Рецепт профессионального самоопределения

Анализ деятельности, знаковые проекты, международное сотрудничество
  • Владимир Конторин
    директор ООО «Нейросети и здоровье», директор АНО «ЦНО „Эдиком“», председатель ассоциации «Русско-китайский образовательный союз»
  • Александр Попов
    доктор философских наук, заведующий лабораторией исследования образования Школы антропологии будущего РАНХиГС, вице-председатель ассоциации «Русско-китайский образовательный союз»
Откуда кадровый голод?
В наши дни успешный выбор молодыми людьми будущей профессии все больше превращается в фактор успеха для экономической системы. Профессиональная квалификация играет все большую роль в создании добавленной стоимости. С другой стороны, квалифицированных специалистов в нашей стране становится все меньше: по некоторым видам специальностей их дефицит составляет от десятков тысяч человек до нескольких миллионов. Немалую роль в формировании этого дефицита играет тот факт, что значительное число молодых людей, поступивших на определенные специальности в колледжи и вузы, по итогам своего обучения не приходят на соответствующие рабочие места. Только за время обучения отчисляется от 20% до 40% поступивших ребят. Но и из тех, кто получил диплом, до 30% будут работать по совсем другим специальностям.
Только за время обучения отчисляется от 20% до 40% поступивших в колледжи и вузы. Но и из тех, кто получил диплом, до 30% будут работать по другим специальностям
Принято считать, что эта проблема связана с уровнем оплаты труда. Но дело не только в этом. Ситуативные наблюдения и специальные исследования показывают, что молодой человек на старте профессионального обучения не имеет ни малейшего представления об условиях своей профессиональной деятельности: о конкретных задачах, которые ему предстоит решать, и об условиях их решения, о трудностях, о принципах и правилах отношений с коллегами.

Здесь можно привести два конкретных примера из педагогического опыта авторов.
Пример 1. Девушка еще в школе увлекалась медициной, и не только на уровне чтения книг и посещения кружков, но и на уровне конкретных добрых дел: подбирала и выхаживала больных животных. Поступила в колледж, чтобы раньше выйти на работу, одновременно работала в больнице и после окончания колледжа трудилась в ней еще год.

Руководство больницы было довольно работой девушки, даже предлагало ей рекомендации для поступления в профильный вуз, но девушка приняла решение получать высшее образование по технической специальности.
Пример 2. Молодой человек, студент высшего учебного заведения, стал участником интенсивной образовательной программы для подростков и старшеклассников, посвященной разработке программных продуктов. По окончании программы он доверительно сообщил руководителю, что ни за что не хочет связывать свою судьбу с ИТ-разработками после того, как понял конкретные условия работы, ее темпы, связанные с ней модели взаимоотношений. Все бы ничего, но этот молодой человек уже почти получил высшее образование (был пятикурсником) по специальности программиста. Он потерял пять лет жизни, а экономика потеряла пять лет ожидания высококлассного специалиста.
Два подхода
Исполнение обязанностей и воплощение мечты

В чем причины неправильного выбора профессии? Проблема носит более фундаментальный характер, чем просто отсутствие опыта профессиональных отношений или опыта решения профессиональных задач, что показывают примеры выше. Вопрос в характере будущей профессиональной деятельности человека как фактора, организующего его собственную жизнь.

В рамках первого подхода характер профессиональной деятельности предполагает выполнение определенных функций. Они даже могут соответствовать личным ценностям исполнителя. Но выполнение функций организуется внешней инстанцией, на которую исполнитель повлиять не может, а значит, и условия работы выстраиваются без учета его личного эмоционального комфорта.

Такой характер профессиональной деятельности опирается на узко понятую трудовую концепцию воспитания, имевшую наибольшее распространение в нашей стране в советский период. Трудовое воспитание предполагало, что наивысшая доблесть человека — это, во-первых, обеспечение максимально возможных производственных результатов, а во-вторых, максимальное соблюдение стандартов трудовой деятельности. Вопрос о личностной значимости достижения результатов не ставился.

Эта концепция ставила во главу угла освоение конкретных приемов профессиональной деятельности, позволяющих получить продукт с нужными характеристиками.
Если вы полностью основываете выбор учениками профессии на трудовом воспитании, то с большой вероятностью встретитесь с огромным количеством отказов от профессии после того, как ученики пройдут полный или даже незаконченный цикл работы. Они освоят частные операции, каждая из которых сама по себе будет интересна и комфортна, но на этапе полноценной профессиональной пробы они столкнутся с тем, что, во-первых, содержание этих отдельных трудовых операций будут определять не они, а во-вторых, с тем, что операции придется осуществлять в сложной системе трудового взаимодействия, зачастую эмоционально некомфортной.

Возможен второй подход к организации профессиональной деятельности и выбору учениками профессии, опирающийся на самостоятельное построение ими образа собственных жизненных достижений и на подборе оптимальных для них профессиональных инструментов.

В основе этого подхода лежит концепция профессионального самоопределения. Она опирается на принципиальный сдвиг в отечественной педагогической мысли и практике, который произошел в 1980-е годы. Тогда ключевым предметом педагогической деятельности стала личность человека, начиная от частных переживаний и эмоций и заканчивая изменениями в системе его ценностей и в базовой модели мышления.

В рамках такого подхода производственный успех переходит из статуса цели в статус инструмента и материала достижения человеком собственной цели. Предметом обучения становится развитие у обучающегося продуктивного мышления. Метод обучения становится проектным.
Меняется сам тип профессиональной пробы и его содержание:

а) профессиональная проба становится мыследеятельностной, то есть предполагает осуществление не конкретной предметной процедуры, а акта профессионального мышления и его рефлексии;
б) профессиональная проба обязательно предполагает либо конкретный материальный продукт, либо проект, в ходе которого ученики превратят исходную проблему в задачу и решат ее.

Такой подход к выбору профессии заведомо позволяет ученикам продолжить работать в рамках сфер деятельности, которые они выбрали ранее, поскольку:

а) ученик выбирает профессию в качестве инструмента для достижения собственных целей и реализации собственных идеалов;
б) задачи в рамках профессии ставит сам ученик, и точно так же он самостоятельно подбирает инструменты для их решения;
в) ученик получает возможность выстраивать профессиональные отношения и уклад работы в соответствии со своими интересами (а в пределе — в режиме консенсуса с другими участниками производственного процесса).

Сегодня, в 2020-е годы, наиболее экономически выигрышным стал не монопрофессионализм, когда необходимый продукт полностью создается в рамках одной технологии, а полипрофессионализм, когда специалисту нужно владеть сразу несколькими профессиями одновременно, или даже трансфессионализм, когда специалист сам конструирует и тут же реализует производственные технологии в соответствии с ситуацией и диктуемыми ей задачами.
Схема
Интенсивные образовательные программы профессионального самоопределения

Как организовать такое профессиональное самоопределение, которое бы опиралось на мыследеятельностные пробы и предполагало создание завершенного продукта, хоть бы и учебного?

Укажем главные требования к этим образовательным формам:

1. Деятельностный характер: ученики должны по максимуму воспроизводить реальный производственный процесс, а также связанные с ним отношения.
2. Задачный и проектный характер: ученики должны не просто воспроизводить отдельные производственные процедуры, но решать задачи, то есть подбирать, реконструировать или даже разрабатывать новые технологические и управленческие решения, позволяющие создать сложный и высококлассный продукт в любых, даже неблагоприятных обстоятельствах.
3. Продуктивный характер: результатом работы должен быть сложный (высокотехнологичный) продукт, приносящий пользу конкретному адресату — отдельному человеку или группе людей.
4. Многопозиционное педагогическое обеспечение: в процессе профессиональной мыследеятельностной пробы ученика заведомо должен сопровождать многопозиционный педагогический коллектив. Это не только наставник, показывающий основные приемы профессиональной работы, но и куратор, обеспечивающий получение итогового продукта, и тьютор, позволяющий оформить и удерживать собственную цель, и эксперт, дающий обратную связь относительно качества продукта.

Этим требованиям полностью соответствуют циклы интенсивных модульных программ (интенсивных школ). Они ориентированы на разработку и пробную реализацию учениками гуманитарных проектов, решающих конкретные экономические и/или социально значимые проблемы.
Второй подход к организации профессионального самоопределения учеников опирается на самостоятельное построение ими образа собственных жизненных достижений и на подборе оптимальных для них профессиональных инструментов.
Основные форматы работы в рамках этих модулей:

а) установочные и консультационные доклады экспертов и наставников;
б) групповое решение проблемно-продуктивных задач в рамках выбранной профессиональной сферы с обязательным обсуждением результатов (предварительных и окончательных);
в) индивидуальный и групповой анализ проделанной работы;
г) встречи и беседы со значимыми профессионалами по поводу собственного будущего;
д) использование методов формирующего оценивания;
е) мероприятия интеллектуального досуга в режимах квизов, клубов по интересам, киноклубов, интеллектуально организованных спортивных соревнований и экскурсий на природе.
Образцы
Интенсивные программы профессионального самоопределения в разных сферах

Приведем примеры конкретных программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение как построение собственной траектории в выбранной сфере деятельности.

1. «Фабрика программирования»

В основе программы лежит игра — отчасти деловая, отчасти имитационно-ролевая, в рамках которой участники создают собственные цифровые продукты в соответствии с реальными коммерческими заказами. Принципиально важно: создаваемый продукт включает в себя не только цифровой код, но и программную разработку под ключ в удобной для использования визуальной оболочке, подготовленной дизайнерами. Кроме того, участники программы разрабатывают первоначальную стратегию продвижения продукта на рынке.

В составе учебных фирм сотрудничают юные программисты, дизайнеры и мастера рекламы под руководством педагогов — специалистов в соответствующих сферах.
Международные профессиональные пробы позволяют освоить производственно-технологические стандарты разных стран и за счет этого сделать свою персональную профессиональную компетенцию более гибкой и адаптивной
Полный цикл работы «Фабрики программирования» строится следующим образом:

1. Ученики выбирают заказ из предложенных вариантов и планируют работу по его выполнению, в том числе формируют технические задания для каждой из трех подгрупп: программистов, дизайнеров-оформителей, специалистов в области рекламы.
2. Ученики делают пробный цикл работы, определяют пробелы в своих знаниях и формируют запрос на учебные курсы, которые позволят восполнить эти пробелы и успешно решить поставленные задачи.
3. Ученики проходят учебные курсы и превращают полученные знания в методы работы и в основания для принятия решений.
4. Одновременно с получением новых знаний ученики создают цифровые, дизайнерские, рекламные продукты. На каждом этапе работы они получают установки и рекомендации от наставников, а также оценку общего качества разработки от экспертов в рамках промежуточных презентаций.
5. Ученики проходят завершающий акт приемки-сдачи выполненной работы заказчику, в ходе которого получают не только отзывы и оценки созданных продуктов, но и рекомендации по совершенствованию талантов в выбранных направлениях: ИТ-разработках, дизайне, рекламе.
Немалый процент учеников, принявших участие в работе «Фабрики программирования», превратили свои игровые фирмы во вполне реальные и успешно действуют на рынке ИТ-деятельности, дизайна и создания коммерческого видео.
2. Российская компетентностная олимпиада по экономике и управлению (РКО)

В основе РКО лежит гуманитарно-технологический хакатон — пошаговая разработка проекта в соответствии с заданными характеристиками, которая на каждом шаге проходит развивающую экспертизу и за счет нее совершенствуется на уровне замысла и методов его воплощения.

Юные участники погружаются в процесс гуманитарно-технологических разработок, связанных с решением исследовательских проблем, не имеющих аналогов и поэтому не предполагающих однозначных или правильных ответов.

Получив задания, ученики анализируют существующие управленческие инструменты, определяют причины, не позволяющие решить поставленные задачи, осваивают базовую логику и методы, на основе которых формируются общественные институты и социально-управленческие мегапроекты, и затем разрабатывают социально-управленческие решения под ключ. Эти разработки обязательно включают в себя описание той новой социальной реальности, которая будет создана при внедрении разработок учеников. Как и в случае с «Фабрикой программирования», эксперты-наставники помогают ученикам оценить качество и результативность придуманных ими решений и усовершенствовать их, в том числе за счет опоры на исторические прецеденты и культурные модели деятельности.
3.«Data кампус» — особая форма Российской компетентностной олимпиады
Образовательная программа «Data кампус» во многом является воплощением Российской компетентностной олимпиады в цифровой сфере. Ее участники проводят социальные исследования и разрабатывают управленческие инструменты, но то и другое осуществляют цифровыми средствами.

В том же режиме образовательного хакатона — циклов проектных разработок по заданной тематики, перемежаемых развивающей экспертизой, — участники «Data кампуса» разрабатывают востребованные гуманитарные инструменты, опирающиеся на большие массивы данных, — от определения художественного стиля по фотографии произведения до программирования устройства, обеспечивающего раздельный сбор мусора. Все эти разработки могут быть распространены и капитализированы.
Насколько результативно такое профессиональное самоопределение?

Возникает правомерный вопрос: «Хорошо, вы смоделировали для учеников ситуации профессиональной деятельности, и они эти ситуации прожили, даже создали продукты, которые дальше могут использовать в собственных целях. Но! Действительно ли этот опыт дал им основания для оптимального профессионального выбора, хотя бы базовые аналитические принципы, с опорой на которые можно подобрать хорошие варианты будущей профессии?»
Ответ на этот вопрос дают проделанные нами исследования и субъективные педагогические наблюдения. Их результаты представлены в сопоставительной таблице.
На наш взгляд, приведенные данные убедительно подтверждают результативность предложенной практики. Это ожидаемый результат, поскольку описанные выше формы профессионального самоопределения позволяют сформировать собственный проект и пройти полный цикл его реализации, а значит, познакомиться со всеми аспектами и контекстами осваиваемой формы профессиональной деятельности. Подобный опыт позволяет воспринять условия конкретной профессиональной сферы в контексте собственного мироощущения, а также смоделировать достижение, свойственное данной профессиональной сфере, и соотнести его с представлениями о собственной результативности.
Международный диалог
Однако в современной ситуации ни профессиональная ориентация, ни профессиональная подготовка не могут замыкаться в границах одного государства. Молодому человеку, выбирающему направление для реализации своих талантов, предельно важно знать: а) каковы правила и нормы работы в рамках этого направления в других странах; б) какие продукты и, шире, социокультурные результаты направления востребованы в тех странах, где имеется платежеспособный спрос на соответствующую работу.

Сейчас, когда Россия в рамках международных экономических коопераций переориентируется на азиатские страны, ответ на этот вопрос особенно важен. Первый опыт международных предпрофессиональных и профессиональных мыследеятельностных проб мы предприняли в 2012—2013 годах с Индией. В городе Пуне проходил образовательный модуль, обеспечивавший практически значимые цифровые разработки. Продукты, созданные участниками модуля, получили высокие оценки экспертов, а все его участники, как ученики общеобразовательных организаций, так и студенты организаций профессионального образования, выбрали ИТ-разработки как приоритетную сферу своей профессиональной самореализации.

В 2022 году создана ассоциация «Русско-китайский образовательный союз» для совместной работы с китайскими коллегами в сфере профессионального самоопределения молодежи. В первую очередь ассоциация обеспечивала комплексные, проектно организованные мыследеятельностные профессиональные пробы в сфере программирования. В ходе этих проб молодые люди из двух стран осваивали производственную культуру друг друга.
Первая такая проба организована в 2023 году в Пекине на базе колледжа информационных технологий (BITC), входящего в десятку лучших китайских организаций СПО. В пробе участвовали учащиеся российских общеобразовательных школ и студенты BITC с китайской стороны. Работа организовывалась в смешанных группах, где на равных участвовали россияне и граждане КНР.

Россияне по уровню компетентности в цифровых разработках не уступали студентам второго курса пекинского колледжа и показали высокие результаты. Компетенция российских наставников тоже была высоко оценена принимающей стороной как в педагогическом аспекте, так и в плане мастерства в цифровой сфере: наставники представили собственные программные продукты.

В 2024 году Русско-китайский образовательный союз организовал три совместные профессиональные пробы: две в городе Тяньцзине на базе политехнического университета по специальности «интеллектуальный аппаратный монтажник» и одну в Пекине в колледже BITC.
В Тяньцзине российские участники (студенты и преподаватели пяти колледжей Красноярского края) столкнулись с новыми для себя видами деятельности и задачами, новой специальностью «интеллектуальный аппаратный монтажник». Преподаватели Тяньцзиньского политехнического университета организовали интенсивное лекционно-семинарское погружение в специальность, после чего россияне приняли участие во всекитайских соревнованиях по ней, показав высокие результаты: от 70 до 98 баллов из 100.
Образовательный результат совместных профессиональных проб оказался не менее значителен, чем формально состязательный. Так, все российские участники отметили, что освоили новую для себя модель профессиональной деятельности, почерпнутую у китайских сверстников, а также ощутили заметный рост мотивации к освоению новых способов деятельности и к формированию новых компетенций. Позитивные изменения были отмечены и родителями учеников. Они зафиксировали рост интереса к освоению цифровых разработок, рост ответственности за дела и решения; многие ученики начали искать места работы по профилю своей ранней профессиональной подготовки. Важные результаты получили и преподаватели, которые аналитически сопоставили свои образовательные программы с разработками китайских коллег и на этой основе определили задачи и направления их совершенствования.

Перед стартом международных профессиональных проб скептики говорили о многочисленных рисках. Например, о том, что после пробы юные россияне массово захотят уехать в Китай и это ослабит человеческий потенциал нашей страны, что российские и китайские участники пробы не смогут полноценно общаться между собой, что к россиянам в Китае будут заведомо плохо относиться. Ни один из этих рисков не оправдался. Культурные различия между странами оказались слишком сильны, чтобы Китай стал рассматриваться юными россиянами как комфортное место для постоянной жизни и работы. Незнание языков друг друга было компенсировано автопереводчиками, а также сравнительным единством профессиональной терминологии, которая в обеих странах имеет англоязычное происхождение. Отношение китайцев к россиянам оказалось полностью дружелюбным и радушным.
Описанный опыт международных профессиональных проб подтверждает результативность этой технологии знакомства со сферой деятельности и обеспечения профессионального выбора. Во-первых, этот опыт показывает универсальный характер профессиональной пробы, результативной в рамках любой производственной культуры. Во-вторых, он демонстрирует сравнительную легкость организации пробы, поскольку она удается даже в условиях межнациональных коммуникаций, заведомо требующих дополнительных ресурсов для организации деятельности. Наконец, в-третьих, описанный нами прецедент демонстрирует возможность в рамках профессиональных проб не только освоить инвариантную норму, но и обменяться опытом и в ходе обмена освоить выигрышные модели профессиональной деятельности, сформированные другими людьми. Кроме того, как уже было сказано раньше, международные профессиональные пробы позволяют освоить производственно-технологические стандарты разных стран и за счет этого сделать свою персональную профессиональную компетенцию более гибкой и адаптивной.

Тем не менее проектно организованные мыследеятельностные пробы в режиме международного сотрудничества остаются наилучшей формой для обдуманного и прочного выбора учениками профессии. Они позволяют выявить, опробовать, соотнести со своим ощущением комфорта основные ситуации, заведомо и неизбежно возникающие в профессиональной деятельности. Они формируют первоначальный опыт решения профессиональных задач как опору для осознанного освоения профессиональных знаний и для систематизации их в собственной голове в процессе освоения. Наконец, в своем международном формате они позволяют взрослеющему человеку расширить арсенал профессиональных компетенций, научиться быть востребованным в рамках самых разных производственных культур и позиционировать себя как высококлассного специалиста на максимально широком рынке труда.

Мы надеемся, что мыследеятельностные профессиональные пробы и проектные формы профессионального самоопределения уже очень скоро перестанут быть делом отдельных педагогических команд и станут ядром работы по вовлечению учеников в мир современных профессий, осуществляемой школами и профессиональными образовательными организациями.