Цифровизация образования: как это работает сегодня?

Какой должна быть система образования, чтобы соответствовать требованиям современности? Во что она трансформируется в будущем и как этому могут способствовать технологии? Этим вопросам была посвящена международная экспертная дискуссия «Объединяя мир: тренды образования», в которой приняли участие специалисты из Индии, Великобритании, Индонезии и России. Дискуссия прошла на этапе старта IV Международной онлайн-олимпиады по математике для 1−11 классов BRICSMATH.COM+, которая проводится в пяти странах БРИКС, Вьетнаме и Индонезии. По мнению экспертов, есть несколько ключевых форматов и технологий, которые служат драйверами развития и трансформации образования сегодня.
Сергей Веременко
заместитель генерального директора UCHi.RU
Старые инструменты в новой среде
Одна из частых проблем, с которой сталкиваются преподаватели, — это низкая мотивация к обучению у школьников. Повысить мотивацию и вовлеченность в обучение можно с помощью методик геймификации. Как следствие, возрастает и академическая успеваемость. Так, по данным исследования Учи.ру, темпы прироста знаний у учеников, которые обучаются в смешанном формате, дополняя классические занятия онлайн-уроками, в два раза выше, чем при обучении исключительно в офлайн-формате.
Считается, что игровые технологии на традиционных уроках — достаточно изученный и освоенный педагогами инструмент, но что меняется, когда мы используем его в цифровой среде обучения? Геймификация дает результат благодяря использованию, например, рейтингов, соревновательных механик, систем баллов, коллекционирования бонусов. Олимпиады, такие, как BRICSMATH.COM+, марафоны, квесты — примеры успешных геймификационных механик, которые вовлекают миллионы детей в учебу.
Так как педагоги — это ключевое звено в системе образования, важно, чтобы они осваивали инструменты геймификации и могли их использовать в своей практике. Один из способов овладения трендовыми компетенциями — это курсы повышения квалификации. Например, Учи.ру совместно с мастерской управления «Сенеж», запустил бесплатный курс для учителей по геймификации. Он состоит из 7 практических модулей длительностью 36 часов. В рамках курса учителя знакомятся с основными инструментами геймификации и основами моделирования очных и онлайн-уроков в соответствии с ФГОС с использованием игровых технологий. Педагоги исследуют, как с помощью геймификации на уроках можно развивать навыки коммуникации, кооперации, читательскую грамотность в работе с текстовыми задачами, а главное, мотивацию для достижения более высоких образовательных результатов. По окончанию курса учителя получают удостоверения о повышении квалификации.
Сложные алгоритмы
Машины уже давно научились проверять, как ученики усвоили знания и умеют ли они применять их на практике. Самые простые примеры — цифровые обучающие материалы и тесты с автоматической проверкой заданий. Более сложные примеры использования алгоритмов машинного обучения — это разработка индивидуальной образовательной траектории и адаптация материалов для каждого учащегося в зависимости от его способностей, предпочтительного способа обучения и опыта.

В российском школьном образовании такой принцип реализован на образовательной платформе Учи.ру, которую используют более 8 миллионов школьников: алгоритм анализирует ошибки ученика, уровень знаний, темп изучения материала и подбирает для него количество и последовательность упражнений.
В Индии, например, алгоритмы машинного обучения помогают анализировать образовательные потребности учеников в каждом из 715 округов и на их основе создавать учебные программы. Большие данные позволяют персонализировать образовательные продукты. На основе действий конкретного ученика, истории решения заданий и данных о действиях других пользователей на образовательных онлайн-платформах можно выстраивать индивидуальную траекторию обучения.
По словам Роуз Лакин, президента Международного общества искусственного интеллекта в образовании (IAIED), профессора UCL Knowledge Lab, директора акселератора стартапов EDUCATE, искусственный интеллект полезен, но он может использоваться только при решении конкретных задач. Обществу не нужны системы образования, которые генерируются искусственным интеллектом. Нужны учителя, которые будут его использовать в своей работе, развивая уникальность каждого ребенка. Умение устанавливать междисциплинарные связи между разными областями знаний, развитие эмоционального интеллекта и навыков работы в команде трудно формируются без коммуникации с другими людьми. В этом смысле педагог никогда не уступит место алгоритмам. Сегодня И И широко применяется в автоматизации рутинных процессов в образовании и предоставлении аналитики на основе анализа больших данных. Это в свою очередь позволяет освобождать время педагогов на индивидуальную работу с учениками.
Проектный формат
Подготовка будущих специалистов невозможна без решения реальных практических задач. Один из наиболее эффективных форматов такого обучения — проектная деятельность. Например, Международная гимназия «Сколково» проводит школьную олимпиаду для 7−9 классов «Skolkovo Junior Challenge», в рамках которой ребята со всей страны решают практические кейсы из сфер промышленности и энергосбережения.
Сейчас этот тренд усиливается тем, что можно собирать проектные команды в распределенном формате не только в рамках своей страны, но и за ее пределами. Например, Союз «Молодые профессионалы» Worldskills Russia проводит чемпионаты российского и международного уровня по развитию профессиональных компетенций.
Цифровизация образования
Цифровизация — это не то же самое, что дистанционное образование. Цифровые технологии — это конкретные инструменты, которые помогают сделать образование более удобным, качественным, содержательным, а главное — доступным.

К числу наиболее перспективных образовательных цифровых технологий относятся: инструменты виртуальной реальности, которые позволяют проводить химические и физические эксперименты; технологии искусственного интеллекта для проектирования индивидуальной учебной программы по развитию талантов учеников; электронный формат учебников и книг с интерактивными заданиями, повышающими вовлеченность учеников в чтение тестов.
Так Российская Государственная библиотека (бывшая Библиотека имени В.И. Ленина) совместно с Учи.ру запустили масштабный некоммерческий проект, сделав доступными книги из школьной программы в «Литературном кружке» на платформе Учи.ру. В рамках сотрудничества создана целая экосистема сервисов для изучения школьной литературы.

Ученикам начальных классов станут доступны:

● тексты классических произведений литературы из мобильного приложения для чтения «Свет» Национальной электронной библиотеки (более полусотни произведений);
● интерактивные тесты к произведениям, специально адаптированные под возраст школьников;
● яркие заметки об авторах литературных произведений;
● задания на понимание литературоведческих терминов;
● электронные читательские дневники.
Технологические лаборатории на базе учебных заведений
Формирование практических навыков — устойчивая образовательная тенденция. Разные страны и учебные заведения решают ее по-своему. Например, в Индии, которая известна своими успехами в подготовке кадров для IT-сектора, на базе школ работают технологические лаборатории. В них более 2 млн учеников получают уникальную возможность осваивать передовые технологии. Они учатся робототехнике, осваивают технологии интернета вещей, используют инструменты дополненной виртуальной реальности. Благодаря таким лабораториям, построенным Инновационной миссией имени Атала Бихари Ваджпаи, в школах учащиеся знакомятся с последними технологиями, которые можно применять не только в технической сфере, но и в сфере истории и социальных наук.
Смешанное обучение
Формат смешанного обучения — это синтез традиционных образовательных офлайн-практик и онлайн-технологий. Этот формат обучения становится все более и более популярным, а 2020 год форсировал его повсеместное распространение в школах, колледжах и вузах. Насколько этот симбиоз будет продуктивным, во многом зависит от открытости образовательной системы и заинтересованности в результате каждого из участников. Подробнее о моделях смешанного обучения мы писали здесь.

Для учителей и учеников важно создать условия и сформировать дополнительные навыки работы в смешанной образовательной системе. В первую очередь — пересмотреть расписания занятий, организовать по-новому учет учебных часов и индивидуальных консультаций. Для этого необходимо отрегулировать статус дистанционных форм образования.