметами, как изобразительное искусство, дизайн. Но на деле нет такого предмета, где не требовалась бы креативность и где нельзя было бы ее развивать. Здесь главное — не предметная область, а правильная педагогическая установка, которую школа может дать ребенку.
Развивать универсальные навыки — не значит переходить на принципиально другие образовательные программы
Экзамен PISA мы начинаем с так называемой explicit instruction — развернутой инструкции, которая ориентирует детей на то, чтобы они искали несколько решений предложенной задачи. Такая ориентировка очень важна, потому что часто и школьники, и студенты привыкли, что есть один правильный ответ. Эту фиксацию — ее отмечают наши исследования — очень трудно преодолеть. И если в области творческого самовыражения школьника множественность решений еще более-менее приемлема, то в области математики, физики, химии, как правило, царит жесткая установка на единственно верное решение. Она формируется с самых младших классов, возможно, уже с детского садика, и до 11-го класса в России или 12-го в США. А между тем креативность принципиально связана с открытостью к разным идеям, и эта открытость уменьшается с каждым годом формального обучения.

Поэтому школа, эффективная в плане развития креативности, должна «легитимизировать» возможность нескольких правильных ответов. При этом, конечно, не надо впадать в другую крайность, начиная видеть в любой школьной задаче способ развития креативности в ущерб адекватности и содержательности ответа.
Как школа может одновременно справляться с задачей дать ребенку «конвенциональное знание», образцы и рамки и одновременно дать опыт выхода за пределы общеизвестного, «конвенционального»?
Именно поэтому складывается такая практика, когда развитие универсальных навыков уходит в дополнительные программы. И такое разделение не очень естественно для детей. Мы им как бы говорим: «Вот здесь ты прояви креативность, а здесь без этого, пожалуйста».

Развивать универсальные навыки — не значит переходить на принципиально другие образовательные программы. Говорю это не только как исследователь, но и как учитель с десятилетним стажем преподавания физики и программирования. Можно, мне кажется, определить в своем предмете, какие задачи, проекты содержат потенциал для развития креативности. И дальше, например, использовать модели задач, разработанные для экзамена PISA или других ведущих программ. Но самый большой потенциал развития универсальных навыков, на мой взгляд, в проектной работе по любому предмету, от преподавания языка до программирования, причем не требуется организовывать какие-то глобальные учебные проекты, это могут быть мини-проекты в течение года.
Framework
Что планируется делать с той big data, которую вы получите после оценки креативности в рамках исследования PISA в 70 странах?
Цель исследований, во-первых, оценить уровень развития компетенции в данной стране относительно других стран при помощи заданий, опробованных на большой интернациональной выборке.

Но еще важнее дать странам — участницам ОЭСР, их министерствам образования и заинтересованным организациям концептуальные основания и рамки для того, чтобы разрабатывать собственные программы развития компетенций, адаптированные под национальную специфику, моделировать новые подходы к организации учебного процесса, разрабатывать собственные экзамены, оценивающие эти компетенции. ОЭСР, разумеется, не оказывает никакого давления на участников исследования, и каждая страна решает независимо, как поступать с результатами исследования.
Динамику каждой из новых компетенций, которые добавляются в новом цикле исследований PISA, мы отследить не можем, так как это разовое событие. Но после каждого исследования страны-участницы получают международный эталон и критериальную базу оценки, возможность самостоятельно решать, хотят ли они сконцентрировать усилия на том, чтобы развить ту или иную компетенцию в масштабе школьного образования в своей стране.

материал подготовила
Юлия ЛЮБИМЦЕВА.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также:
Show more