От индивидуальных решений к универсальной модели

Сергей Надточий, арт-директор архитектурного бюро ATRIUM, рассказывает, можно ли строить хорошие школы по всей стране
За 25 лет работы на рынке в портфолио бюро ATRIUM накопилось более 20 проектов образовательной среды, и каждый из них по-своему инновационен. Еще в 2007 году по был построен интернат для детей-сирот, где впервые в России была реализована концепция школы как города и создана не просто функциональная, но высокоинформативная среда. Из последних проектов — школа Летово совместно с голландским бюро Atelier PRO, интерьеры Международной школы в районе Ботанического сада, образовательный центр в Нур-Султане в Казахстане. В процессе создания всех этих проектов бюро выработали определенную методику проектирования, применение которой, как рассчитывают архитекторы, поможет создавать образовательную среду нового качества в школах по всей России.
Сергей Надточий
арт-директор архитектурного бюро ATRIUM
Новая образовательная парадигма
Образ сегодняшней школы — наследие эпохи индустриализации. Школьные здания продолжают строиться по принципам образовательного процесса, заточенного под стандартизацию форматов обучения и самих получаемых знаний. В постиндустриальную эпоху необходимо воспитывать в ребенке многостороннюю, креативную и проактивную личность. Следовательно, нужен принципиально иной подход к формированию образовательных пространств.

Мы поставили перед собой амбициозную задачу: создать такую школу, которая бы мотивировала их к созидательной, творческой деятельности. Школу, которая бы воспринималась вторым домом. В которой было бы одинаково интересно и учиться, и проводить свободное время. Фото которой дети выкладывали бы в instagram с подписью «лучшая школа».
Чтобы этого достичь, мы берем за основу теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, который ратовал за то, что каждому из широкого спектра когнитивных навыков должна соответствовать своя сенсорная среда, и интерпретируем ее в различных пространственных сценариях. Каждое школьное пространство, включая двор и экстерьер, не предназначается для какой-то одной функции, как это происходит в традиционной модели, а генерирует сразу несколько видов познавательно-развлекательной деятельности и развивает у учеников сразу несколько «интеллектов».
Стратегия ATRIUM
Таким образом, в своих подходах к проектированию школ мы руководствуемся несколькими принципами. Первый — это вышеупомянутое переосмысление функциональной программы с тем, чтобы создать благоприятные условия для развития гармоничной личности.

Второй принцип, присущий нашей авторской архитектуре независимо от типологии, — создание пространств, способных вдохновлять. Это подразумевает разнообразие всех видов связей и коммуникаций — начиная от визуальных ракурсов и маршрутов и заканчивая сценариями общения учеников с природой. Кроме того, для ATRIUM важна идея школы как города: использование в дизайне территории элементов городской среды — площадей, бульваров, мостов, переходов — работает как «урбанистический симулятор» и учит детей самостоятельному пребыванию в городе.
Наконец, третий базовый принцип — проектирование образовательного пространства как социально и общественно значимого, полноценно включенного в жизнь района с утра до вечера.
Эффективность и оптимизация: школа как конструктор
Даже работая со стандартным техническим заданием, можно значительно расширить функциональную программу каждого из помещений. Например, помещение зрительного или актового зала как правило занимает большую площадь и зачастую пустует. Если же сделать его доступным и провести через него маршруты движения учащихся или объединить с вестибюлем, то можно будет использовать зал как пространство рекреации или для групповых занятий. С другими общественными пространствами можно объединить и пищеблок — или же сделать это помещение трансформируемым: тогда можно будет перенести сюда часть мероприятий из актового зала.
Другой подход — создавать экономически выгодные пространства, работающие в неучебное время: переводить школьную столовую в коммьюнити-кафе, спортивный блок — в спортзал для жителей, а библиотеку — в общественный центр района.

Систематизировав все эти подходы, мы разработали пространственный конструктор, из элементов которого составляется понятный прототип будущего образовательного центра. Все элементы распределены по четырем базовым блокам: «искусство», «спорт», «наука» и «общественные пространства». Соотношение этих блоков по площади обычно связано с возрастом ребенка (значение науки и спорта в его развитии растет по мере взросления).
Конструктор можно использовать и в том случае, когда школе необходимо создать определенный «уклон», но конкретные проектные параметры отсутствуют: для этого мы предлагаем подробное описание оптимальных модификаций каждого элемента — таких, при которых получается не просто сложение одного с другим, но достигается синергия функций и новое качество. Например, вместо того, чтобы просто увеличить количество классов информатики, можно разместить их рядом с библиотекой, разделив сдвижными перегородками, и получить пространство, которое при необходимости превращается в городскую медиатеку с коворкингом.

Технический альбом, в свою очередь, дает подробные рекомендации по реализации проектных решений: как по выбору систем жизнеобеспечения здания, так и по характеристикам отдельных позиций мебели.
Школа как центр района
В целом современная школа может и должна становиться ключевым звеном районной социально-культурной инфраструктуры. Вместо того, чтобы быть огороженным «белым пятном», выключенным из городской ткани, школа может открыть доступ ко всем своим сервисам, начиная от двора со спортивными площадками и выставочными зонами и заканчивая зрительным залом и медицинским центром. Тем более, анализ действующего законодательства показал, что пропускной режим необходим только для доступа в здание школы: для прохода на территорию он необязателен. Подобный подход — классический пример стратегии win-win: повышая качество жизни в районе, он выгоден и девелоперу, и государственному заказчику.
Взгляд в будущее: устойчивое развитие и новые форматы обучения
Проектируя сегодня, но всегда будучи нацеленными в будущее, мы, с одной стороны, проанализировали подходы к формированию образовательной среды с точки зрения устойчивого развития, а с другой — предложили способы интеграции иммерсивных AR/VR- технологий, необходимых для гибридного и дистанционного обучения.

Устойчивая архитектура — это совокупность архитектурных и инженерных решений, обеспечивающих высокие показатели среды обитания человека и сохранение экологического баланса (например, снижение выбросов в атмосферу, выбор экологически безопасных материалов, управление отходами). И единственный способ сделать такую архитектуру нормой, нивелировав сроки и масштаб надвигающейся экологической катастрофы, — это формировать экологическое мышление у детей с младшего возраста. При этом не только наглядными примерами интеграции устойчивых технологий в здание школы, но и воспитанием заботливого отношения к природе и обучением бережного взаимодействия с ней.
Что же касается иммерсивных технологий, то они значительно расширяют образовательные (и не только) возможности любого физического пространства, и именно они могли бы помочь совместить преимущества онлайн- и офлайн-обучения. Классная комната и кампус будущего должны будут уметь предоставлять любую информацию в режиме реального времени, обеспечивать более безопасную окружающую среду и эффективно использовать ресурсы. Их интеграция — лишь вопрос времени, и уже совсем не долгого.
Взгляд в будущее-2: архитектура как драйвер развития образования
Взаимосвязь качества образовательной среды и качества самого образования все более очевидна. Города совершенствуют свою среду обитания в целом, делая ее подходящей для воспитания и последующего удержания квалифицированных и проактивных кадров, от которых напрямую зависит новая городская экономика. Фактически качество среды становится главным конкурентным преимуществом в борьбе за человеческий, а значит, и экономический капитал. Задача архитектора в этой ситуации — самому быть проактивным, принимая участие во всех этапах образовательного процесса и помогая своевременно трансформировать его в соответствии с вызовами завтрашнего дня.