РВК: инвестиции в будущее

Анастасия Баскакова
Руководитель проектов, на базовой кафедре РВК на Физтехе — заместитель заведующего базовой кафедрой АО «РВК» в МФТИ
В соответствии с данными аналитического исследования компании NeoAnalytics темпы роста рынка онлайн-образования в период 2019−21гг. составят 17−20% годовых. По данным аналитического исследования компании АТОЛ общий объем рынка онлайн-образования в 2018 году составил 21 млрд руб. В октябре 2019 года компания Яндекс представила данные, в соответствии с которыми средний темп роста стоимости чека за онлайн-курсы увеличивается на 20%, при этом средние темпы роста оборота рынка составляют 60%.

Компании используют VR и AR в обучении сотрудников и интеграции новых технологий. Так, например, крупнейший производитель нефтепромысловых труб Frank’s international в подготовке персонала использует игру для симуляции чрезвычайных ситуаций на нефтяной вышке. Люди учатся жить и работать с искусственным интеллектом.

По разным оценкам, ежегодно российские вузы выпускают примерно 15 тысяч ИТ-специалистов, от 50 до 90 процентов выпускников не работают по специальности. Требованиям компаний (даже на самые низкие позиции) отвечает не больше 30 процентов выпускников.
Отчасти проблемы компаний решают частные образовательные структуры, предлагая широкий спектр образовательных программ, семинаров, тренингов на любой вкус. Гибко реагировать приходится и бизнес-школам с вузами: сегодня они готовы корректировать свои программы и создавать новые под запросы конкретных компаний.

Однако возможности образовательных учреждений адаптироваться к запросам компаний не безграничны. В этих условиях крупные корпорации создают собственные образовательные структуры, в которых готовят специалистов всех уровней: от слесарей до менеджеров инновационных проектов.

Приобретая опыт реализации краткосрочных образовательных программ, компании приходят к необходимости обучения молодых специалистов «под себя». Происходит это на уровне сотрудничества с профильными учреждениями начального профессионального и высшего образования. В университетах такие формы называются «базовые» кафедры.
Существовали и до сих пор существуют отраслевые заведения высшего образования, такие, как МАИ, МИСиС, МИИТ, МАДИ, которые исторически тесно были связаны с крупными предприятиями. В этом плане ничего нового и сейчас не происходит. Изменился только характер взаимодействия. Появилась большая возможность выбора у студентов и у предприятий. Несколько лет назад я участвовала в исследовании, проводимом Сколтехом, по взаимодействию университетов и бизнеса в сфере ИТ. И тогда были сформулированы следующие основные установки руководителей средних компаний по работе с университетами: сохранить и развить исторически сложившиеся связи и тиражировать опыт качественного выполнения совместных проектов.

Корпорациям в целом хорошо известна ситуация с образованием в российских вузах. Иногда при возникновении новых вызовов (таковыми стали, например, санкции, создавшие барьеры на ввоз необходимых компонентов и технологий) компании вынуждены искать новых партнеров среди университетов. Но, к сожалению, результаты тут, скорее, печальные. Компании, ориентируясь на результат, несмотря на серьезные финансовые затраты, сами ведут научные исследования и НИОКР.
Чаще всего с университетами сотрудничают крупные и средние российские компании, которые сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов по разработке и выводу на рынок новых технологических продуктов. Выпускники управленческих и экономических специальностей высшего образования не имеют необходимых знаний в естественнонаучных областях. Отсутствие технологического бэкграунда зачастую не позволяет им глубоко понимать суть технологий, лежащих в основе продукта, сильно ограничивает точность оценки перспектив развития новых технологий и рынков.

Выпускники естественнонаучных направлений не имеют достаточных знаний в бизнесе. Они, как правило, не могут оценить рынок нового продукта, управлять процессом разработки и вывода на рынок нового продукта, разработать бюджет проекта. Предлагаемые ими инновационные решения либо вязнут в корпоративных процедурах, либо проваливаются при практической реализации из-за некачественного управления.

Недостаток специалистов по управлению технологическими проектами проявляется в проектах разного масштаба — от мегапроектов государственного уровня (типа космической или ядерной программы) до локально-отраслевых проектов. Особенно острый кадровый дефицит сложился на уровне среднего звена.
Кафедра РВК, как кафедра института развития, чья задача в том числе заключается в формировании зрелого венчурного рынка, создавалась для подготовки специалистов для рынка в целом. Kафедра РВК была открыта на базе МФТИ в 2011 г., а с 2012 на базе кафедры реализуются магистерские программы. Модель кафедры РВК, с одной стороны, продолжает славную практику базовых кафедр, являющейся отличительной особенностью и конкурентным преимуществом МФТИ, а с другой, — трансформирует ее согласно реалиям современного венчурного и технологического рынков. В классической модели базовая кафедра готовит специалистов для задач конкретной компании.

Сегодня мы готовим специалистов, способных с равным успехом работать в венчурных фондах на позициях инвестиционных аналитиков, проводя анализ рынков, осуществляя поиск, отбор и оценку проектов для фондов, структурируя сделки, проводя переговоры и в технологических компаниях на позициях менеджеров по развитию технологических проектов, осуществляя оценку потребности компании в новых технологиях, поиск новых ниш на рынке, поиск новых технических решений под задачи компании, привлекая инвестиции в проекты технологического развития и решая другие задачи.

Основные партнеры кафедры — это наши преподаватели и выпускники. Именно они, работая в венчурной и технологической сферах, приходят к нам преподавать, ставят реальные задачи, диктуемые рынком, и привлекают студентов под свои проекты. На магистерских программах кафедры ведут занятия руководители из АО «РВК», Газпромнефть, ГК ЭФКО, СИБУР, Российского квантового центра, Сбербанка, Сколтеха.

Для корпоративных партнеров наиболее привлекательными станут те программы, которые будут решать их бизнес-задачи. По нашему опыту это дает возможность создавать междисциплинарные магистерские программы. Мы помогаем партнерам из технологического наукоемкого бизнеса привнести бизнес-компетенции в образовательные программы, дополнить существующие у компании программы или создать новые.
Корпорации, которых мы привлекаем к образовательному процессу, работают с кафедрой для поиска потенциальных сотрудников для своей компании — в этом заключается основная цель партнерства с кафедрой. Предложения и вакансии для выпускников и студентов кафедры превышают спрос.

Партнерские программы реализуются на условиях софинансирования. Компания направляет и оплачивает работу своих сотрудников в качестве преподавателей, трудоустраивает студентов в свои лаборатории и проекты. Преимущество в том, что студенты с первого дня участвуют в проектах компаний, в процессе обучения адаптируясь под корпоративную культуру и задачи компании. Компании участвуют в отборе студентов на этапе приемной кампании.

Для нас важно участие отраслевых партнеров в точки зрения распространения наработанного опыта кафедры РВК и максимального приближения к требованиям рынка в части компетенций выпускников.

Первой партнерской программой в 2018 году стала программа кафедры РВК с лабораториями проекта Сбербанка на Физтехе — IPavlov по подготовке лидеров проектов в области искусственного интеллекта. Далее, в 2019 году, была разработана и запущена совместная магистерская программа кафедры РВК с Российским квантовым центром, МФТИ и МИСиС. Студенты программ работают в лабораториях партнеров, уже в процессе учебы включаясь в реальные задачи компаний.

С 2018 г. кафедра РВК стала активно внедрять онлайн-курсы в образовательный процесс магистратуры. Сегодня в магистерских программах кафедры используются до 5 онлайн курсов, в планах внедрение англоязычных курсов зарубежных университетов.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: