СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

Онлайн-ресурсы для специалистов:
«Атлас Коммуникации»

Проверено EdExpert. Часть IX
Агентство «Атлас Коммуникации» занимается организацией интенсивов для профессионального и личностного развития педагогов и руководителей образовательных организаций, используя самые экологичные педагогические подходы и эффективные управленческие технологии.
Переход на дистанционный формат обучения не всем дается легко. Как с этой задачей справлялось агентство «Атлас Коммуникации», какие открытия совершили участники процесса, о «шишках» и выводах — рассказала Татьяна Раитина, генеральный директор, управляющий партнер агентства.
Татьяна Раитина
генеральный директор, управляющий партнер
агентства «Атлас Коммуникации»
С запуском онлайна решили подождать
В 2018 году, когда вы экспериментировали с онлайном, что тогда оттолкнуло вас от дистанта? Почему принципиально придерживались офлайна?
В 2018 году мы действительно планировали запустить онлайн. Когда все «таблетки были подъедены» и стратегии нарисованы, мы, встретившись на собрании учредителей и обсуждая запуск, вдруг увидели, что никто из трёх основателей не счастлив и не вдохновлён новым этапом развития и этим запуском. И честно признались себе, что при таком подходе проект «не полетит». Выходов нам виделось два: брать тим-лидера и формировать команду под проект или отказаться от идеи пока вовсе. Мы выбрали второе по многим причинам.
Во-первых, уже тогда было понятно, что качественный онлайн — это дорого. А если не постепенно тестировать форматы и каналы продаж, как мы планировали до той знаменательной встречи, а стартовать по-взрослому, нужны свободные средства или инвестиции, которых не было. Во-вторых, на тот момент существенную долю выручки составляли заказы от государственных структур и эти заказчики однозначно предпочитали офлайн, в крайнем случае смешанный формат. На онлайн спроса в моменте не было. Ну и уж тем более не стоило его ожидать от наших постоянных клиентов — директоров и учителей школ, регулярно посещающих наши очные события. Кстати сказать, последние очень неохотно учатся у нас онлайн до сих пор. Так что тогда с запуском решили подождать, хотя понимали перспективность направления.
Обошлось без квантового скачка
Расскажите о поворотной точке весной 2020: когда вы поняли, что без онлайна уже не обойтись? В связи пониманием этого какие решения стали принимать? Что начали сразу делать?
Нельзя сказать, что пандемия стала поворотной точкой. Во-первых, к началу пандемии мы уже более 10 лет работали удаленно. У нас никогда не было офиса, а наши сотрудники живут и работают в разных городах и странах. Так что это тот самый забавный случай, когда команда онлайн делала офлайн-проекты.

Во-вторых, весь 2019 год мы делали курсы в очно-дистанционном формате. И обучили таким образом несколько тысяч человек. Не скажу, что это был наш осознанный выбор, скорее результат здравых размышлений и влияние специфики заказчика. Смешанный формат был оптимальным решением: преподаватели программ приезжают на 2−3 дня, проводят очную тренинговую/игровую/интерактивную/проектную часть работы с группой, а остальную часть курса осваивают в дистанте. Поскольку своей платформы у нас не было, мы долгое время успешно сотрудничали с Фоксфорд.учителю и наши слушатели дистанционную часть курса проходили там. Так что опыт подготовки контента и сопровождения дистанционного обучения у нас был.
Поэтому в марте 2020 года нам пришлось не совершать квантовый скачок из офлайна в онлайн, а всего лишь переходить из смешанного формата в полностью дистанционный. Казалось, что проблем быть не должно.

Первые решения были такими:
1
«Обкатывать» все наши идеи и форматы на бесплатных ивентах. В марте был запущен проект оnline-мастерских как на собственных ресурсах, так и на партнерских — Росучебник и Фоксфорд. За 2 месяца наши преподаватели бесплатно обучили на вебинарах по организации дистанта более 50 тысяч педагогов. Для нас это была возможность помочь делом педагогическому сообществу справиться со стрессом резкого перехода на онлайн-форматы и продемонстрировать качество контента и уровень наших преподавателей на широкую аудиторию наших партнёров.
2
Мы кинулись изучать лучший опыт: кто и как делает синхронно-асинхронные курсы, какие механики вовлечения и удержания используют, как организовывают групповую работу, какие формы аттестации используют и какая организована техподдержка.
3
Создали несколько рабочих групп внутри компании, которые формировали модели и стандарты наших онлайн-курсов на всех уровнях: производства контента, технического воплощения, работы с преподавателями, стандарты сервиса для слушателей. Все приходилось создавать и писать с нуля: алгоритмы, инструкции, памятки и т. д. Уже в апреле-мае мы в онлайн-формате провели три программы на 500+ человек. По отзывам и анкетам очевидно, что в онлайн у нас тоже отлично получается.
Но главное открытие: онлайн — это безумно интересно и гораздо более трудозатратно, чем офлайн, по всем направлениям!
Мы справились
Как выстраивали работу с аудиторией в самом начале дистанта? Какие трудности были? Как их удалось преодолеть?
Начали мы не с курса, а с конференции на 150 человек для воспитателей детских садов. Конференция была запланирована очная, на апрель. Дискуссии, групповая работа, самостоятельная работа — индивидуальная и групповая, параллельные сессии, много интерактива. Все это мы перепроектировали в онлайн-формат, и двухдневная конференция превратилась в трёхнедельную :)
Сначала было много опасений, что педагоги дошкольного образования плохо владеют Zoom и будут сложности с подключением, групповой работой в вебинарных комнатах и т. д. Поэтому мы тщательно подготовились: заранее разослали инструкции с прямым телефоном технической поддержки; двух тестовых включений за два дня до старта курса и подготовки нескольких модераторов из числа наших сотрудников было достаточно. С остальным проблем не было. Кстати, чтобы не усложнять участникам конференции задачу, решили вообще не использовать платформу и просто выложили материалы конференции на гугл-диск. Туда же участники подгружали презентации, вопросы и др.
О технической стороне дела. Какими платформами пользуетесь? Какие возможности платформ используете?
Сейчас мы используем Get course или делаем курсы в партнёрстве с крупными игроками на их платформе. Например, с Фоксфордом.
Что изменилось содержательно? Какие новые форматы работы появились?
Пришлось тщательнее проектировать групповую работу, писать чек-листы и устно инструктировать команды, прежде чем отправлять их в вебинарные комнаты. Оказалось, что-то, что в офлайне происходит само собой, в онлайне требует специальной подготовки: участники значительно труднее начинают коммуникацию в группе, устанавливают контакт и взаимопонимание, распределяют роли. Пришлось также разнообразить форматы обратной связи на домашние и самостоятельные работы: разбор типичных ошибок в индивидуальных работах в предзаписанном формате, разбор наиболее удачных групповых работ в синхронном формате и др.
Сколько мероприятий удалось провести?
В марте-августе потери были большие: часть проектов заказчики просто поставили на паузу, собственные проекты тоже далеко не все удалось оперативно перевести в онлайн. Только 25% запланированных программ были реализованы.
Мы верны своим принципам
О возможностях и ограничениях дистанта. Что сейчас делаете такого, чего не могли делать в офлайне? И наоборот.
Ограничения и возможности: очень банально, но скажу про массовость как плюс (можно «достать» аудиторию, которая никогда не придет на твои очные программы) и про отсутствие «живой» энергии как минус.

Из нового — в конце сентября на форсайт-игре для руководителей образовательных организаций впервые попробуем гибридный формат: часть команд будет работать очно в зале, часть — дистанционно. Это новый опыт, обязательно расскажем EdExpert, как все прошло. Сейчас идёт разработка онлайн-курсов на самые разные темы: от PISA до работы с неуспешными детьми. В каждом курсе мы верны своим принципам: вариативность, интерактивность, практикоориентированность, Peer-to-Peer подход, развернутая обратная связь и высокий уровень сервиса для участников.

А с 30 сентября начинаются онлайн-курсы повышения квалификации для педагогов начальной школы и представителей дошкольного образования.
Выводы и «шишки»
К каким выводам пришли по итогам полугода работы в онлайне?
Производство и проведение качественных онлайн-курсов — это сложно и дорого, потому что все нужно делить на два: харизму преподавателя, вовлечённость и концентрацию внимания участника, групповую динамику и т. д. А вот время, наоборот, нужно умножать: на то, что ты можешь провести очно за 2 полных дня, в онлайн-формате требуется значительно больше времени.
Какие, на ваш взгляд, основные ошибки вы совершили за эти полгода? Какие «шишки» набили?
Нам сразу было очевидно, что нельзя прямо калькировать форматы из очной формы в дистанционную, а вот что в маркетинге эта разница настолько колоссальной будет и экономика считается совсем иначе, мы поняли уже в процессе :) Учимся и этому тоже сейчас.
Как за полгода изменилась аудитория количественно и/или качественно?
Аудитория стала однозначно сильно разнообразнее по уровню подготовленности и не скажу, что это большой плюс. А вот по количеству ее больше не стало, так как наши онлайн-программы плюс/минус на такое же число рассчитаны, что и очные. Мы не делаем предзаписанных курсов пока, только в смешанных синхронно-асинхронных форматах, а это накладывает определённые ограничения на максимальное число участников, иначе будем терять в качестве, а это не наш путь.
Будем рады, если поделитесь собственными лайфхаками «как помочь себе безболезненно перейти в онлайн».
Безболезненно не получится. А вот словить драйв точно можно. Это челлендж. Важно суметь перенести свой «генетический код» в онлайн: когда нам участники онлайн-курсов говорят, что у нас «душевно» или «мы чувствуем заботу» или «курс выстроен очень логично», мы чувствуем, что нам это удалось.
Читайте также: