И сегодня мы продолжаем спорить, зачем, чему и как учить. Разговор об этом нужно начинать с философии образования, подумать о том, с какой целью ты собираешься кого-то образовывать. Договориться о том, что такое знание, как устроено обучение, роль и место учащегося, роль и место преподавателя, как оценивается результат… Большинство, несмотря на многократные заявления об обратном, продолжают работать в академической философии, хотя всё большее место начинает занимать философия социальной эффективности, где цель образования — получение максимальной выгоды учащимся и государством, для чего учащегося необходимо учить эффективно и продуктивно действовать в современном обществе. Знание в этом случае определяется в терминах поведения, а его ценность в способности обеспечить достижение поставленной цели. Обучение из передачи знаний превращается в активности, направленные на изменение наблюдаемого поведения, в первую очередь «learning-by-doing». Преподаватель должен стать «продюсером» условий (образовательного пространства) для обучения, а учащийся — субъектным и активный участник обучения, ответственным за результат. Оценка результата обучения также сильно отличается от принятых в академической парадигме тестов на освоение и воспроизводство материала. Оцениваются объективные показатели, насколько ученик готов демонстрировать определенный навык или способ поведения. В этой образовательной парадигме цель — не только обучение знаниям и навыкам, но и воспитание выпускника, способного (умеющего и активно практикующего) включиться в созидательную профессиональную исследовательскую и/или инновационную деятельность сразу после выпуска или даже ещё во время учебы. Едва ли кто-нибудь не согласится с тем, что лекциями, дебатами и чтением книг нельзя научить водить машину. Почему же мы настаиваем на обучении лекциями гораздо более сложным, чем вождение машины, видам деятельности? Воспитание субъектности и созидательной пассионарности (хочу-могу-делаю) возможно только через последовательное погружение учащихся в ситуации, в которых они вынуждены делать то, что мы хотим развить/воспитать, при этом рефлексия — необходимый и один из наиболее ценных инструментов обучения. Образовательный процесс в значительной своей части должен моделировать именно ту деятельность, к которой мы учащегося готовим. Например, если мы хотим научить учащегося ставить задачи — надо этим целенаправленно заниматься, давать право ставить задачи, создавать ситуации, в которых учащийся должен ставить задачи, и т. д. Целевому поведению нельзя научить за лекциями и семинарами, с этой задачей лучше всего справляется проектное обучение, при условии правильного проектирования образовательной программы, когда «маршрут», метод и инструменты достижения цели определяются исходя из ясного понимания цели обучения и исходного состояния учащихся.