Цифровизация, новые сервисы и карантин стимулировали освоение онлайна. В погоне за digital уходят на второй план проверенные «живые» технологии, развивающие навыки «4К»: креативность, критическое мышление, координация и коммуникация. Самое главное — несмотря на то, что описанные методики построены на личной коммуникации, их можно с лёгкостью интегрировать в дистанционное обучение.
Татьяна Фещенко
Доктор педагогических наук, преподаватель курсов повышения квалификации «Фоксфорд.Учителю»
Шесть шляп мышления
В 1969 году в Англии вышла книга «Принцип действия ума». В ней Эдварда де Боно — признанный во всем мире эксперт в области креативности и обучения навыкам мышления описал, как основой восприятия служат асимметричные паттерны или шаблоны, которые формируются нейронными сетями мозга. Так родилась его концепция латерального, то есть скрытого мышления, и появились «шесть шляп».
Метод шести шляп призван справиться с трудностями в мышлении, которые неизбежно возникают при решении любой практической задачи.
Основные трудности в мышлении при решении практической задачи
«Шесть шляп» Эдварда де Боно помогают не только преодолеть все эти трудности, но и извлечь из особенностей мозга максимум пользы.
Этот метод как бы раскладывает мышление на шесть различных режимов и позволяет применять каждый из них отдельно и осознанно, а не сумбурно и параллельно. Каждому режиму соответствует воображаемый аксессуар своего цвета. Как только участник дискуссии мысленно надевает определённую шляпу, его главной задачей становится проанализировать вопрос только с одной стороны, вжиться в одну из ролей.
Метод шести шляп можно использовать для групповых или индивидуальных обсуждений, развивая всесторонний подход к любому вопросу. В коллективе, который знает правила игры, легче модерировать диалог и направлять учеников. В любой момент можно предложить надеть или снять определённую шляпу, чтобы участники дискуссии взглянули на предмет дискуссии с другой стороны.
В дистанционном обучении управлять обсуждениями сложнее, но этот метод помогает структурировать беседу. Когда звучит фраза «Петя, надень, пожалуйста, жёлтую шляпу, и расскажи о своих мыслях», ученики принимают правила игры и слушают с большей заинтересованностью, чем если бы педагог просто попросил Петю поделиться своим взглядом.
Упражнение "примерить все шляпы, рассуждая об определённом вопросе" может быть творческим домашним заданием.
Как использовать метод на дистанционных занятиях?
1
Обозначьте определённое задание и критерии его оценки. Перед началом выполнения разделите класс на шесть групп (по количеству шляп) и предложите им обсудить критерии оценки этой работы, а затем высказать свою позицию, выбрав одного спикера от каждой группы и установив время выступления. Так дети смогут понять, как будет оцениваться их работа.
2
Предложите учащимся небольшой текст по теме урока и попросите, надев белую шляпу, выбрать только факты.
3
В конце занятия попросите с помощью синей шляпы обобщить всё изученное на занятии, например, общим выводом, основными понятиями, перечислением способов применения на практике.
Кейс-метод
Кейс-метод (case study) появился почти полтора века назад в Гарвардской школе права, дожил до наших дней и распространился по всему миру. Сегодня эта технология считается одной из основополагающих при практико-ориентированном обучении.
Суть кейс-метода: педагог задаёт определённую ситуацию, в которой кроется практическая проблема, а другие участники должны предложить своё решение. Для этого ученикам приходится вспомнить всё, что они знают о теме кейса, или даже оперативно изучить что-то дополнительно, если позволяет формат. В процессе решения педагог может вести себя по-разному: активно участвовать в дискуссии или нет, помогать или уводить в сторону — в зависимости от задачи.
Наиболее важную роль здесь играет сама ситуация: чтобы кейс был полезен, а не вогнал ребёнка в ступор, условия должна быть понятны, в них должна скрываться какая-то проблема, которую нужно решить, решений должно быть несколько. Кроме того, кейс должен быть целесообразен — развивать именно те навыки, которыми ученик должен овладеть в рамках своей дисциплины. При этом ситуацию не обязательно придумывать — можно использовать готовые наработки коллег, находящиеся в открытом доступе.
Работа с кейсом строится по следующей схеме:
Этапы работы с кейсом в учебном процессе
Название этапа;Цель реализации этапа
Знакомство с конкретной ситуацией;Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения
Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания, и самостоятельно привлеченной;Развитие умения “добывать” информацию, необходимую для поиска решения, и оценивать ее
Обсуждение альтернативных решений;Развитие альтернативного мышления
Диспут: группы защищают свои решения;Сопоставление и оценка вариантов решения
Сравнение решений, принятых в группах;Аргументированная защита решений
Резолюция: нахождение решения в группах;Оценка взаимосвязанных интересов отдельных решений
Работать с кейсом в режиме онлайн сложнее в силу технических причин. Обсуждение проблемы происходит зачастую довольно бурно, и системы видеосвязи не всегда позволяют сохранять качество звука при одновременном разговоре нескольких участников. Переводя использование кейс-метода в онлайн, научите детей цифровой этике, задайте правила беседы (например, что нельзя перебивать, нужно поднимать руку для ответа, отключать микрофон, если не собираешься ничего сказать) и следите за их соблюдением. Такой опыт положительно скажется на поведении детей и в реальной жизни.
Также в дистанционном обучении можно больше внимания уделить решению кейса самостоятельно или небольшими командами. В таком случае учитель задаёт ситуацию, ограничения и покидает урок, а спустя какое-то время возвращается, чтобы принять участие в диспуте и вынести резолюцию.
Как усилить кейс-метод на дистанционных занятиях:
1
После обсуждения короткого кейса предложите учащимся небольшой тест (например, 5 вопросов с выбором одного варианта ответа), чтобы проверить уровень освоения знаний.
2
Предложите 1 открытый вопрос, например, где такая ситуация может встретиться в реальной жизни.
3
Предложите школьникам незаконченный кейс и дайте задание завершить описание ситуации 1−2 предложениями. Затем обсудите полученные предложения и сравните с собственным заранее составленным кейсом.
4
Разделите учащихся на группы и попросите одну из них придумать главный вопрос по теме кейса, а другую — дать полный ответ на этот вопрос. После группы меняются ролями. Важно: учитель должен задать чёткое ограничение по времени и неукоснительно его соблюдать.
Ментальная карта
Ментальная карта позволяет визуализировать мышление. Это помогает не только структурировать информацию, но и принимать решения, анализировать ситуацию и генерировать идеи. При работе с Mind Map активизируются оба полушария мозга: правое анализирует информацию в элементах, левое — связи между ними.
Если говорить о применении в педагогике, интеллект-карта помогает визуализировать сложные системы. Mind Map позволяет создать дорожную карту для работы над разными задачами и даёт стимул для рождения новых ассоциаций. Cоздавать ментальную карту можно как в одиночку или один на один с учителем, так и в небольших группах. В конце концов Mind Map — это методика, умение пользоваться которой однозначно поможет школьнику в будущем.
Во время дистанционного обучения Mind Map особенно необходима школьнику, поскольку ему труднее ориентироваться в предмете — используйте готовые интеллект-карты для описания сложных систем, и ребёнку будет проще запомнить их структуру. Дайте ему возможность освоить создание Mind Map в одном из специализированных онлайн-сервисов, как делают миллионы взрослых креаторов по всему миру. Таких сервисов сейчас на рынке достаточно много, основной функционал доступен бесплатно. В некоторых из них есть возможность группового доступа.
Несколько советов-лайфхаков по использованию Mind Map на дистанционных занятиях:
1
При изучении какой-либо темы или понятия попросите учащихся придумать центральный образ (главную идею) будущей карты и свои ассоциации к нему.
2
Дайте задание придумать несколько ключевых слов и иллюстрации к этим словам.
3
Подготовьте заранее свою Mind Map и по мере изложения нового материала показывайте учащимся отдельные ее части, предлагая дополнить карту своими идеями (2−3 идеи, которые могут служить ветвями, наиболее полно раскрывающие суть изучаемого материала).
4
В конце занятия покажите свою карту и дайте задание школьникам выделить те её элементы, которые совпали с их первоначальными предложениями по созданию карты.
5
В качестве легко проверяемого домашнего задания предложите школьникам нарисовать свою карту по теме, а на следующем занятии обменяться этими картами и обсудить их. Так ученик повторяет и закрепляет материал, а педагог проверяет понимание темы.
Комментировать
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!