ИНФРАСТРУКТУРА.СТЕНЫ
Перезагрузка норм
Строить школы по новым правилам
Более 2 млн детей в России учатся во вторую смену. Эта проблема существует из-за нехватки школ, и, чтобы ее решить, необходимо строить новые здания и реконструировать изношенные. Но получить компактные, современные, доступные школы можно, только если изменить СанПиН.
Евгений Голубенко
Генеральный директор инженерного центра «Атомик» (г. Екатеринбург), лидер проекта АСИ «Школа 2025. Перезагрузка»
Проект «Школа 2025. Перезагрузка» предусматривает комплексный подход к строительству и реконструкции школ в инфраструктурно развитых районах. Цель — создавать новые, современные школьные места в шаговой доступности для детей. Мы занялись этим проектом после того, как отказ от второй смены был объявлен на федеральном уровне, — в 2016 году.

Мы проанализировали сложившуюся ситуацию сначала в своем регионе (в Свердловской области), потом в других регионах РФ, выявили ограничения, которые не позволяют эффективно создавать школьные места, изучили международную практику, провели исследования и предложили пакет поправок в нормативно-правовые документы СанПиН и СП.

Потом мы показали наши наработки генеральному директору Агентства стратегических инициатив Светлане Чупшевой, и АСИ подключило все свои инструменты для поддержки и сопровождения проекта. К июню 2019 года, благодаря помощи АСИ, мы добились отмены нормы обязательной ориентации окон по сторонам света. И появилась амбициозная задача: пересмотреть нормативно-правовые документы, которые ограничивают свободу создания школьных мест.

Что является главной сложностью в данном проекте? Человеческий фактор, нежелание что-то менять и нормативная гильотина. С нашей стороны есть исследования, технико-экономические расчеты, обратная связь от 85 субъектов РФ, а со стороны ведомств — ответ, что нормы существуют с 1950 года. И никто не может нам объяснить, почему в 2019 году нормы должны оставаться такими, как в прошлом веке.
К чему приведет нежелание изменить нормы?
  1. К тому, что школы будут строиться далеко от инфраструктурно развитых районов, где живут семьи с детьми.
  2. К устареванию существующего фонда и выходу его из строя.
  3. 80% существующих школ и 80% земельных участков, на которых могли бы быть созданы новые школьные места, не вписываются в существующие нормы.
  4. К неэффективному расходованию бюджетных средств.
  5. К огромным эксплуатационным расходам.
Что мы могли бы получить в масштабах страны, если бы наш проект был реализован в соответствии с его замыслом?
  1. Школы в шаговой доступности для детей и, как следствие, ликвидацию второй смены.
  2. Смогли бы вовлечь существующие здания в эффективную реконструкцию. Это позволило бы модернизировать старый фонд.
  3. Высвободить более 30% бюджетных средств (в масштабах страны это более 3 трлн руб.) из неэффективного расходования на другие цели, например на оборудование для школ, строительство другой необходимой инфраструктуры. На данные деньги можно построить, к примеру, 18 тыс. ледовых арен или бассейнов, 5 млн мест в детских садах. Вы только вдумайтесь в эти цифры.
Какие поправки необходимо сделать?
  1. Отменить норму по инсоляции (облучению прямым солнечным светом) учебных кабинетов. Считается, что инсоляция улучшает психоэмоциональное состояние ребенка и убивает вредные микробы. Но научно доказано, что оконное стекло не пропускает ультрафиолет, зато пропускает инфракрасные лучи, что ведет к перегреву поверхностей и детей. Если это происходит в период яркого солнца или оттепели, находиться в таких условиях становится невозможно. Наши наблюдения показали, что, как только прямые солнечные лучи попадают в класс, с ними начинают бороться.
  2. КЕО — коэффициент естественного освещения. Единственная польза от данной нормы заключается в том, что она не дает построить классы без естественного освещения, то есть без окон. КЕО надо заменить ЕО, то есть естественным освещением (рассчитывать отношение площади пола кабинета к площади остекления стен). Данное изменение позволит размещать объекты в инфраструктурно развитых районах города.
  3. СЗЗ — санитарно-защитные зоны, в пределах которых мы не можем строить и реконструировать школы. К ограничениям по СЗЗ нужен дифференцированный подход. Если речь идет о зоне разрыва между потенциальной школой и химическим предприятием — это одна история, а если речь идет о СЗЗ, окружающих торговые центры, то совсем другая. Рядом с различными ТЦ живут миллионы детей. Почему жить они там могут, а учиться — нет?
  4. Разрешить размещение кабинетов и классов в подвальных и цокольных этажах. Современные строительные технологии позволяют создавать комфортные пространства как на верхних этажах, так и на нижних.
  5. Прочие ограничения, такие как левостороннее освещение, туалеты только с естественным освещением, невозможность многофункционального использования пространств.
Никто не может объяснить, почему в 2019 году нормы должны оставаться такими, как в прошлом веке
Что касается состояния воздушной среды, то мы провели эксперимент в школе, построенной в 2017 году, и выяснили, что расчет систем вентиляции неэффективен. По норме мы должны давать по 25 «кубов» чистого воздуха на человека и столько же изымать. В нашем экспериментальном кабинете мы подали в два раза больше воздуха, чем положено, и все равно уровень CO2 был 975 ppm. А ребенку комфортно при 800 ppm. В классе, где все сделано по требованиям, стало 1800 ppm через 15 минут после начала урока.

Надо понимать, что при уровне СО2 свыше 1000 ppm происходит резкое снижение умственной активности и трудоспособности. Все это ведет к низкой продуктивности детей из-за нехватки кислорода в крови. В поправках я написал, что нужно учитывать вентиляцию без проветривания воздуха. Есть человеческий фактор: учитель забывает делать проветривание, а зимой вообще никто не открывает окна.
***
Помимо устаревших норм и дефицита бюджета нас ограничивают сроки. Программа рассчитана до 2025 года, а инвестиционный цикл проекта составляет пять лет. Если мы планируем ликвидировать вторую смену через шесть лет, то менять нормативы и начинать проектировать нужно уже сегодня.

То, что мы пытаемся сделать, — это про новую образовательную среду. Нужно, чтобы появились многофункциональные пространства, чтобы дети могли сидеть на пуфиках и общаться, чтобы вестибюль, библиотека, компьютерный зал были местами для общения, встреч, работы в малых группах. В образовательном процессе должно работать все: пол, стены и потолок. Мы хотим создавать такие школы.
Светлана Чупшева
Генеральный директор Агентства стратегических инициатив
«АСИ является площадкой для сбора предложений по оптимизации правовых норм, требований и правил, регламентирующих проектирование, строительство и реконструкцию образовательных объектов. Задачи этого направления полностью соответствуют механизму „регуляторной гильотины“, который позволяет пересмотреть действующие в РФ нормативно-правовые акты. Для более эффективного взаимодействия с регионами АСИ объединит усилия с рабочей группой Государственного совета РФ по направлению „Образование и наука“.

Нам удалось поменять одну из ключевых норм строительства новых школ — ориентацию по частям света, и также по этажности. Это уже позволяет экономить порядка 30% при строительстве и эксплуатации школ, которые будут проектироваться по новым требованиям. Но, условно, это только две нормы из десяти ключевых, которые позволят сэкономить порядка 4 триллионов рублей в течение ближайших пяти лет в рамках проекта „Школа 2025″“. 45 субъектов РФ готовы расширять перечень предложений по совершенствованию нормативной базы».
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: