Описанный опыт международных профессиональных проб подтверждает результативность этой технологии знакомства со сферой деятельности и обеспечения профессионального выбора. Во-первых, этот опыт показывает универсальный характер профессиональной пробы, результативной в рамках любой производственной культуры. Во-вторых, он демонстрирует сравнительную легкость организации пробы, поскольку она удается даже в условиях межнациональных коммуникаций, заведомо требующих дополнительных ресурсов для организации деятельности. Наконец, в-третьих, описанный нами прецедент демонстрирует возможность в рамках профессиональных проб не только освоить инвариантную норму, но и обменяться опытом и в ходе обмена освоить выигрышные модели профессиональной деятельности, сформированные другими людьми. Кроме того, как уже было сказано раньше, международные профессиональные пробы позволяют освоить производственно-технологические стандарты разных стран и за счет этого сделать свою персональную профессиональную компетенцию более гибкой и адаптивной.
Тем не менее проектно организованные мыследеятельностные пробы в режиме международного сотрудничества остаются наилучшей формой для обдуманного и прочного выбора учениками профессии. Они позволяют выявить, опробовать, соотнести со своим ощущением комфорта основные ситуации, заведомо и неизбежно возникающие в профессиональной деятельности. Они формируют первоначальный опыт решения профессиональных задач как опору для осознанного освоения профессиональных знаний и для систематизации их в собственной голове в процессе освоения. Наконец, в своем международном формате они позволяют взрослеющему человеку расширить арсенал профессиональных компетенций, научиться быть востребованным в рамках самых разных производственных культур и позиционировать себя как высококлассного специалиста на максимально широком рынке труда.
Мы надеемся, что мыследеятельностные профессиональные пробы и проектные формы профессионального самоопределения уже очень скоро перестанут быть делом отдельных педагогических команд и станут ядром работы по вовлечению учеников в мир современных профессий, осуществляемой школами и профессиональными образовательными организациями.