РОДИТЕЛИ. ДОШКОЛКА

Хвалите, объясняйте, не молчите

Работа с родителями в детском саду
Любой опытный педагог подтвердит, что современные родители очень требовательны. Они ищут лучшие условия, лучший детский сад, лучшего воспитателя и хотят, чтобы с их детьми занимались «чем-то полезным». При этом они не всегда понимают педагогику и психологию детей дошкольного возраста настолько, чтобы сделать обоснованный выбор, а занятость часто не позволяет им погрузиться в жизнь детского сада. Все это требует от педагогов и руководства дошкольного образовательного учреждения вести структурированный, содержательный, экспертный диалог с родителями.
Вера Сухих
Психолог, тренер, исполнительный директор Центра образовательных инноваций «Шаг», куратор спецпроекта по дошкольному образованию ММСО-2019
Мамы и папы приходят к воспитателю с вопросами, и он должен быть готов компетентно дать пояснения. Причем сделать это так, чтобы его комментарии были действительно поняты и приняты. Это сложно. Основная работа воспитателя быть с детьми. Коммуникация со взрослыми это дополнительная и весьма ощутимая нагрузка.
Для работы с жалобами и просьбами в организации должен существовать стандартный, понятный всем сотрудникам алгоритм, который обеспечит родителям возможность быть услышанными, а педагогам опору и защиту
В то же время работа с родителями отмечена в рабочем плане воспитателя, поэтому проходят родительские собрания и консультации, ведется просветительская работа, оформляются информационные стенды. Однако при ближайшем рассмотрении эта деятельность зачастую выполняется очень формально. Собрания посвящены только организационным вопросам. Просветительские материалы и педагогические рекомендации не информативны. Материалы на стендах визуально не привлекательны. Информация носит в основном организационный характер. В содержании мероприятий не прослеживается система, логика, цель. Нет целенаправленной работы по созданию родительского сообщества, которое разделяло бы идеи и ценности педагогической команды. Часто нет специального помещения для бесед с родителями, поэтому приходится разговаривать в детском пространстве и на ходу. Получается, что работа есть, а эффекта нет: тревоги родителей не снимаются. Дело в том, что подобная деятельность почти не позволяет понять, каким человеком и профессионалом является педагог, чем живет ребенок в детском саду. А значит, родитель продолжает не доверять, требует объяснений по любому поводу, перепроверяет и контролирует.

Это создаёт напряжение не только для воспитателя. Ребенку важно, чтобы между родителями и педагогом не было противоречий и противостояний. Если эти значимые взрослые испытывают друг к другу доверие и уважение, малыш чувствует себя в саду уверенно и безопасно.
Системность и открытость
На организационном уровне с родителями общается руководитель детского сада. Он является носителем политики, культуры и принципиальной позиции, присущей конкретной дошкольной образовательной организации. Этот человек первый, кого родители хотят видеть при возникновении конфликтных ситуаций. В повседневной жизни взаимодействие с каждым из родителей лично и с родительской группой в целом выстраивает педагог. Он знакомится с мамами и папами, передает им необходимую информацию о ребенке, решает возникающие вопросы.
Открытость дошкольных организаций высоко оценивается инструментами измерения качества образования*. Открытость подразумевает, что информация о деятельности организации доступна каждому родителю, что предусмотрены специальные помещения для встреч и «взрослая» мебель. С родителями обсуждают цели, содержание и методы образовательного процесса. В некоторых случаях родителям разрешается присутствовать в группе. Родители регулярно в безоценочной форме получают информацию о развитии, опыте и переживаниях ребенка. При возникновении вопросов и сложностей родители могут получить практические рекомендации по воспитанию, информацию о специалистах, к которым можно обратиться. Иногда родители влияют на режим работы детского сада, предлагают внести изменения в образовательную программу.
* Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R. Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер, Изд-во Национальное образование, Москва 2016

Оценка и развитие качества дошкольного образования. Вольфганг Титце, Сюзанна Фирникель, Ирена Дитрих и др., Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2018
Памятка руководителю ДОО
  • В каждом детском саду обычно есть документ, в котором описываются педагогическая концепция, общие организационные вопросы и правила. Проблема в том, что данное чтиво часто бывает трудно для восприятия, пишется канцеляритом, не содержит живых примеров и не объясняет, чем хорош существующий уклад организации.
  • Знакомство с командой. Хорошо, если коллектив сразу предстает перед родителями как команда, объединенная общими ценностями. И замечательно, если родители имеют возможность пообщаться с педагогами до поступления ребенка в детский сад. Это знакомство можно организовать разными способами: дать информацию на сайте, устроить день открытых дверей, сделать фильм про сотрудников сада или большую стенгазету. Главное, чтобы за информацией о регалиях, образовании, опыте и наградах были видны живые люди, личности, их вклад в общее дело, их отношение к детям.
  • Для работы с жалобами и просьбами в организации должен существовать стандартный, понятный всем сотрудникам алгоритм, который обеспечит родителям возможность быть услышанными, а педагогам опору и защиту. Часто педагоги жалуются, что администрация безоговорочно встает на сторону родителей в любой конфликтной ситуации. В таком случае педагоги чувствуют бессилие и незащищенность, а это прямой путь к ошибкам и выгоранию.
  • Каждый воспитатель сталкивается с нарушением режима организации со стороны родителей, с конфликтами между детьми, с вопросами относительно дисциплины, поведения и развития детей (в том числе сексуального), с ограниченными возможностями здоровья ребенка и т. д. Имеет смысл вместе с командой педагогов (если нужно, привлекая специалистов) составить список ситуаций, в которых родители обычно теряются, делают ошибки и/или идут разбираться к воспитателю или руководителю. По каждому типовому вопросу стоит подготовить и написать разъяснение. Получится многофункциональный документ, который может лечь в основу плана просветительских встреч с родителями и стать опорой для педагога при возникновении сложных ситуаций. Такую памятку можно обсудить с родителями и предоставить им как справочное пособие.
  • Изменения в составе персонала должны обсуждаться с родителями заранее. На одном из недавних тренингов мы обсуждали кейс, когда посреди года уволилась воспитатель, которую родители любили и уважали. На ее место пришел новый человек. И никто не поговорил об этом ни с детьми, ни с родителями. Руководитель не дал родителям возможности задать вопросы и прожить это изменение, что привело к негативным последствиям, напряженности и конфликтам.
  • Обратная связь. Опросы родителей так или иначе практикуются в каждой дошкольной организации. Но здесь есть несколько подводных камней. Большое значение имеют формулировки вопросов. Важно определиться, какая информация действительно нужна и полезна, и спрашивать об этом четко и прямо. Лучше делать опросы анонимными, чтобы снизить вероятность получения желаемых ответов. Опросы должны быть регулярными, а их результаты и возможные изменения необходимо обсуждать со всеми участниками процесса: и с родителями, и с воспитателями.
Памятка педагогу
  • Все рекомендации, которые были даны руководителю, относятся и к педагогу. Любой педагог может сделать эти вещи самостоятельно в своей группе или выйти с инициативой к руководству, чтобы сделать это командно.
  • Не нужно ждать возникновения типичных вопросов и конфликтов, лучше действовать профилактически. Рассказать сообществу родителей об этих ситуациях и о стандартных способах их решения. Ввести нормы и правила, регламентирующие общение педагога и родителей: в какое время и как можно побеседовать с педагогом, как обращаться друг к другу, что является допустимым в общении, а что нет. Родителям, как и детям, нужны границы.
  • Чтобы стать вашими единомышленниками и помощниками, родители должны знать о ваших идеях и ценностях. Ежедневный труд педагога, как правило, скрыт от непосвященных. Поэтому надо рассказывать, что сегодня делали дети, какой опыт они получили, почему именно так, для чего это было нужно, что это им дало, как педагог это организовал, какие задачи ставил, и были ли они решены. Благодаря мессенджерам и соцсетям стало легко оперативно доносить до родителей такую информацию. Но не всем педагогам сразу удается увлекательно писать о своей работе. Это навык, на развитие которого, нужно потратить время и усилия. Обычно рассказы носят поверхностный характер: фиксируется факт события или мероприятия, но никакого содержательного анализа, пояснения или личного отношения педагога к происходящему в этих текстах нет. Мы учим на наших тренингах писать интересные тексты о своей деятельности.
  • Родители нуждаются в конкретных рекомендациях. То, что очевидно для педагога, для родителя таковым может не являться. «Позанимайтесь с ребенком», «поговорите с ребенком» — примеры не конкретных, а общих советов. Как поговорить? Что сказать и в каком ключе? Какую мысль до ребенка нужно донести? Поговорить ведь можно по-разному. Для некоторых родителей разговор — это «дать ремня». Как именно позаниматься, что делать? Как часто, как долго и в течение какого времени заниматься? Рекомендации нужно пояснять и опираться при этом на интересы ребенка.
  • Правило, которое, увы, часто нарушается педагогами: соблюдение конфиденциальности сведений о семьях и детях, а также неразглашение содержания разговоров с родителями. Ничто не подрывает доверие к профессионализму педагога больше, чем обсуждение личной информации «на ходу», в неподходящем для этого месте, в присутствии детей или других взрослых.
  • Хвалить родителей. Вот так! Педагоги охотно хвалят детей, но редко вслух одобряют родителей. А на самом деле признание педагога приятно и значимо для отца или матери ребенка. Для многих современных людей важно быть хорошими, осознанными родителями. И если педагог отмечает их усилия в этом направлении, то может возникнуть прочное основание для доверительных отношений.
Резюме
Конечно, в рамках одной статьи невозможно обсудить все вопросы, связанные с большой и сложной темой. Можно еще много рассказывать, разбирать кейсы, типажи родителей и особенности коммуникации с ними, а так же сложности, которые могут возникать из-за личных особенностей педагога. Но представленные здесь рекомендации являются основой эффективной работы. И основной вектор здесь это переход от формального общения к содержательному и живому диалогу с родителями.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: