В настоящее время при лицензировании деятельности по реализации программ дополнительного образования применяются санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41, СанПиН 2.4.4.3172-14).
Действующие санитарные требования представляют собой архаичный документ, который не учитывает новых форм работы с детьми и не позволяет трансформировать пространство учебных помещений.
Так, например, требования к мебели, площади фрамуг и форточек, количеству туалетов для мальчиков и девочек фактически делают невозможной реализацию программ дополнительного образования детей в неспециализированных помещениях (библиотеках, музеях и т. п.), а также в нежилых помещениях многоквартирных домов и общественно-деловых центров. В логике СанПиН не допускается создавать лаборатории с искусственным освещением, а также использовать некоторые сплавы металлов, без которых, например, невозможно реализовать программы по робототехнике.
Такая ситуация выглядит крайне парадоксально: с одной стороны, на самом высоком уровне заявляется о необходимости технологического прорыва, использования новых технологий в образовании, с другой, Роспотребнадзор не предпринимает попыток к адаптации существующих санитарно-эпидемиологических требований к запросам системы образования, а руководство федерального органа открыто уходит от дискуссии по поиску оптимальных решений.
Необходимо существенно пересмотреть требования к зданиям, строениям и помещениям, в которых могут располагаться частные образовательные организации, коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации, реализующие программы дополнительного образования детей.
Особенность реализации некоторых программ действительно требует специально оборудованных и определенных по размеру помещений. Данные образовательные программы следует, скорее, рассматривать как исключение.
Большинство образовательных программ может быть реализовано в обычных помещениях. Справедливо, что специальные требования предъявляются к дошкольным и общеобразовательным организациям, где дети проводят существенный период своей жизни. Предъявление аналогичных требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования, в которых ребенок может находиться в течение полутора-двух часов в неделю, представляется избыточным.