СТАРТАПЫ. ПРОДВИЖЕНИЕ

Дорога к знаниям

Опыт Русской шахматной школы, LUDI и CODDY
Елена Скаржинская
Кандидат педагогических наук, доцент Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, эксперт по интеллектуальным играм
Современное образование — это выход за рамки традиционных педагогических моделей и адаптация передовых технологий обучения под конкретные задачи и цели. Сегодня каждый серьёзный учебный центр уникален. Но даже такие, казалось бы, непохожие друг на друга успешные образовательные проекты как Русская шахматная школа, Центр подготовки к ЕГЭ LUDI и школа программирования для детей CODDY используют в работе сходные решения и приёмы, которые пока не описаны в методичках, но, возможно, в скором будущем станут классикой.

Сегодня главное, что требуется от ученика, — это живой интерес к знаниям. Ему нужно лишь нужно выбрать то, что по способу получения и результату выглядит наиболее привлекательно. Соответственно меняется и философия подачи знаний — главную роль теперь играет вовлечение ученика в процесс.

Даже в такой специфической, казалось бы, области, как шахматы, изменение общего подхода к обучению дало неожиданные результаты.

Педагоги Русской шахматной школы, пожалуй, впервые в России, поставили целью изучение шахматной игры как интеллектуальной культуры и универсального языка, который открыт для людей любого уровня и возраста.

Учениками РШШ становятся 70% детей, которые пришли на первое пробное занятие.

С ноября этого года школа в партнёрстве с Федерацией шахмат России запустила в Москве программу «Время влюбиться в шахматы». Любая столичная школа, где в классах установлены электронные доски, может заказать открытый урок в формате мультимедийной игры-викторины «Путешествие в шахматное королевство», который проводят педагоги РШШ. Из игры дети узнают об истории шахмат, знакомятся с культурой стран, в которых шахматы были особенно популярны. После урока мультимедийная игра-викторина остаётся в школе, чтобы учителя при желании могли провести её в других классах. Дети, которые захотят в будущем играть в шахматы, могут представить свою школу во всероссийском турнире «Белая ладья». Кроме открытого урока, в рамках программы проводятся экскурсии в музей шахмат в Центральном доме шахматиста в Москве и мастер-классы с опытными тренерами.

Интересно, что этот проект не только привлёк множество школ, но и наладил внутреннюю коммуникацию между школами и родителями. Примерно 40% заявок на участие в программе «Время влюбиться в шахматы» приходит от родительских комитетов.

Заинтересовать старшеклассников подготовкой к сдаче ЕГЭ — тоже непростая задача. Специалисты образовательного центра LUDI решили её по-своему. Здесь для начала старшеклассников учат правильно работать с информацией: конспектировать тексты, выделять главное и эффективно запоминать пройденный материал. Уже то, что обычные школы не дают подобных знаний, вызывает живой интерес подростков. Введение в программу элементов изучения гибких навыков (soft skills) — умения убеждать, вести переговоры, работать в команде — переводит рутинную подготовку к ЕГЭ в практическую плоскость получения таких знаний, которые в будущем потребуются при выборе профессии и карьеры.

Секрет успеха детской школы программирования CODDY — не только в возможности обучения с трёхлетнего возраста и самой большой линейке курсов по программированию среди детских школ в мире. Философия этой школы строится на обучении через практику.

Перед учениками сначала ставится цель в виде конкретного проекта, и уже после того, как они предложат свои идеи, предлагаются методы ее решения. Так дети с самого начала вовлекаются в процесс обучения и чувствуют ответственность и гордость за проект, реализованный своими руками.

К работе школы также привлечены крупные IT-компании и фонды. Например, совместно с благотворительным фондом «Гольфстрим» в 2017 году школа запустила проект Donate Coding, в котором волонтеры по скайпу обучают программированию детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. А благодаря фонду «Дом с маяком» московские дети-инвалиды занимаются в школе бесплатно.
Знание и методики
Ценность знаний в современном мире определяется не столько их содержанием и объёмом, сколько способом передачи. Привычные тактики индуктивных (от общего к частному) и дедуктивных (от частного к общему) методов обучения как основной логики подачи учебного материала постепенно сменяют всевозможные комбинированные методики с применением современных цифровых технологий.

Например, ключевая особенность работы учебного центра LUDI — смешанное обучение (blended learning) и использование технологии «перевернутого класса» как основы для построения всех образовательных курсов. Чтобы проработать каждую тему, здесь разработали собственные материалы на информацию из ведущих научно-популярных и общественных СМИ, собрав базу из 1500 ссылок на различные вопросы из школьной программы.

Для подготовки школьников к ОГЭ, ЕГЭ, IELTS, TOEFL не используются лекции как формат обучения. Лекции хороши для подачи уникальной информации или для обмена опытом, но не для подготовки к стандартизированным экзаменам. Каждое занятие превратилось в мини-тренинг по подготовке к конкретной теме. Теорию ученики изучают дома, а в классе разбирают задания для закрепления материала.

Все материалы для занятий собраны на единой онлайн-платформе. За неделю до занятия ученик получает примерно 20 страниц текста и дополнительные материалы. Во время занятий ученики под руководством педагогов практикуются именно в том, к чему готовились дома. Если ученики понимают, как весь данный объём информации можно применить на деле, усвоение материала не составляет труда.

В школе программирования CODDY онлайн-обучение и компьютерные технологии — основная часть всего процесса. Здесь внедрена американская модульная система, которая позволяет ребенку учиться не по строгой программе в течение года, а переходить между разными модулями в зависимости от интересов, способностей и уровня знаний. Это ноу-хау было «подсмотрено» основателями школы в одном из частных учебных заведений Сан-Франциско.

Сочетание различных учебных форматов с международным образовательным опытом практикуется и в Русской шахматной школе. Здесь онлайн-занятия и мастер-классы в интернете используют для работы с группами — так экономится время и появляется возможность дать больше теоретических знаний. А живое общение с педагогом на очных занятиях, во время тренировок, турниров и сборов помогает поддерживать нужный контакт между преподавателем и учеником. Старший тренер школы Григорий Кастаньеда — один из мировых пионеров онлайн-обучения шахматам. Он автор и разработчик многих учебных программ, которыми пользуются шахматисты всей планеты. Среди учеников РШШ — чемпионы по шахматам Перу, Австралии, Голландии, Шри-Ланки. Заниматься с московскими тренерами предпочитают даже юные спортсмены из Китая, где традиционно сильна собственная шахматная школа.
Учитель и процесс
Личность и талант педагога является неотъемлемой составляющей качественного образования. Привлечь для работы лучшие кадры на максимально выгодных условиях и при этом сохранить доступность обучения — сложная задача. Нестандартные решения помогают достигнуть этой цели.

Школа детского программирования CODDY строит свою кадровую политику сразу по трём направлениям. Для преподавателей создаются методички и пособия на основе оригинальных материалов авторства компьютерных разработчиков. Занятия школы проходят в офисах крупных IT-компаний, что позволяет, с одной стороны, существенно экономить на аренде и держать низкую цену обучения, а с другой — погружать учеников в мир реальных технологий и создавать творческую атмосферу настоящей креативной работы.

Преподаватели в CODDY зарабатывают в четыре раза больше, чем в аналогичных школах и центрах, потому что здесь принята не почасовая оплата за занятия, а процент с общей выручки.

В учебном центре LUDI каждый потенциальный тренер проходит конкурсный отбор в несколько этапов. Лишь один из сорока кандидатов становится преподавателем центра. В дальнейшем раз в месяц ученики оценивают работу каждого педагога по 10-балльной шкале. Учителя с рейтингом ниже 8 покидают курсы. Возможно, поэтому средний бал выпускников центра LUDI по всем предметам в ЕГЭ — 80.

Для Русской шахматной школе важен не только спортивный уровень претендента на место тренера — играют роль и его предпочтения в занятиях с разными возрастными группами. Мы постоянно работаем над тем, чтобы помочь каждому преподавателю найти собственную методику и мотивацию для раскрытия своего педагогического таланта.
***
Итак, примеры успешных образовательных проектов показывают, что сегодня определяющую роль в развитии любого бизнеса в сфере обучения играют не столько проверенные и устоявшиеся догмы, стратегии и методики, сколько находчивость и умение сочетать на практике разные педагогические технологии. Чтобы найти и занять свою нишу в условиях жесточайшей конкуренции, нужно пройти собственный путь и получить уникальный опыт.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: