Виртуальное детство: как частный детский сад пережил локдаун

Локдаун сильно ударил по всем сферам бизнеса, и частное детское образование не стало исключением. Коды ОКВЭД 85.11 и 85.12, по которым работает большинство частных детских садов, не были включены в списки классификаторов пострадавших отраслей, меры поддержки им были недоступны. О том, как частный сад пережил локдаун и запустил онлайн-формат рассказывает основательница детского сада «Я люблю Монтессори» Юлия Коричнева.
Проект был запущен в Рязани в 2014 году в формате небольшого детского центра на три группы по 5−6 детей. Сейчас же это билингвальный сад с сотней воспитанников. В саду обучают детей на двух языках по педагогической методике Марии Монтессори, делая упор на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Мы не пострадали, мы просто были закрыты
По приказу Минпросвещения 28 марта, наш сад, как все детские сады в России, ушел на «каникулы». Но нерабочий период затянулся на 4 месяца из-за обострения ситуации. Каждый, с кем мне доводилось советоваться по вопросам «выживания», говорил, что детские садики как-нибудь да поддержат.
В Рязанской области существовала программа переноса сроков уплаты налогов даже для тех, кто не попал в перечень пострадавших отраслей. Но к нам программы поддержки не относились: детский сад функционирует как АНО (автономная некоммерческая компания). Такая форма организации не входит в реестр МСП, а значит, меры поддержки бизнеса на нас не распространялись. Даже получить субсидии на выплату МРОТ работникам было невозможно. По самым скромным прикидкам за 4 месяца мы недополучили около 5,6 млн рублей по сравнению с 2019 годом. Это связано с тем, что в самые прибыльные месяцы, когда дети уже выходят в сад после зимних больничных и еще не ушли на летние каникулы, то есть с марта по июнь, мы не работали. Выход в офлайн пришелся на самые «несезонные» месяцы — июль-август, когда родители уезжают с детьми на отдых или начинают готовиться к школе. Поэтому получилось так, что мы простаивали не 4, а 6 месяцев.
Чтобы не растерять клиентов, сад перевели в онлайн. Это было сделано для того, чтобы клиенты оставались на связи, дети не потеряли контакт с педагогами, а сотрудники продолжали развиваться и получали зарплату не просто так. В самом начале онлайн-форматом пользовались около 10% клиентов. Когда стало понятно, что пандемия и связанные с ней ограничения — это надолго, интерес возрос до 40%.

Переход в онлайн-формат почти не принес денег. Оплату за онлайн-курс с постоянных клиентов не брали, лишь попросили внести один ежемесячный платеж за сад за все время простоя. Это была программа лояльности для родителей. Но благодаря запущенной рекламе, география клиентов онлайн-курса расширилась от Калининграда до Красноярска, для них курс был платный, что принесло нам 200 тыс. рублей. Занятия становились доступны после оформления подписки на сайте детского сада.
Детский сад онлайн
Саду потребовалась неделя на запуск онлайн-курса. Самым сложным было перенести педагогическую методику Марии Монтессори, в которой ребенок развивается самостоятельно в подготовленной среде, в виртуальный формат. Ведь дети и педагоги привыкли к общению «глаза в глаза», к тактильному контакту с обучающими материалами.

Переход в онлайн обошелся в 1,16 млн. рублей. Деньги пошли на зарплату сотрудникам, делающим онлайн-курс, и на продакшн. Суммарно было затрачено более 3.000 часов на разработку программы онлайн-обучения. За 100 дней нам удалось создать большой виртуальный-курс для дошкольников, состоящий из 230 уроков.
Мы использовали ZOOM и закрытую группу в соцсети «ВКонтакте» как основные платформы для обучения. Это удобные площадки, интерфейс которых или знаком каждому, или легко осваивается. Инстаграм выступал лишь дополнительной площадкой, где проводились трансляции с утренней зарядкой и вечерними сказками на ночь.

В апреле случился первый выход в ZOOM для родителей и малышей от 1,5 до 3 лет. Это были занятия по английскому языку. На уроках присутствовали 18 семей. Впоследствии многие из них на протяжении 3-х месяцев встречались с нами в онлайне 3 раза в неделю.
За 4 месяца было проведено 128 видеоконференций, в них могли участвовать семьи с детьми от 1,5 до 7 лет. Иногда занятия предусматривали самостоятельные действия ученика, иногда было необходимо присутствие взрослых. Поэтому для удобства родителей мы создали расписание. Это позволило им составлять индивидуальный план занятий для ребенка в зависимости от собственной нагрузки.

Для того, чтобы связь между воспитанниками не ослабевала, группы встречались в онлайне и поздравляли друг друга с днем рождения, отмечали вместе праздники, проводили конкурсы и выставки творческих работ.
Параллельно публиковались разработанные нами задания на бланках, которые родители распечатывали для детей. Ежедневно мы выкладывали небольшие заметки для взрослых о том, как пережить пандемию с детьми, как эффективно общаться на самоизоляции.

Когда ограничения на выход из дома начали потихоньку ослабевать, мы организовали видеостудию в одном из классов. В студии создавались ролики по всем развивающим дисциплинам нашей программы: английский, музыка, театр, русский язык, математика, геометрия, биология, кулинария, упражнения для практической жизни и творчества. А также создали мастер-классы для родителей и детей, где показывали, как изготовить Монтессори-материалы в домашних условиях, чтобы полностью погрузить детей в нашу педагогическую методику.
К июню родители отметили, что их отношения с детьми стали более близкими и доверительными, улучшилась способность взрослых и маленьких «слушать и слышать». В формате онлайн-сада мы отработали 4 месяца.
Онлайн как дополнение офлайна
Когда ситуация с посещением частных садов нормализовалась, онлайн-формат приостановился. Локдаун позволил протестировать виртуальные занятия и осознать все их плюсы. Сейчас команда сада занимается трансформацией виртуального курса, чтобы он стал дополнением нашего офлайн-сада. В планах — полностью адаптировать методику под удаленку и запустить полноценную монетизацию курса.

Онлайн может стать полезным дополнением для офлайн-формата. Если его применять дозированно, в комбинации с посещением садика, он позволяет не приостанавливать освоение навыков на больничном или в отпуске с родителями. Однако, он не может полностью заменить обычный сад, где ребенок находится в непосредственном контакте с преподавателем. Малышам еще сложно удерживать внимание на мониторе, даже если там присутствуют знакомые им люди.