В ЦИФРЕ. АНАЛИТИКА

Измерение невидимого

Психометрика и учебная аналитика для педагога, психолога и бизнесмена
Почему студенты бросают учиться, насколько объективны их жалобы на сложность курса, как отследить изменения учебной мотивации и понять, какая форма учебного материала лучше подходит для достижения образовательной цели?

На эти вопросы отвечает психометрика, наука, изучающая параметры психических процессов.
  • Дмитрий Аббакумов

    PhD KU Leuven, преподаватель Школы проектирования образования School of Education

Историческая справка и определение
— Можете рассказать, что такое психометрика, простыми словами?
— В физическом мире, к которому мы с вами привыкли, мы можем взять линейку, приложить ее к листку бумаги и увидеть, что он имеет длину 35 сантиметров. Или, например, определить массу тела человека с помощью напольных весов.

Все эти физические параметры можно измерить. А вот психологические характеристики, в отличие от физических, скрыты от нас. Если поставить перед нами двух человек, то мы не можем, посмотрев на них, сказать, что у одного более высокий уровень интеллекта, а у второго более низкий.
Так мы приходим к определению психометрики: это наука, которая измеряет навыки, знания, психологические черты, особенности личности. То есть те переменные, которые скрыты от непосредственного наблюдения.
— Кто первый заговорил о психометрике?
— Первое определение психометрики дал Фрэнсис Гальтон в конце XIX века. В одной из своих статей он написал, что психометрика — это искусство присваивания чисел операциям разума. Получается, что это наука о том, как квантифицировать эти операции разума.

Тогда о психометрике заговорили многие: Чарльз Спирмен, Карл Пирсон, Джеймс Маккин Кеттелл. Они впервые задумались над тем, как измерить интеллект.
— Почему в XIX веке возникла необходимость обратиться к психометрике и измерить интеллект?
— Я думаю, что тогда человечество уже было достаточно развитым с точки зрения освоения физического мира: уже измеряли длину, массу тела. Соответственно, в какой-то момент эволюционно подошли к мысли, что люди различаются не только по росту, комплекции и цвету глаз. Они различаются по перформансу, производительности. Кто-то делает работу быстрее, кто-то медленнее. Кто-то лучше справляется с определенными задачами, кто-то хуже.
Со стороны психометриков это была попытка осмыслить человеческие различия нефизического плана. К вопросу «как влезть к человеку в душу?» подошли эволюционным путем. Это был гуманистический драйвер со стороны ученых.

Кстати, интересный научный факт: коэффициент корреляции, предложенный Пирсоном, изначально был придуман для решений психометрических проблем.
Как психометрики собирают данные и ошибаются
— Вы говорили о том, что психометрики ставят перед собой задачу измерить интеллект. Но мы понимаем, что нужно учитывать особенности студентов, которые участвуют в эксперименте. Как в этом случае быть объективным и не допустить большую погрешность в исследовании?
— Мы можем дать один и тот же тест детям разных возрастов. В какой-то момент мы обнаружим, что результаты теста сильно скоррелированы с возрастом: чем старше ребенок, тем лучше он сдает тестовое задание. Соответственно, мы получаем существенную переменную, которая альтернативно объясняет наши результаты.

Эту переменную можно учесть в модели, просто включить ее, проконтролировать на переменную возраста. А можно пойти другим путем: детей поделить на равные группы по возрасту и давать этот тест детям первого класса, второго, третьего по отдельности. Это пример того, как мы можем стремиться быть объективными в своих исследованиях.
Но есть такое понятие, как ошибка измерения, которая может быть систематической, а может быть случайной. Систематическая — это когда весы врут, потому что в магазин их поставили бракованными. Врут на один килограмм.

Вы встанете на эти весы, я встану на них, они и мне, и вам соврут. Это систематическая ошибка. Число мое и число ваше сравнимо, потому что оно скорректировано на ошибку, которая действует и по отношению к вам, и по отношению ко мне.

А еще ошибка может быть случайной. Когда что-то, не зависящее от нас, совершенно случайно влияет на результаты. Например, это может быть подсказка в тестировании или усталость испытуемого. Конечно, мы должны стремиться все учесть, чтобы получить максимально валидные и надежные результаты. Но бывает так, что это невозможно.
— А что можно сказать по поводу сравнения малых и больших групп? Психометрика учитывает особенности, если у нас, например, небольшая выборка?
— Да, конечно, учитывает. И делает это строго. Старая классическая теория в меньшей степени зависит от объема выборки. Там указано, что 50 человек уже достаточно, чтобы эту теорию применять. Но она ограничена в том, что может дать с позиции качества такого измерения.

Понимая этот недостаток, ученые придумали современную теорию. Но тут же появилось ограничение: эта теория работает только тогда, когда есть выборки от 300−500 студентов и выше. Получается, что одна теория работает на малых выборках, а другая на больших.

В идеале эти теории должны друг друга взаимодополнять, но при этом они в каком-то смысле становятся взаимозаменяемыми. Если у тебя маленькая выборка, ты не можешь использовать современную теорию.
Тем не менее сейчас ведется активная работа над тем, чтобы сделать расчеты на малых выборках такими же гибкими и нетребовательными и чтобы при этом они давали столько же, а может, и больше полезной информации, как расчеты для больших выборок.

Мы с вами понимаем, что малые выборки вокруг нас. Это школьные классы, малые репетиторские группы, которые работают с группой до десяти человек.
— Говоря про очное и дистанционное обучение, есть здесь какие-то особенности при сборе данных?
— Онлайн предоставляет безграничное поле возможностей: здесь можно собирать кликовую активность, переходы между учебным материалом и тестом, информацию о том, куда смотрит студент.

Понятно, что при условии академической этики, явного согласия в офлайне в меньшей степени можем это делать. В офлайне мы можем получить только, условно говоря, тест на бланковой форме.
— И что в этом случае можно сделать с офлайн-форматом?
— Когда я учился в Лёвенском католическом университете в Бельгии, параллельная исследовательская группа занималась тем, что ставила видеокамеры и с помощью распознавания эмоций считывала эмоциональный фон каждого студента.

Это было исследование, сделанное по правилам академической этики, все было с согласия. Это один из примеров того, как мы можем расширить возможности офлайн-образования с помощью подобного способа сбора данных.
— Звучит сложнореализуемо. Получается, онлайн-среда надежнее?
— Я не хочу выглядеть как человек, который считает онлайн-среду идеальным местом для исследований. В онлайне наши возможности также не безграничны. Например, мы не всегда можем проконтролировать, пользуется ли студент шпаргалками, не подсказывает ли ему кто-то. Доведем до абсурда: этот ли человек решает тест или это делает кто-то вместо него? Если подытожить, можно сказать, что каждый метод имеет свои плюсы и минусы.
Психометрика и Edtech
— Как психометрика применяется в Edtech-сфере?
— Хорошо ли работают наши учебные материалы? Какая форма учебного материала (презентация, текст, видео, симуляция) лучше всего работает для этой задачи? Какова мотивация наших студентов? Как меняются мотивация и вовлеченность со временем? Все эти вопросы касаются применения психометрики в Edtech. И никто, кроме как психометрик, эту задачу компетентно не решит.

Когда эту задачу начинает решать не психометрик, возникает много вопросов. Например, я сталкивался с тем, что компетенция считается освоенной всеми, кто пришел на вебинар. И дальше с этими данными делаются выводы.
25 января 2024 года в School of Education прошел воркшоп, посвященный психометрике, а также конференция SE+НЕтология+Отус
И тут, конечно, волосы встают дыбом. Если бы эту задачу решал психометрик, то он как минимум предложил бы тест, чтобы посмотреть, как различаются по этой компетенции те, кто пришел на вебинар, и те, кто не пришел. Ведь может быть такое, что те, кто был на вебинаре, включили его и пошли спать. А те, кто не пришел, могли и до этого обладать компетенцией, развитию которой посвящено мероприятие.

И вот то, над чем я в последнее время работаю, — это попытка связать психометрические метрики, такие как трудность контента, прогресс студента, подготовленность студента, с бизнес-метриками, такими как конверсии, retention, dropout и т. д. Но на сегодняшний день можно точно сказать, что бизнес и психометрика не всегда понимают друг друга.
— В чем заключается сложность?
— Когда говоришь коллегам, что у нас 30% курсов трудны для студентов, в ответ, как правило, слышишь вопрос: «И что?» А вот когда начинаешь связывать трудности контента с конверсиями, разговор идет иначе. Если рассказать, что показатели можно повысить, если внедрить в разработку курса методистов, которые помогут упростить программу, бизнес уже становится заинтересованным. Я потратил полтора года на то, чтобы научиться разговаривать с ними на их языке.
— Есть ли сейчас реальные примеры, когда продуктовые метрики связались с психометрикой и из этого союза вышел стоящий результат?
— Была ситуация, когда в одном из проектов, где я участвовал, мы столкнулись с тем, что в первые две недели обучения высокие отвалы и низкий retention. Стали изучать вопрос и увидели в обратной связи, что студентам трудно проходить обучение.

Параллельно методами психометрики замеряли трудность контента. Действительно, студенты, которые говорили, что им трудно, отвалились. Мы доработали контент, и retention в первые две недели увеличился с 50% до 70%.
Как стать психометриком
— Для тех, кто не сталкивался с анализом данных и статистикой, психометрика — это что-то действительно сложное или в ней может разобраться каждый?
— Для того чтобы стать психометриком, нужно учитывать две вещи. Первое: нужно владеть фундаментальной частью науки, то есть психологией или педагогикой — в зависимости от того, где ты практикуешься.

Второе: нужно иметь исследовательский навык работы с данными. Этому учат на специальных программах магистратуры и докторантуры. Это такое же узкое направление, как, например, психогенетика. Ее не изучают на программах бакалавриата.
— Куда идти учиться на психометрика?
— В Высшей школе экономики есть магистерская программа, которая готовит психометриков, причем на выходе выпускники получают квалификацию психолога. Программа называется «Обучение и оценивание как наука». Если говорить про зарубежные программы, то это либо магистратура, либо докторантура. По Learning Analytics есть отличные программы в штате Пенсильвания, в Колумбийском университете в Нью-Йорке, в Сиднее.
Если говорить про программы Psychometrics, то стоит рассмотреть такие страны, как Нидерланды, Бельгия, США и Великобритания.
— На основании чего сделаны такие выводы по странам?
— Я смотрю на объемы публикаций. Сегодня главные инфлюенсеры в мире психометрики и учебной аналитики — это ученые из вышеназванных стран.
— А что делать с полученными знаниями после? Человек выпустился, окончил специальную программу в Высшей школе экономики или за границей. Что делать дальше? Куда идти?
— Многие идут в сферу оценки персонала, в такие компании, как «Учи.ру», «Яндекс Практикум». Применяют полученные знания по-разному, начиная от разработки инструментов для диагностики креативности и заканчивая анализом большого массива данных. Спектр работы очень широкий.
Личный опыт
— Как вы сами работаете с психометрикой?
— Ко мне на консультацию часто приходят компании с таким запросом: мы хотим найти психометрика. И последний год мы решаем эту проблему удивительным образом.

Раньше я говорил бизнесу, что есть Высшая школа экономики, есть зарубежные программы подготовки. Отправьте на обучение своего сотрудника, и через два года у вас будет свой психометрик. Сами понимаете, что бизнес отвечает в этом случае: «Мы вообще не знаем, будем ли мы через два года работать».
Сейчас я отвечаю: вам не нужно готовить такого психометрика, который будет знать все в этой области. Давайте решим конкретную задачу. И вот уже около года я работаю как играющий тренер в нескольких подобных проектах. У компаний есть свои продуктовые аналитики, которые разбираются в анализе данных. Они знают, что такое SQL, Python, как считать корреляции, где лежат данные об их проекте, куда писать скрипт и откуда получать данные. Но они не разбираются в психометрике. Я прихожу и решаю их фокусную задачу. Они дают данные, я готовлю скрипт, считаю, показываю. Получается, что внутри команды появляется не просто решение, а решение с компетенцией, и продуктовый аналитик уже самостоятельно может это все считать. Таким образом, в проекте появляется технология и компетенция, заменяющая должность психометрика.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: