Деси и Райан в своей теории самодетерминации утверждают, что мотивация охватывает все аспекты активации и намерения: энергию, направление, настойчивость и равенство конечного результата. Особую ценность мотивации
придает ее способность к производству результатов в деятельности.
Поэтому от того, какие условия для формирования интереса создает школа, зависит, какие цели дети будут ставить перед собой, когда вырастут, каких результатов будут достигать и насколько внутренне устойчиво и благополучно будут ощущать себя.
Деси и Райан прослеживают три типа мотивации: отсутствующую, внешнюю и внутреннюю. Им соответствует континуум поведения: от пассивности (отсутствие действия) через деятельность ради предлагаемых внешних стимулов к деятельности,
которую человек ведет ради внутреннего интереса и удовольствия.