«Сегодняшний подросток нацелен на деятельность»
Во Всероссийском форуме «Проектория»-2021 участвуют более 400 старшеклассников и 100 педагогов. За девять лет он стал чем-то большим, чем просто мероприятие — он стал экосистемой, которая объединяет детей, родителей, педагогов, вузы, корпорации и государство.
Роман Колесов
Заместитель Председателя Правительства Ярославской области
Мы у себя в регионе большое внимание уделяем сфере образования. Для нас такие всероссийские форумы очень важны. И форум «Проектория» традиционно проводится в Ярославле уже девятый раз. Мы приглашаем максимально большое количество интересных спикеров, которые могут интересно рассказать ребятам из разных регионов о профессиях. Будем стараться проводить форум ежегодно. Совершенно точно будем его продолжать.
Наталия Мандрова
Директор ФБГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», руководитель Всероссийского проекта «Большая перемена»
«Проектория» — уже традиционная площадка, которая хорошо известна и педагогам, и школьникам. Форум проводится много лет благодаря и Правительству Ярославской области, и губернатору, который многие годы поддерживает этот проект. Форум действительно имеет федеральную реализацию.

Все развивается, и сфера образования тоже. То, что когда казалось нам будущим, сегодня становится реальностью, — например, проектная деятельность, которая вошла в нашу жизнь благодаря и, в том числе, форуму «Проектория».

Сегодня мы видим огромное количество школьников, которые хотели бы реализовать свои проекты не на бумаге, а создать нечто и воплотить в жизнь. Небольшой пример: совсем недавно состоялась законодательная инновация, которая позволила становиться несовершеннолетним молодым людям самозанятыми. В прошлом году в стране было 10 тыс. самозанятых подростков, в этом — уже 40 тыс. Это говорит о том, что сегодняшний подросток нацелен на деятельность, хочет быть полноценным участником взрослой жизни.

И вот эти наши профориентационные события и проекты образовательные начинают потихонечку превращаться в большую экосистему, которая помогает молодому человеку попробовать себя в разных сферах.

Форум «Проектория» — это, безусловно, в каком-то смысле — отправная точка, возможность собраться, сверить часы, поговорить большим сообществом и школьников, и педагогов. Подключается и дополнительное образование. Когда мы объединяемся, появляются новые задачи, новые идеи. Мы сонастраиваемся и двигаемся вперед — развиваемся наши сервисы для ребят, которые хотели бы сегодня быть в гуще реальной жизни.
Игорь Журавлев
Директор Всероссийского детского центра «Смена»
Мы хотели бы быть частью экосистемы «Проектории». Чем мы можем быть полезны для детей? Самое главное на форуме — не только профессиональному сообществу обменяться своими проблемами, но и узнать, чем дышат дети.

В нашем центре у ребенка есть уникальная возможность прервать инерционное восприятие, которое складывается в семье, в обществе, в школе. Он может попробовать себя в разных профессиях и развить навыки, которые у него есть.

Мы понимаем, что рынок труда будущего зависит от двух составляющих: это гибкие навыки и умение критически мыслить. Это мы и пытаемся развивать у детей. Конечно, мы не можем охватить все за тот короткий период времени, что ребенок у нас присутствует. В основном, мы пытаемся развить навыки, связанные с коммуникацией, лидерскими навыками, эмпатией.

Это то, я думаю, что должно помочь детям в современном обществе. Тем более, что сейчас необходимо обучать детей работать в состоянии неопределенности. Важно это понимать. Ребенок, когда находится у нас, не боится ошибиться, профпробы, которые он проходит у нас, позволяют ему выбрать ту или иную жизненную траекторию.
Сергей Марданов
Директор по связям с университетам Mail.ru Group, заместитель генерального директора СП «Цифровое образование» (образовательная платформа «Сферум»)
Наверное, первое, что от нас ждут, как от потенциального работодателя — задачи, которые дети могли бы решать и получать практические навыки, чтобы в дальнейшем хорошо трудоустроиться. Через такие задачки сегодня, мне кажется, и появляется интерес к разным профессиям. Второе, наверное, важно, что сегодня самое ценное для многих детей — важный и нужный образовательный контент, который они могут потреблять. Мы его и сами генерим, и с партнерами вместе делаем. Мы помогает его доставлять через соцсети, через какие-то другие наши инструменты, через наших спикеров.

Это еще одна возможность для ребенка на пути к самоопределению.

И третье — мы создаем новые коммуникационные пространства для детей вместе с их родителями, учителями, которые тоже сюда приезжают. Например, в этому году мы запустили вместе с «Просвещением» коммуникационную платформу «Сферум». В Ярославской области 40 школ уже начинают использовать ее в тестовом режиме. Это еще и новый формат взаимодействия в дополнение к обычному офлайновому процессу. Мне кажется, это важно, например, на «Проектории» присутствуют и те дети, которые не смогли приехать из-за ковидных ограничений благодаря онлайн-форматам.

Важно, чтобы ребенок знал как можно больше о том, какие профессии существуют. Например, компьютерными играми увлекаются все дети, но понимание, что есть разработка, которой занимаются самые разные профессионалы, есть не у всех. А таких специалистов нужно очень много. Мы как представители игровой индустрии, как большая IT-корпорация, конечно, хотим про это все рассказывать, показывать.
Форум «Проектория» проводится с 2013 года в рамках Национального проекта «Образование» по распоряжению Президента России. Организаторами форума выступают Министерство просвещения Российской Федерации, Правительство Ярославской области, Национальные проекты России (АНО «Национальные приоритеты»), ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр), Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) и АНО «Большая перемена».

Партнеры форума: ОАО «РЖД», ГК «Росатом», Исторический парк «Россия — Моя История», Ассоциация участников технологических кружков (Кружковое движение), Ассоциация волонтерских центров, Всероссийский детский центр «Смена», ГК «Роскосмос», Московский педагогический государственный университет.