© 2021 Издательство журнала EdExpert

Как быть востребованным в современном мире профессий?

Долгое время школу воспринимали как хранилище фундаментальных знаний, полагая, что только «база» может сделать из выпускников хороших специалистов. В последние годы тенденция изменилась, и особое внимание стали уделять уже мотивации, ценностным установкам и личностным качествам ребенка. Учитель биологии высшей категории Елена Марина рассказала, как развить навыки, необходимые в будущей профессии, и какие средства использовать для достижения высоких метапредметных результатов.
Встреча с Еленой Мариной состоялась в прямом эфире на YouTube-канале группы компаний «Просвещение».
Софты наступают: может ли гибкость заменить школьную базу?
Гибкие навыки пришли к нам из-за рубежа, и люди встретили новинку с недоверием: если на переднем плане окажутся личность и ее установки с мотивацией, то куда денется профессионализм? Но постепенно на российском рынке труда оценили важность «софтов».
Дружелюбный специалист, способный быстро адаптироваться к изменениям без потери качества работы гораздо ценнее, угрюмого интроверта, который воспринимает любую идею в штыки. Какую бы профессию ни выбрал ученик, гибкие навыки и фундаментальные знания для него будут одинаково важны.
Не только педагоги способны помочь ребятам ответить на ключевые вопросы: что мне интересно? кем я хочу стать? к чему стремлюсь? Сейчас, когда разрабатываются и активно внедряются новые технологии, мудрыми наставниками становятся даже цифровые платформы.

Методика и система профнавигации сервиса «Профилум» прошли экспертизу и получили одобрение Российской Академии Образования (РАО).

Хард скиллз — не противоположность адаптивности, а ее дополнение:

  • базовые знания в различных предметных областях;
  • специализированные знания в своей области;
  • умения и опыт, необходимые для реализации имеющейся базы знаний.

А софт скиллз — это умение:

  • общаться, задавать вопросы, делиться идеями и мнениями;
  • создавать новое, пробовать разные подходы, быть изобретательным;
  • работать в команде, передавать опыт и помогать другим;
  • работать с информацией, объективно анализировать данные.
Вперед, к звездам: практикуемся и развиваем метапредметные навыки
Каждая российская школа самостоятельно выстраивает траекторию профориентационной работы. На нее влияют и регион, и возможности, и запросы учеников и родителей.

Между программой образования (к чему мы готовим детей) и реальностью (что на самом деле требуется) может лежать пропасть. Тогда вопрос: зачем вообще педагогам включать проектно-исследовательскую деятельность в учебный план?

Все просто: эти требования прописаны в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. На базе ФГОС и Примерной основной общеобразовательной программы среднего общего образования каждая СОШ должна разработать этапы, которые помогут детям достичь высоких метапредметных результатов.
Как организовать обучение проектно-исследовательской деятельности в старших классах?
В 9-м классе можно организовать кружок в рамках ФГОС основного общего образования (один час в неделю). Постарайтесь не оценивать детей, пусть они увлекаются обучением и забудут про надоевшую необъективную схему: «пятерка, значит, умный и талантливый, а двойка — бездельник, ничего не добьешься в жизни».

В 10-м классе создайте с ребятами спецпроект. При этом школа может выстроить работу двумя путями.

Первый: положенные часы курса распределяются между учебными планами 10-го и 11-го классов (60 минут в неделю), защита проекта приходится на последний год обучения.

Второй: дети осваивают курс за один год (два часа в неделю) и в конце 10-го класса защищают проект, получая за него оценку.

Трудности преподавателей, которые ведут кружки

9-й класс

Занятия не оцениваются, нужна внутренняя мотивация.
Сжатые сроки освоения (всего один год для достижения цели).
Высокая загруженность учеников.

10-й класс

Приходится ставить баллы, а итоговая оценка идет в аттестат.
Более высокие требования к итоговому проекту.
Специализация проектов.

Педагогические решения:

  1. Методическая готовность учителей к ведению курсов.
  2. Учебно-методическое обеспечение.
  3. Нестандартный формат ведения уроков и внеурочных занятий.
  4. Интересные формы заданий, четкие критерии оценивания.
  5. Постоянный и высокий уровень мотивации (хочу помочь — у меня есть все инструменты — я помогаю и наблюдаю положительную динамику).

Индивидуальный итоговый проект (ИИП), где учитель-предметник, психолог или социальный педагог выступает в роли куратора и работает с ребенком отдельно.

В 9-м классе вы занимаетесь разработкой и защитой ИИП на базе курса основного общего образования, а в 10-м — на базе курса среднего общего образования. Без оценок здесь уже не обойтись: максимальный балл за работу не должен превышать 80.
На каждом этапе обязательно фиксируйте достигнутые учеником результаты. Несмотря на индивидуальный подход, педагог не должен бегать за учащимся и напоминать ему об уроках. Все наоборот, школьник сам подходит к учителю и обсуждает с ним возникшую идею, задает вопросы, советуется.

Вспомните супермаркет: пестрые полки товаров буквально гипнотизируют — хочется купить все и сразу. То же чувствует ребенок, когда берется за проект, поэтому старайтесь вместе сузить цель: ему нравятся бабочки, прекрасно, а какие именно (их же десятки тысяч) и почему.

После успешной защиты школьник получит сертификат, который понадобится ему не только во время поступления, но и при переводе в другую школу. Для удобства проговорите с коллегами фазы освоения курса: кто проходит с ребятами учебный план, какие материалы собираетесь использовать, а кто входит в экспертный совет и оценивает проделанную работу.

ИИП регулируется Положением об итоговом индивидуальном проекте вашего учреждения. Подробно опишите в нем, учащиеся каких классов осваивают курс, входит ли он в учебный план, в каком виде его будут сдавать (информационный, творческий, социальный, прикладной, инновационный, конструкторский, инженерный проект или исследование).

План реализации и защиты индивидуального проекта обычно определяет:

  • сроки реализации каждого этапа разработки;
  • ответственных за каждый этап работы.

А также:

  • устанавливает сроки внутришкольного контроля на каждом этапе;
  • предусматривает методические мероприятия с учителями;
  • включает мероприятия информационно-разъяснительной работы с родителями или законными представителями.
Какие виды проектов наиболее популярны?
Если педагоги в силу профессии легко отличают проект от исследования, то дети часто смешивают все в одну кучу.

На внеклассном занятии, уроке или собрании объясните ученикам: занимаясь проектом, они создают то, чего еще нет, и с помощью проектирования пытаются достичь конкретной цели.

В ходе исследования они получают новые знания, изучают проблемы, основываясь на специальных стандартах и методах (эксперименты, наблюдения и т.д.), но ничего не производят. Это понимание сделает их работу более осознанной и качественной, а вам упростит проверку.

Проекты принято классифицировать:

  • по определению;
  • по цели;
  • по гипотезе;
  • по этапам;
  • по продукту (в исследовании продуктом станет приобретенное знание).
Почему так важно уметь проектировать?
Когда мы пытаемся увлечь ребят чем-то интересным, но требующим усилий, они начинают лениться: «Что еще за проекты, ерунда какая-то, на них я не смогу даже денег заработать». Но ведь жизнь — это сплошной проект! Для его счастливой реализации нужно уметь ставить себе задачи и понимать, как их грамотно решить.

В большинстве случаев желаемое идет вразрез с реальностью, эту ложку дегтя тоже следует учитывать. Чтобы заинтересовать детей рутинным заданием, превратите одно из внеклассных занятий в «школу жизни» с примерами и дебатами. Можете для смеха добавить отрывки из комедий, мультиков и даже народных анекдотов, если они вписываются в тему. Разберите с учениками одну из проблем, используя схему.

Например, сейчас каникулы, Петя сидит дома, а мечтал поехать на море с родителями. Юный путешественник определился с желанием и теперь начинает не торопясь формировать образ будущего: вот он качается на волнах, посещает экскурсии, наслаждается мороженым в тени, ест арбуз у моря, а вечером играет с отцом в настольный теннис.

Потом мальчик проговаривает этапы достижения цели: нужно выбрать место отдыха и отель, прикинуть, сколько денег допустимо потратить, расписать детали маршрута, сколько дней займет поездка, забронировать билеты на самолет или поезд (а может взять напрокат машину?)

Постепенно Петр поймет, соответствует ожидаемый результат цели или нет. Конечным продуктом здесь будет сама поездка, включая экскурсии, купание, походы в кафе и все, что он запланировал. Последний пункт — практическая значимость, когда ребенок старается на словах и на бумаге максимально приблизить желаемую ситуацию к реальной.

Каким может быть продукт проектной деятельности:

  • модели, макеты, прототипы;
  • видео, мультфильмы;
  • постеры;
  • брошюры, буклеты;
  • интерактивные альбомы, справочники, путеводители;
  • эссе, рассказы, стихи;
  • лэпбук, настольная игра.