школа. фооп

ФООП — руководство для перехода

Нам предстоит переход на новые федеральные основные общеобразовательные программы. Как это сделать оптимальным образом — объясняет эксперт.
  • Александр Трифонов
    заместитель генерального директора по методической работе и продвижению МЭО
С 1 сентября 2023 года все школы в Российской Федерации (государственные и частные) должны начать работать по единой федеральной основной общеобразовательной программе (ФООП). Программа разработана для того, чтобы создать единое образовательное пространство и обеспечить, таким образом, качественное базовое образование.

С чего начать подготовку к внедрению ФООП?

Прежде всего, следует изучить новые документы на эту тему: изменения в законе об образовании, федеральные образовательные программы для всех уровней образования (начального, общего и среднего), федеральную адаптированную образовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в случае, если в школе есть дети с такой нозологией. Также следует отслеживать финальные документы, касающиеся ФООП, которые сегодня пока еще существуют в виде проектов.
ФООП разработана для того, чтобы создать единое образовательное пространство и обеспечить качественное базовое образование
Следующий этап — анализ действующих образовательных программ школы. Важно оценить объем необходимых изменений, понять, какие компоненты ФООП школа должна использовать обязательно, а что может разработать самостоятельно, но в соответствии с федеральными общеобразовательными программами. Например, разработаны единые федеральные рабочие программы по русскому языку для всех уровней образования, по литературному чтению и окружающему миру для начального звена, по географии, истории, обществознанию, основам безопасности жизнедеятельности для основного и среднего звена. И эти программы без корректировки включаются в образовательные программы школ. Педагоги на основе этих документов разрабатывают тематическое планирование и составляют КТП. По остальным предметам есть примерные рабочие программы, составленные в соответствии с обновленными ФГОС. Следует также обратить внимание на систему оценки достижения планируемых результатов.

Что дальше? Надо составить программу формирования и развития УУД и включить ее в основную общеобразовательную программу. Универсальные учебные действия в вашей программе должны соответствовать содержанию предмета, быть взаимосвязанными.
Помимо федеральных рабочих программ по отдельным предметам, обязательной станет федеральная рабочая программа воспитания, где указаны основные направления воспитания и представлен календарный план воспитательной работы. В программе отмечены основные праздники и памятные для страны даты. Этот план можно реализовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Что касается углубленного изучения отдельных предметов в школе в основном и среднем звене, то школа имеет право перераспределять учебные часы. Например, сокращать количество часов по тем предметам, по которым не проводится ГИА, и за счет освободившегося времени организовать изучение определенных предметов на углубленном уровне.

Составляя план внеурочной деятельности школы, следует обратить внимание на основные направления федеральных планов внеурочной деятельности в начальном и основном образовании. Также важно учесть мнение родительского сообщества и запросы самих учеников. Курсы внеурочной деятельности тоже подразумевают составление рабочих программ.
Необходимо учесть, что начальная основная общеобразовательная программа должна быть приведена в соответствие с ФООП к 1 апреля текущего года, поскольку с этой даты начнется прием в первые классы и родители имеют право запросить у руководства школы программу НОО для решения возникших вопросов. Остальные программы для основной и средней школы желательно разработать до августовской педагогической конференции, где и будут утверждены изменения в ООП школы.

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание, — это календарный учебный график. Федеральная программа представляет учебный график, рассчитанный по четвертям. Но школа может организовывать учебный год по триместрам. Едиными для всех остаются начало учебного года (1 сентября) и его окончание (20 мая), а также количество каникулярных дней. Для выпускников девятых и одиннадцатых классов окончание учебного года определяется графиком проведения экзаменов.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: