С одной стороны, есть компании, которые зарабатывают на ЕГЭ. Таких проектов становится все больше и больше. С другой стороны, есть репетиторы, которые передаются из руки в руки, их из тени никак не выведешь. Я так полагаю, самые качественные репетиторы находятся в сером секторе. Им по большому счету реклама не нужна.
Я могу говорить о том, как за последние десять лет изменился рынок проектов по развитию soft skills у детей, только на основании собственного участия в тех или иных проектах. Например, я знаю, что спрос на ТРИЗ за эти годы кратно вырос, это чувствуется.
Практикам, которые находят интерес у публики, нужны серьезные вливания с точки зрения смыслов. Должен быть стейкхолдер, который на протяжении длительного времени занимается только данным проектом и ничем больше. Дальше, если у стейкхолдера есть желание и возможность, может начаться история с масштабированием. Потому что многие делают образовательный проект, что называется, «для себя» и не задаются целью масштабироваться. Критически важно, чтобы у проекта появился продюсер, который поможет продвинуть наработки. Продюсер образовательных проектов — очень непростая профессия. У нас имеется огромное количество разработок! Вопрос в том, как и кто их должен продавать. Мало сделать конфету, ее еще надо качественно представить. На мой взгляд, нам не хватает умения вывести продукт на рынок. Упаковка — это наша беда. Упаковывать мало кто умеет. Вообще, вопрос развития предпринимательских навыков — это вопрос субъектности, которую надо прокачивать.
Основная боль родителей — это ЕГЭ. Как правило, есть два варианта бизнеса, связанного с soft skills. Это либо очень дорогой и эксклюзивный продукт, либо дешевый и массовый. Все остальное, как правило, не работает. Например, есть спрос на гувернеров, которые обладают компетенциями обучать ТРИЗ. Но понятно, что такие специалисты уникальны и стоят бешеных денег. И это уже другой бизнес. Конкуренции там сто процентов нет, потому что это не массовая история с ЕГЭ.