Лаборатории «Образование для будущего»: задачи и эффекты

Этой зимой по России и сопредельным странам (Беларусь, Украина, Латвия, Узбекистан, Грузия) прокатится волна лабораторий открытого проектирования образовательного заказа «Образование для будущего». Волна охватит около 30 городов. Участниками лаборатории станут субъекты образовательного процесса — дети, родители, педагоги, руководители образовательных площадок. Продолжением лабораторий станет открытое коллективное исследование, результаты которого позволят верифицировать и «приземлить» образовательные инновации и выделить среди них те, которые способны давать системный эффект при актуальном запросе активного населения на образ желаемого будущего.
Лика Чекалова
Почему и для чего нужны лаборатории «Образование для будущего»?
Сегодня вызовы нового времени встают не только перед профессиональными сообществами и молодыми специалистами, они актуальны для всех поколений, всех слоев общества. Навыковый и ценностный межпоколенческий разрыв растет, формальные институты образования не успевают оперативно реагировать на требования новой экономики, никто не занимается подготовкой и переподготовкой поколений, которые имеют опыт жизни и работы в предыдущем экономическом укладе. Катастрофически не хватает методов и подходов вовлечения молодежи в дискуссию о необходимых навыках и знаниях будущего. Внутри семей зачастую разговор об образовании попадает в зону манипуляций и проекций, вместо того, чтобы приближать будущее и налаживать доверительный процесс развития семьи и взаимопомощи в подготовке к вызовам нового времени. Диалога между семьей и школой тоже чаще всего нет — нет привычки договариваться, нет технологий сопровождения диалога.
Один из ключевых челленджей этой волны лабораторий — актуализация силы социальных связей и добровольного намерения сделать мир лучше.
Задачи лаборатории:

  • осознание актуальных требований современного уклада, формирование образа базовой грамотности XXI века
  • переход активного семейного сообщества в субъектную позицию: что и как мы сами можем сделать для улучшения ситуации
  • формирование осознанного заказа на содержание и форму современного образования
  • поиск и осознание общих целей и задач развития у детей и родителей
  • проектирование модели жизни «образование как образ жизни»
  • изучение междисциплинарных аспектов базовой грамотности XXI века в комфортной для себя методической среде
  • персонализация запросов и требований, формирование первичного заказа на развитие грамотности XXI века.

Эффекты лаборатории:

  • для детей и родителей: осознание того, как стать авторами своего развития, как видеть и реализовывать образовательные возможности в повседневной жизни, как научиться договариваться между собой и действовать солидарно;
  • для педагогов: понимание, как развитие метапредметных навыков встраивается в их обычную практику, и на что обращать внимание, чтобы это развитие происходило — и с учащимися, и с ними самими;
  • для разработчиков и внедренцев образовательных решений: понимание, какие из них отвечают на острые запросы на развитие учащихся, какие принимаются и мотивируют к освоению, и где сейчас самые острые дефициты в части работающих практик.
Один из ключевых челленджей этой волны лабораторий — актуализация силы социальных связей и добровольного намерения сделать мир лучше.

Приоретизируя уровни — первый, конечно, empowerment (расширение прав и возможностей) — это вочеловечивание, возвращение человеку его права на авторство своей жизни и могущество это право реализовать. Социально угнетенный индивид перестает считать себя человеком и потому не рассматривает бесправие и бессилие как свойство своего бытия. В то время, как свойство человеческого бытия — право и могущество.

Уровень второй — это исследование и получение релевантных данных, которые позволят обнаружить эффективность и неэффективность тех или иных образовательных решений. Очень много инноваций внедряется без рефлексии и проверок их результативности. Гигантская работа в холостую.

И третий уровень — это тоже в некотором роде empowerment, но через доказательство силы согласованного социального действия, ничем не регламентированного и не имеющего никакого конкурентного или корыстного мотива. Мы просто можем вот так собраться вместе, придумать что-то и сделать. Или откликнуться на чей-то призыв, взять и сделать. И это не вопрос бюджета или регламента — это только вопрос ценностей, которые мы поддерживаем.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: