SOFT SKILLS. ДИСКУРС

Изгибы компетенций

Сегодня связанные с инновациями понятия входят в нашу речь через англоязычные тексты. Привычные слова вытесняются новыми, язык насыщается иностранными терминами, которые не всегда употребляются правильно, что приводит к искажению их восприятия.
Максим Кушнир
Член правления Лиги образования
Есть как минимум четыре варианта перевода словосочетания soft skills. При выборе прилагательного специалисты часто настаивают на том, что soft — это «гибкий», а не «мягкий», потому что речь идет об адаптивности человека, о его способности продуктивно общаться с людьми, в то время как «мягкость» подразумевает податливость, а лидерские качества — один из предполагаемых soft skills — с мягкостью не ассоциируются.

Некоторые авторы считают задачу освоения soft skills приоритетнее комплементарных им hard skills — «твердых» навыков. Что любопытно: в логике аналогий с soft ни «жесткими», ни «тяжелыми» hard skills не называют, хотя «весомыми» я бы их назвал. Под hard skills подразумевают знания, которые позволяют выполнять профессиональные задачи. Следовательно, чем квалифицированнее специалист, тем весомее его «жесткие» навыки.

Тогда почему некоторые авторы считают «твердые» навыки менее важными, чем «гибкие»?

Раньше для выстраивания отношений было достаточно освоить культуру поведения в соответствующем круге общения. Вспоминаем школьную программу: «Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно. Чего же боле — свет решил, что он умен и очень мил». Постепенно правила поведения перестали быть предметом специального обучения.

Сегодня оказывается, что для успешного делового взаимодействия прежних культурных форм поведения недостаточно. Тот, кто более коммуникабелен, тот, как правило, и более успешен. Некоторые развивают свой успех, обучая других соответствующим навыкам. На некотором этапе курсы эмоционального и деятельностного развития приобрели специфическую образовательную ценность и стали называться «гибкими» навыками. В некотором смысле можно считать этот процесс возвращением к занятиям по этикету XVI—XIX вв.еков.
Сегодня все больше людей проживают за свою жизнь по несколько трудовых жизней. Исчезла жесткая иерархичность профессий. Бухгалтер нужен в любой сфере деятельности, как и программист, маркетолог, рекламщик. Даже менеджер стал внесферным
И начался бум этих курсов, начались прогнозы их развития, переоценка их значимости. Павел Лукша, один из футурологов образования, проводит занятия на тему «хороший человек — профессия будущего». На Западе давно популярны психотерапевты — специалисты, умеющие работать с коррекцией «гибких» навыков.

В России тоже постепенно расширяется практика профессионального консультирования: кроме психологов, есть коучи, тренеры. Для упомянутых видов деятельности «гибкие» навыки одновременно являются «жесткими»: они «весомы», потому что именно навыки общения с людьми составляют профессиональный результат тех же коучей и психотерапевтов. В остальных профессиях без «жестких» навыков каши не сваришь. Зато при наличии «жестких» навыков без «гибких» жить можно.

Позволю себе два футуристических прогноза про значимость «гибких» навыков. Я полагаю, что бум «гибких» навыков сейчас связан с культурным разрывом. Роль командной работы в стремительном развитии технологий создала массовый запрос на новую культуру отношений. Если молодежь освоит массово новые культурные нормы под маркой «гибких» навыков, то будет естественным образом нести их детям, которым уже не потребуются отдельные курсы по «гибким» навыкам.

Второй прогноз противоположен. Если скорость развития общества и технологий будет столь же стремительно требовать все новых и новых культурных норм, то культурный разрыв поколений станет источником новых курсов для новых «гибких» навыков. Тогда такая парность «гибких» и «жестких» навыков может сохраниться. Если же скорость развития и разрыва будет нарастать, существующая конструкция тоже станет как-то меняться. Как минимум будет расти доля занятости там, где «гибкие» и «жесткие» навыки схлопываются, — доля профессиональных носителей «гибких» навыков.

Но при любом развитии событий хочу предостеречь от чрезмерного увлечения «гибкими» навыками. Все же первичны «жесткие» — профессиональные. Без них ничего не создать. «Гибкие» позволяют делать это более эффективно за счет командной работы.
Skills: компетенции или навыки?

Слово «компетенции» пришло в Россию в XVIII веке из французского языка и означало полномочия: «у вас нет таких компетенций», «у меня достаточно компетенций, чтобы лишить вас работы». Кроме того, оно подразумевало наличие некоторых качеств, обладание которыми и обеспечивало их носителя полномочиями. Видимо, в силу особенностей русского языка возникло парное понятие «компетентность». В других европейских языках его нет. Оно означало свойство субъекта, позволяющее хорошо делать некое непростое дело или экспертно судить о чем-то.

Этот же смысл слов отражен в деловой лексике рекрутеров. Для них компетенция — это требования к желаемому сотруднику, подразумевающие некоторые условия их исполнения, то есть полномочия, а компетентность — это способность соискателя должности ее исполнить.

На стыке веков появилось новое значение слова «компетенция» как образовательной сущности. Старая логика: узнать от учителя нечто («знания»), запомнить, осмыслить, научиться применять («умения») и после некоторой тренировки использовать в жизни («навык») оказалась в новых условиях неэффективной. При возможности в любой момент узнать практически все задача «запомнить» отошла на второй план. Но умелое маневрирование в информационно насыщенной жизни требует намного более сильных навыков анализа.

И вот к системе образования стали применять требования более компетентного познания. Когнитивными компетенциями стали привычные раньше слова «учение», «чтение», «письмо». Казалось бы, что нового? Но смысл в эти слова как «когнитивные компетенции» закладывается другой:

  • не просто ходить в школу и выполнять задания учителя, а целенаправленно изучать то, что ученик считает важным (без образовательного запроса и без навыка познания это невозможно);
  • не просто складывать буквы в слова, и даже не только функциональное чтение (с понимаем явно изложенных смыслов), а осмысленно читать с опорой на культуру языка, понимая смыслы между строк;
  • не просто писать буквы, а иметь мысль и понятным образом доносить ее до читателя.

Компетенции пришли в образовательную сферу на смену старым терминам и моделям, и в них очень многие, если не делать категоричных обобщений, стали путаться. Распутать это надо. Как именно, надо договариваться. Возможно, от каких-то вариантов терминологии отказаться. Возможно, стоит это делать с оглядкой на западную практику применения аналогичных слов competence и skills.
Источник: Минобрнауки РФ
Цифровые технологии и soft skills

Сегодня все больше людей проживают за свою жизнь по несколько трудовых жизней. Исчезла жесткая иерархичность профессий. Бухгалтер нужен в любой сфере деятельности, как и программист, маркетолог, рекламщик. Даже менеджер стал внесферным: раньше карьера могла развиваться от рабочего до директора, а сегодня для управления нужно обладать специфическими умениями и не обязательно глубоко разбираться в текущей сфере деятельности.

Сегодня стало ясно, что разные формы деятельности в разных сферах могут иметь общие свойства — способ взаимодействия с другими людьми:

  • кто-то любит лидировать, и ему не очень важно, в чем именно;
  • кто-то предпочитает думать в тишине: одинокий творческий ум тоже может быть нужен в разных сферах.

Ничего это рассуждение не напоминает из ранее обсуждавшегося в статье?

Ну, конечно, «гибкие» навыки. У каждого человека можно выявить его личный стиль отношений с другими. Ничто не мешает их развить, но стиль выстраивания отношений у человека можно выявить и учесть для поиска своего места в любом коллективе. А сферу деятельности можно выбирать любым образом, от личных симпатий до бросания костей.
Изменившиеся условия обучения, работы и просто жизни вызвали изменения в понятийной среде, в языке. Многие понятия не успевают за изменениями смыслов. В результате понимать друг друга становится сложно
Однако выявить свой стиль выстраивания отношений совсем не просто. Есть консультанты, которые протестируют, поговорят по душам, предложат разные мероприятия и помощь в осознании их результатов. А есть сетевые сервисы, которые построены на научных моделях и содержат программные эвристики, позволяющие без участия специально подготовленного человека-консультанта предложить пользователю дальнейшие действия.

На основе прохождения теста сервис предлагает пользователю мероприятия для развития и уточнения его предпочтений. Примером подобного сетевого бесплатного сервиса является intalent.pro.

При высокой популярности рекомендательных сервисов появляется возможность использовать для уточнения рекомендаций методики машинного обучения и анализа больших массивов данных. Появляется возможность выявлять и использовать для уточнения рекомендаций искусственный интеллект. Так модные «гибкие» навыки в сочетании с модными технологиями приводят к принципиально новым возможностям для индивидуального развития.
Источник: https://www.edutopia.org/profile/dana-mortenson
***
Изменившиеся условия обучения, работы и просто жизни вызвали изменения в понятийной среде, в языке. Многие понятия не успевают за изменениями смыслов. В результате понимать друг друга становится сложно. Нужно развивать два процесса: уточнение смыслов понятий, осознание сути процессов, чтобы разное понимание смыслов не могло разрушить коммуникацию. Поэтому осознаем важность для себя освоения и развития «гибких» навыков, но без фанатизма, не в ущерб «твердым» навыкам, без них ликвидность наших «гибких» навыков крайне низка.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: