Проект «Флагманы образования» поддерживает профессиональное становление специалистов в образовании и развивает культуру педагогического лидерства
Система образования непрерывно меняется, и сегодня задача педагога не просто передавать знания, а создавать условия для самореализации своих воспитанников. Успешно решить ее могут преподаватели, которые и сами развиваются профессионально. Сегодня для этого существует множество путей, один из них — участие в проекте «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Его руководитель Артем Миронов рассказал, как педагогу выйти на новый уровень мастерства и добиться успехов в профессии.
Артем Миронов
Руководитель проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей».
Фото Всероссийского молодежного образовательного
форума «Территория смыслов»
Профессиональный горизонт
Расскажите о проекте «Флагманы образования»: в чем его смысл и цель?
Проект существует с 2019 года. Его первоначальное название — «Учитель будущего», это первый в России командный конкурс для педагогов, направленный на их поддержку и развитие. Он хорошо себя зарекомендовал, поэтому было решено расширить состав участников. Так появились «Флагманы образования» — новый масштабный проект для представителей всех уровней образования: педагогов, управленцев и студентов.
Наша миссия — формирование адресной траектории профессионально-личностного развития педагогов в России
Наша миссия — формирование адресной траектории профессионально-личностного развития педагогов в России. Участники узнают о своих сильных сторонах и точках роста, развивают профессиональные компетенции и универсальные навыки. Они становятся частью образовательного сообщества, выступают экспертами и спикерами на международных и федеральных мероприятиях, выходят на новый уровень самореализации и достижений, получают общественное признание.
Для победителей и активистов открываются новые карьерные горизонты — от стажировок и участия в программах развития до рекомендаций в управленческие кадровые резервы федерального и регионального уровней системы образования.
Новый сезон
Вы возглавили проект в мае этого года. Какие новшества планируете в него привнести?
Проект существует шесть лет, его команда проделала огромную работу. Моя главная задача сейчас — сохранить то, что есть. Помимо этого, конечно, продолжим развивать новые форматы, а также партнерскую сеть. Это сделает проект более сильным, устойчивым, актуальным.
В разгаре заявочная кампания пятого, юбилейного сезона. Что ждет участников?
Мы подготовили новые конкурсные треки, нацеленные не только на развитие компетенций участников, но и на поиск точек пересечения образования, современных технологий и культуры.
Трек «Медиа» — для тех, кто хочет развить навыки работы с контентом, освоить медиатехнологии и научиться вдохновлять через экран, текст и звук.
В треке «Государство» могут принять участие те, кто стремится понять устройство образовательной политики, разбираться в управленческих процессах и видеть за повседневной работой преподавателя стратегические задачи.
Педагоги, желающие передавать традиционные духовно-нравственные ценности через музыку, литературу, театр, историю и искусство, могут подать заявку на участие в треке «Культура».
Направление «Наставничество» — для лидеров, готовых делиться опытом, и тех, кому нужен наставник.
Участников ждут встречи с ведущими экспертами сферы образования, мероприятия по развитию профессиональных компетенций и гибких навыков, работа над решением конкурсных заданий.
В числе других новинок — разработка инструментов для профессионального развития. Так, сервис «Оценка компетенций» поможет участникам понять свои сильные стороны. «Библиотека контента» — подборка лекций, методические материалы и кейсы экспертов. «Каталог возможностей» соберет актуальные предложения партнеров: гранты, стажировки, конкурсы и программы обучения.
Сколько будет победителей и что их ждет?
В треках «Медиа», «Государство», «Культура» определим по 40 лучших участников, в наставническом направлении — 200.
Наша задача — чтобы лучшие педагоги — выпускники этого сезона рассматривались на позиции руководителей в сфере образования на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Они должны стать проводниками традиционных российских духовно-нравственных ценностей, главными помощниками на пути достижения национальных целей.
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Фото проекта «Флагманы образования»
Продолжит ли свою работу экспертное сообщество «Созвездие "Флагманов образования"»?
Безусловно. Изначально в сообщество входили победители и финалисты предыдущих сезонов проекта. Они обогатили собственный экспертный потенциал, в том числе через участие в проектировании и реализации региональных и федеральных проектов, участие в различных просветительских событиях — от форумов до профильных сессий и интенсивов.
С этого года стать членом сообщества может любой участник проекта — мы открыли специальный конкурсный отбор. Готовим уникальное командообразующее мероприятие для участников экспертного сообщества «Созвездие „Флагманов образования“» в сентябре этого года.
Карьерное движение
Поддерживаете ли вы связь с лучшими выпускниками предыдущих сезонов? Удалось ли им продвинуться по карьерной лестнице?
Карьерное продвижение есть почти у каждого участника «Флагманов образования», у кого-то оно идет по вертикали, у кого-то — по горизонтали. Например, я познакомился лично с Алексеем Мокрушиным — он работал директором школы в Калуге, а после участия в проекте «Флагманы образования» и конкурсе управленцев «Лидеры России» вошел в Программу развития управленческого резерва системы образования РФ и возглавил Министерство образования Хабаровского края.
Многие наши участники входят в команды губернаторов регионов. Некоторые работают в своих школах — они успешно развивают учебные заведения на местах. И самое главное — они продолжают заниматься вопросами образования, воспитывают действительно достойную молодежь.
Университет — элемент экосистемы воспитания
Многие участники «Флагманов образования» — педагоги из высших учебных заведений. В какой степени, на ваш взгляд, современный вуз — это пространство для раскрытия потенциала личности?
Вузы сейчас активно развиваются и много вкладывают в развитие каждого студента. Наша страна — страна возможностей, и университеты стараются эту концепцию поддержать и реализовать. Конечно же, большая ответственность лежит на сотрудниках, преподавателях. Они проводники смыслов и ценностей для студентов, информации о возможностях. Дальше все зависит от того, как последние распорядятся этими возможностями.
Университеты дают не только фундаментальные и прикладные знания, но и выполняют воспитательную функцию. В партнерстве с такими организациями, как АНО «Россия — страна возможностей», Росмолодежь, Минобрнауки, а также работодателями-партнерами они предоставляют возможности для развития как педагогов, так и студентов.
Вы прошли путь от инженера и преподавателя до проректора Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) и замминистра по молодежной политике Иркутской области, а сейчас возглавляете масштабный всероссийский проект. Поделитесь своим секретом успеха.
Сейчас часто говорят о социальном лифте — неких возможностях, которые позволяют резко изменить свою жизнь, повысить ее качество. При этом один из моих наставников подчеркивал, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, нужен не лифт, а лестница — она позволяет последовательно пройти все важные этапы становления, как по ступенькам, получить нужные знания, овладеть конкретными функциями.
Мне кажется, никакой другой формулы успеха не существует. Я учился в железнодорожной школе, практиковался на Детской железной дороге и окончил Иркутский государственный университет путей сообщения. После этого поработал в разных структурах, как в вузе, так и на госслужбе. И в 2021 году на тот момент ректор университета Андрей Павлович Хоменко пригласил меня в родную гавань работать проректором благодаря моему уже сложившемуся опыту.
И даже сейчас, будучи руководителем проекта «Флагманы образования», планирую остаться в родном вузе в качестве преподавателя, сделать для университета что-то важное, нужное. В этом году ИрГУПСу исполняется 50 лет. Желаю всей команде университета процветания и успешного развития.
Вот и весь секрет успеха — хорошо работать, на совесть.