В 2015 году вышла книга советского и российского философа Акопа Назаретяна «Нелинейное будущее», в которой подробно раскрывается теория техно-гуманитарного баланса. Надстройка в виде культуры, искусства, морали, нравственности рассматривается как альтернатива инстинкту, не позволяющему хищникам пользоваться своим самым смертоносным оружием в межвидовой борьбе.
По результатам антропологических исследований предполагается, что человек не был грозой саванны, пока не овладел орудиями труда. Он не мог похвастаться острыми когтями и крепкими клыками. Все изменилось с появлением палки-копалки, которой можно убить и зверя, и собрата-человека. Как реакция на способность пользоваться новым инструментом развилось ограничивающее убеждение — страх мертвых. Согласно теории техно-гуманитарного баланса, подобным образом человечество реагирует на возникновение каждой новой технологии. Человек изобрел палку-копалку — вместе с ней пришел страх мертвых. Появился порох и дуэльные пистолеты — возник дуэльный кодекс. Был открыт атом — и пришло понимание, что не стоит использовать ядерное оружие в ежедневных стычках.
Эта гипотеза относится к любой новой технологии. Включается тот же механизм, который помог нам научиться бояться мертвых и не перебить друг друга. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с новой технологией, благодаря этому механизму возникает новое убеждение, выраженное в форме страха, ценности, алгоритма действий. Постепенно разворачивается идейное новообразование, которое влияет не на одного человека, а на группу, на массу, на целый социум, который начинает проживать новое отношение к себе, к другим и ко всему миру в контексте новой технологии.
Теория Назаретяна — это одно из возможных объяснений, почему вслед за трансформацией окружения и адаптацией способностей у нас меняются ценности. С новыми технологиями, возникновение и распространение которых мы наблюдаем, распространяется и новый набор убеждений. В отличие от ярко проявленных и заметных цифровых технологий, убеждения мы осознаем частично или не осознаем вовсе. Хотя велика вероятность, что именно на рубеже убеждений происходит адаптация человека к современному миру.
И когда мы говорим об «изменениях в человеке», то из категории digital-технологий переходим в категорию hume-технологий, направленных на человека и на то, что происходит в его сознании, включая управление состояниями, эмоциями, построение отношений, самоопределение.