Стратегия роста

Проект «Флагманы образования» поддерживает профессиональное становление специалистов в образовании и развивает культуру педагогического лидерства
Система образования непрерывно меняется, и сегодня задача педагога не просто передавать знания, а создавать условия для самореализации своих воспитанников. Успешно решить ее могут преподаватели, которые и сами развиваются профессионально. Сегодня для этого существует множество путей, один из них — участие в проекте «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей». Его руководитель Артем Миронов рассказал, как педагогу выйти на новый уровень мастерства и добиться успехов в профессии.
Артем Миронов
Руководитель проекта «Флагманы образования» президентской платформы «Россия — страна возможностей».

Фото Всероссийского молодежного образовательного

форума «Территория смыслов»

Профессиональный горизонт
Расскажите о проекте «Флагманы образования»: в чем его смысл и цель?
Проект существует с 2019 года. Его первоначальное название — «Учитель будущего», это первый в России командный конкурс для педагогов, направленный на их поддержку и развитие. Он хорошо себя зарекомендовал, поэтому было решено расширить состав участников. Так появились «Флагманы образования» — новый масштабный проект для представителей всех уровней образования: педагогов, управленцев и студентов.
Наша миссия — формирование адресной траектории профессионально-личностного развития педагогов в России
Наша миссия — формирование адресной траектории профессионально-личностного развития педагогов в России. Участники узнают о своих сильных сторонах и точках роста, развивают профессиональные компетенции и универсальные навыки. Они становятся частью образовательного сообщества, выступают экспертами и спикерами на международных и федеральных мероприятиях, выходят на новый уровень самореализации и достижений, получают общественное признание.

Для победителей и активистов открываются новые карьерные горизонты — от стажировок и участия в программах развития до рекомендаций в управленческие кадровые резервы федерального и регионального уровней системы образования.
Новый сезон
Вы возглавили проект в мае этого года. Какие новшества планируете в него привнести?
Проект существует шесть лет, его команда проделала огромную работу. Моя главная задача сейчас — сохранить то, что есть. Помимо этого, конечно, продолжим развивать новые форматы, а также партнерскую сеть. Это сделает проект более сильным, устойчивым, актуальным.
В разгаре заявочная кампания пятого, юбилейного сезона. Что ждет участников?
Мы подготовили новые конкурсные треки, нацеленные не только на развитие компетенций участников, но и на поиск точек пересечения образования, современных технологий и культуры.

Трек «Медиа» — для тех, кто хочет развить навыки работы с контентом, освоить медиатехнологии и научиться вдохновлять через экран, текст и звук.

В треке «Государство» могут принять участие те, кто стремится понять устройство образовательной политики, разбираться в управленческих процессах и видеть за повседневной работой преподавателя стратегические задачи.
Педагоги, желающие передавать традиционные духовно-нравственные ценности через музыку, литературу, театр, историю и искусство, могут подать заявку на участие в треке «Культура».

Направление «Наставничество» — для лидеров, готовых делиться опытом, и тех, кому нужен наставник.

Участников ждут встречи с ведущими экспертами сферы образования, мероприятия по развитию профессиональных компетенций и гибких навыков, работа над решением конкурсных заданий.

В числе других новинок — разработка инструментов для профессионального развития. Так, сервис «Оценка компетенций» поможет участникам понять свои сильные стороны. «Библиотека контента» — подборка лекций, методические материалы и кейсы экспертов. «Каталог возможностей» соберет актуальные предложения партнеров: гранты, стажировки, конкурсы и программы обучения.
Сколько будет победителей и что их ждет?
В треках «Медиа», «Государство», «Культура» определим по 40 лучших участников, в наставническом направлении — 200.

Наша задача — чтобы лучшие педагоги — выпускники этого сезона рассматривались на позиции руководителей в сфере образования на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Они должны стать проводниками традиционных российских духовно-нравственных ценностей, главными помощниками на пути достижения национальных целей.
Продолжит ли свою работу экспертное сообщество «Созвездие "Флагманов образования"»?
Безусловно. Изначально в сообщество входили победители и финалисты предыдущих сезонов проекта. Они обогатили собственный экспертный потенциал, в том числе через участие в проектировании и реализации региональных и федеральных проектов, участие в различных просветительских событиях — от форумов до профильных сессий и интенсивов.

С этого года стать членом сообщества может любой участник проекта — мы открыли специальный конкурсный отбор. Готовим уникальное командообразующее мероприятие для участников экспертного сообщества «Созвездие „Флагманов образования“» в сентябре этого года.
Карьерное движение
Поддерживаете ли вы связь с лучшими выпускниками предыдущих сезонов? Удалось ли им продвинуться по карьерной лестнице?
Карьерное продвижение есть почти у каждого участника «Флагманов образования», у кого-то оно идет по вертикали, у кого-то — по горизонтали. Например, я познакомился лично с Алексеем Мокрушиным — он работал директором школы в Калуге, а после участия в проекте «Флагманы образования» и конкурсе управленцев «Лидеры России» вошел в Программу развития управленческого резерва системы образования РФ и возглавил Министерство образования Хабаровского края.

Многие наши участники входят в команды губернаторов регионов. Некоторые работают в своих школах — они успешно развивают учебные заведения на местах. И самое главное — они продолжают заниматься вопросами образования, воспитывают действительно достойную молодежь.
Университет — элемент экосистемы воспитания
Многие участники «Флагманов образования» — педагоги из высших учебных заведений. В какой степени, на ваш взгляд, современный вуз — это пространство для раскрытия потенциала личности?
Вузы сейчас активно развиваются и много вкладывают в развитие каждого студента. Наша страна — страна возможностей, и университеты стараются эту концепцию поддержать и реализовать. Конечно же, большая ответственность лежит на сотрудниках, преподавателях. Они проводники смыслов и ценностей для студентов, информации о возможностях. Дальше все зависит от того, как последние распорядятся этими возможностями.

Университеты дают не только фундаментальные и прикладные знания, но и выполняют воспитательную функцию. В партнерстве с такими организациями, как АНО «Россия — страна возможностей», Росмолодежь, Минобрнауки, а также работодателями-партнерами они предоставляют возможности для развития как педагогов, так и студентов.
Вы прошли путь от инженера и преподавателя до проректора Иркутского государственного университета путей сообщения (ИрГУПС) и замминистра по молодежной политике Иркутской области, а сейчас возглавляете масштабный всероссийский проект. Поделитесь своим секретом успеха.
Сейчас часто говорят о социальном лифте — неких возможностях, которые позволяют резко изменить свою жизнь, повысить ее качество. При этом один из моих наставников подчеркивал, что для того, чтобы добиться чего-то в жизни, нужен не лифт, а лестница — она позволяет последовательно пройти все важные этапы становления, как по ступенькам, получить нужные знания, овладеть конкретными функциями.
Мне кажется, никакой другой формулы успеха не существует. Я учился в железнодорожной школе, практиковался на Детской железной дороге и окончил Иркутский государственный университет путей сообщения. После этого поработал в разных структурах, как в вузе, так и на госслужбе. И в 2021 году на тот момент ректор университета Андрей Павлович Хоменко пригласил меня в родную гавань работать проректором благодаря моему уже сложившемуся опыту.

И даже сейчас, будучи руководителем проекта «Флагманы образования», планирую остаться в родном вузе в качестве преподавателя, сделать для университета что-то важное, нужное. В этом году ИрГУПСу исполняется 50 лет. Желаю всей команде университета процветания и успешного развития.

Вот и весь секрет успеха — хорошо работать, на совесть.

Текст: Юлия Антич