ДОШКОЛКА. ОЦЕНКА

Магия шкалы

ЭКОЛОГИЧНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Оценить качество дошкольного образования объективно и системно — задача не из легких. Речь идет о детях раннего возраста, чьи успехи невозможно стандартизированно измерить посредством ЕГЭ и ОГЭ, и о дошкольных учреждениях — разных, но одинаково называемых детскими садами.

«Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS) — распространенная в мире и в меньшей степени в России методика, которая решает эту проблему.
  • Светлана Подъянова
    кандидат педагогических наук, основатель детского сада и школы «ТалантВилль»
Кому это нужно
В первую очередь в оценке качества образования заинтересован частный сектор. Доля частных детских садов стабильно увеличивается, но они абсолютно неоднородны. Многие из них лицензированы не как детские сады, а как учреждения, предоставляющие услуги дополнительного образования. Значителен теневой сектор семейных детских садов, не имеющих лицензий вовсе. Не лицензируются и детские досуговые центры. Казалось бы, в этом отношении выигрывают государственные садики у них-то с документами точно все в порядке.

Но лицензирование предполагает проверку документов и оснащения и не затрагивает важные аспекты: психологический климат в детском саду, динамику развития детей, создание индивидуальных условий для развития.

Оценка качества образования нужна и родителям, выбирающим детсады по собственным представлениям, случайным рекомендациям, и всему сегменту дошкольного образования, включая госсады, для формирования здоровой конкуренции и повышения качества образования.
Ecers
Наиболее функциональным из существующих инструментов измерения я считаю «Шкалу для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS, Early Childhood Environment Rating Scale).

Методика разработана в США и получила широкое международное признание, поскольку охватывает все значимые аспекты работы дошкольной организации и отражает важнейшие образовательные тренды современности.

Шкала конкретизирует требования ФГОС ДО, принятого в 2013 году. В отличие от этого программного документа, шкала это конкретная методика оценки, позволяющая работать с любыми детскими садами, вне зависимости от образовательной программы, которую они используют.
Методика учитывает право ребенка двигаться по собственной образовательной траектории и закрепляет отношение к дошкольнику как к субъекту собственного образования. Шкала не оценивает достижения детей, но оценивает создание условий, необходимых для их всестороннего развития. Оценку по 35 показателям, объединенным в шесть групп критериев, проводит эксперт-наблюдатель.

Масштабных всероссийских исследований качества дошкольного образования не проводилось. Согласно фрагментарному исследованию в 36 московских государственных детских садах, средний балл по семибалльной шкале составил всего 3,35 немного выше минимально допустимого качества. Проанализируем группы критериев и выясним, почему качество дошкольного образования хромает.
И. М. Реморенко и др. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36"* // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2 — С. 34−49.
Критерии качества
1. Предметно-пространственная среда

В современном дошкольном образовании акцент делается на развивающей среде, которая может даже рассматриваться в качестве «третьего педагога» после родителей и воспитателей. Колоссальный опыт в вопросах организации пространственно-предметной среды имеют образовательные организации, работающие по системе Монтессори.

Игровая деятельность ведущая для детей дошкольного возраста, а природное любопытство дошколят союзник в их развитии. Дети произвольно тянутся к играм и предметам, которые находятся на уровне роста ребенка. Значит, среди доступных предметов обязательно должны быть краски, карандаши, мелки, бумага и т. п.
Необходимо спортивное оборудование и пространство для развития крупной моторики и баланса, как в помещении, так и на улице; игрушки для ролевых и сюжетных игр, желательно сверх стандартных наборов для игры в «кухню», «доктора» и «магазин». Оценивается также меблировка помещений, ощущение уюта, использование детских работ и наглядных обучающих материалов в оформлении помещения.

Должны быть предусмотрены зоны для групповых игр и места для уединения, где ребенок может в одиночестве, например, полистать книгу. В целом среда должна создавать ощущение эмоционального комфорта.
Шкала не оценивает достижения детей, но оценивает создание условий, необходимых для их всестороннего развития
2. Присмотр и уход за детьми

Среда по умолчанию должна отвечать критериям безопасности и задаче сохранения здоровья детей. Помимо этого, важно качество организации рутинных процедур встреч и прощания, приема пищи, дневного сна, гигиены, режима проветривания.

3. Развитие речи и формирование грамотности

Оцениваем, созданы ли условия для знакомства с буквами и цифрами, развития речи, формирования грамотности, в том числе оцениваем наличие в саду книг с картинками и разнообразие выбора пособий.
4. Виды активности

В рамках данной группы критериев оценивается разнообразие занятий (искусство, музыка, ритмика, математика, основы театрального мастерства и пр.)

5. Взаимодействие воспитателей с детьми, друг с другом и детей между собой

Исследуем, как обстоят дела с дисциплиной и соблюдением правил, насколько педагогически целесообразно воспитатели взаимодействуют с детьми, замечают их чувства, настроение, способны присоединяться к переживаниям ребенка. Дошкольники еще не умеют договариваться между собой. Значит, воспитатель должен постоянно находиться в роли модератора, помогающего детям разрешать конфликты. Немаловажно и взаимодействие воспитателей друг с другом, с руководством сада.
6. Структура дня. Формы организации образовательного процесса

Данная группа критериев включает распорядок дня, смену групповой, индивидуальной работы с детьми и времени для свободной игры, условия для детей с особенностями.
Ориентир
Честно пройдясь по 35 критериям, руководство детсада сможет понять, какие сферы требуют улучшений, и наметить план действий. Шкала также позволит структурированно и комплексно исследовать мнение родителей воспитанников, определить уровень удовлетворенности и свериться с результатами самодиагностики учреждения. Опрос можно проводить в виде онлайн-анкетирования или работать с бумажной версией оценочных материалов.

Но личное общение в формате фокус-групп или интервью позволит получить более полную информацию. Опрос родителей вполне можно провести самостоятельно. Это потребует определенных усилий, но не обременит бюджет учреждения.
Наконец, можно заказать независимую оценку в специализированных центрах, что, конечно, потребует затрат. Однако расходы можно рассмотреть как инвестиции в развитие и продвижение: сад не будет развиваться «вслепую», но получит «дорожную карту», а также документ-аргументацию для переговоров с родителями.

Для родителей шкала может стать надежным навигатором при выборе учреждения в соответствии с индивидуальными пожеланиями к образовательному процессу и с учетом особенностей ребенка.
Кейс
Рассмотрим применение шкалы на примере частного Монтессори-сада в Московской области. Трехэтажный коттедж с закрытой прилегающей территорией. Две группы: (1,5 3 лет) и (4 7 лет). С каждой работают два воспитателя, приходящий педагог английского языка, логопед. Максимальное число воспитанников в группе 15 человек. Детский сад не имеет лицензии на образовательную деятельность.

Таблица 1. Анализ работы ДОУ по шкале ECERS

Садик получил общую оценку в 4,5 балла из максимальных 7. Сильные стороны учреждения развивающая предметно-пространственная среда, воспитание самостоятельности детей, разнообразие активностей, уход за детьми и соблюдение режима дня. Вместе с тем:

  • Для ребят старшего возраста следует организовать занятия по подготовке к школе и дополнительные кружки с учетом имеющихся помещений (шахматы, рисование и т. д.).
  • Желательна большая степень вовлеченности родителей и систематическая обратная связь для них относительно динамики развития ребенка.
  • Необходимо регулярное повышение квалификации воспитателей.
  • Нужен второй дежурный воспитатель, который находился бы с детьми до прихода родителей и обеспечивал их безопасность в слепой зоне за зданием детского сада.
  • Для стирки постельного белья лучше воспользоваться услугами прачечной, не обременяя родителей решением этого вопроса.
  • Оценка снижена из-за полного отсутствия инфраструктуры для детей с особенностями.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: