«Дети живут в очень быстро меняющемся мире»

Директор департамента образования Ярославской области Ирина Лобода и директор ФБГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», руководитель Всероссийского проекта «Большая перемена» Наталия Мандрова рассказали о том, чем уникален форум «Проектория» и как помочь современных детям, нацеленным на успех.
  • Ирина Лобода
    Директор департамента образования Ярославской области
  • Наталия Мандрова
    директор ФБГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи», руководитель Всероссийского проекта «Большая перемена»
Наталия Мандрова (НМ): «Проектория» — это новый тип образовательных мероприятий, которые и по духу и по форме близки современному молодому человеку. Он приходит сюда и ощущает себя в своей среде, в своей тарелке. Это с одной стороны. С другой — здесь не упрощается содержание, с которым молодой человек работает. В итоге, такой симбиоз дает очень хорошие результаты. Среда, в которую попадает ребенок, мотивирует его на работу и приобретение новых знаний.
Что за ребята собрались на форуме?
Ирина Лобода (ИЛ): Форум всероссийский, поэтому в нем участвуют ребята из разных регионов в режиме онлайн. Ограничения, связанные с необходимостью соблюдения мер профилактики, позволили нам собрать здесь только ярославских школьников. Это победители Всероссийской олимпиады школьников и иных конкурсов, ученики базовых школ Российской академии наук и Ярославского педагогического университета — то есть ребята, которые имеют активную жизненную позицию и которым многое интересно. Они готовы созидать, поэтому именно они и стали участниками форума.
Новый тип образовательных мероприятий является неким трендом? Или пока к нему можно отнести только «Проекторию»?
ИЛ: Мы проводим этот форум с 2013 года. В принципе, он всегда был одним из самых инновационных образовательных событий в стране. И, конечно, образовательных событий такого масштаба стало со временем кратно больше, но я думаю, именно форум задает высокий уровень современного стандарта образовательных мероприятий.
НМ: Уникальность образовательных мероприятий нового типа вообще и «Проектории» в частности в том, что наряду с детской программой обязательно присутствует и программа для взрослых. Педагоги на практике знакомятся с новыми идеями и методиками современного образования. То есть, это такой интенсив, который нацелен не только на детей, но и, безусловно, на взрослых. При этом информационные технологии позволяют нам охватить широкий круг ребят, родителей и учителей.
Удается ли педагогам внедрять потом, после того как они побывали на форуме, какие-то новые практики, эксперименты, подходы?
ИЛ: Полагаю, здесь важным будет, что педагог найдет союзников и соратников среди своих коллег и администрации. Поэтому мы стараемся формировать команды так, чтобы они включали в себя и управленцев, и педагогов — чтобы они эти идеи вместе услышали, приняли и дальше пробовали внедрять уже в свою работу и практику. И форум всегда носил профориентационный характер — мы говорили о тех профессиях и компетенциях, которыми должны обладать наши дети, чтобы стать успешными. Поэтому перестройку, переформатирование именно профориентационной работы в конкретных школах мы, безусловно, отслеживаем.
Удается ли вам отслеживать траекторию ребят? Что меняется в их жизни после форума?
ИЛ: Работодатели всегда очень внимательно относились к нашим ребятам-участникам, предлагали им и отсроченные трудовые контракты, и стажировки, и последующее трудоустройство. Мы видим, что школьники получают мощную поддержку со стороны крупных предприятий и работодателей, и в последующем становятся работниками компаний -партнеров форума. Предприятия прицельно следят за нашими талантливым ребятами.
У меня возник вопрос про рынок профориентации, назовем это так. Что сейчас на этом рынке происходит?
ИЛ: С одной стороны, очень легко ответить на вопрос, потому что есть такое понятие, как лицензия на ведение образовательной деятельности. С другой стороны, наверно, сложно, потому что сейчас мы говорим даже не столько про профессии, сколько про те компетенции, которыми человек должен обладать, чтобы быть успешным. Появляется достаточно много самых разных авторских методик и школ, поэтому, конечно же, рынок насыщен, и предложений достаточно много. Просто нужно, наверно, внимательно смотреть на то, что предлагается.
В чем главное отличие Форума этого года? Как он вообще менялся?
ИЛ: У данного форума длинная история. Он изначально стал всероссийским, проводится по распоряжению Президента. Сначала он назывался «Будущие интеллектуальные лидеры России», но в 2017 году произошел ребрендинг в «Проекторию» и появился уклон в профориентационную деятельность. Форум очень живо откликается на те изменения, которые происходят в нашем мире, в науке и в обществе. И сейчас мы находимся на следующем этап развития форума и рады нашему партнеру в лице Роспатриотцентра.

Есть понимание тех направлений молодежной среды и тех технологий, которые позволяют более эффективно донести информацию до ребят, помочь им раскрыться, зародить уверенность в себе. Слоган форума «От замысла к результату», и это значит, что важно научить их проходить этот путь.
В этом году на форуме ребята решали кейсы самого широкого спектра: от идеи благоустройства одного из знаковых мест в одном из районов Ярославля до новых форматов проведения таких акций, которые сравнимы, может быть, с «Бессмертным полком». В условиях коронавирусных ограничений эти решения трансформируются, и тем не менее, не случайно одна из тематик кейсов — это историческая память, и какие-то новые форматы, которые молодые ребята нам, возможно, подскажут. Для нас это важно. Эти кейсы формировались с учетом тех задач, которые включены в стратегию социально-экономического развития региона. Получилось, что ребята участвовали в решении задач, которые обсуждают взрослые люди. Мы, безусловно, к ребятам будем прислушиваться и надеемся, что они станут соучастниками, соавторами наших идей.

НМ: Я думаю, что форум будет развиваться. Он всегда был уникальным событием, и должен таким остаться. В нем должна быть своя изюминка. Сегодня кардинальным образом меняется отношение к ребенку, к его возможностям, к его потенциалу, к пониманию того, на что он вообще способен, что он может. К примеру, долгое время считалось, что детство — это счастливая, беззаботная пора.
На самом же деле детство — это очень сложный период развития и становления личности. За очень короткое время у ребенка существенно меняются приоритеты и потребности. Между ранним детством, когда ему нужна всеобщая любовь и чувство безопасности, и подростковым периодом, когда для ребенка на первое место выходит потребность реализоваться, возможность ощутить себя востребованным, компетентным и нужным окружающим, — проходит всего несколько лет. При этом процесс формирования личности у современных подростков протекает гораздо динамичнее, чем, скажем, двадцать лет назад. Новые информационные технологии обрекают детей на более быстрое обучение, и как следствие — на более быстрый результат. В этих условиях любое промедление или задержка в процессе ощущается ими как упущенная ценность.
Не стоит также забывать о том, что нынешняя система образования в России и мире является продуктом Второй промышленной революции, которая случилась на рубеже XIX и XX веков. В то время человек для того, чтобы выйти на рынок труда, должен был физически окрепнуть. Но мы живем в эпоху Четвертой промышленной революции, которая во многом стирает возрастные и физические границы. Сегодня 13-летний подросток учится программированию рядом с 25-летним взрослым человеком, и им обоим не нужны мускулы. У них абсолютно равные возможности в деле освоения новой профессии, новых навыков. Этот простой вывод, на самом деле является революционным с точки зрения развития образования. Он заставляет нас посмотреть на раннюю профориентацию школьников под другим углом. Если раньше, так называемые рабочие профессии, рассматривались как альтернатива полному школьному образованию, то теперь они становятся дополнительным стимулом не отказываться от академической траектории. Поясню на примере. Представим ребенка, который с одной стороны, хочет ранней реализации — он все время что-то предпринимает, старается работать, совмещая учебу, а с другой стороны обладает потенциалом для получения академического образования. Чтобы сохранить такого ребенка для большой науки, ему необходимо дать возможность практической реализации здесь и сейчас. А сделать это можно с помощью образовательных интенсивов, где он сможет быстрыми шагами получать прикладные навыки и заниматься проектами. Я уверена, что мы доживем до того момента, когда появятся уже школьные инкубаторы. То же самое касается университетов. На самом деле, это как раз те вещи, о которых нужно думать и мне кажется, что у нас уже есть сторонники, в том числе и среди представителей законодательной власти, и тех людей, которые занимаются творческой деятельностью. И этот диалог, я уверена, поможет ребенку с выбором и приведет его к правильному самоопределению.
Проблема еще и в том, как, видимо, все это выстроено.
НМ: Да, и проблема в том, какие потери случаются по пути. Представьте, что идет повозка, и из нее постоянно что-то вываливается. Наша задача состоит в том, чтобы на каждом этапе образовательной траектории сохранять талантливую молодежь и давать ей дополнительные инструменты и возможности для самореализации.

ИЛ: Наверное, в подтверждении слов Наталии, можно пример привести. Я думаю, что это характерно для всех регионов. В последние годы мы отмечаем, что все больше наших девятиклассников идет учиться в колледж, чтобы получить конкретную профессию и как можно быстрее становиться взрослыми, вести профессиональную деятельность. Сначала говорили о том, что, возможно, это способ уйти от ЕГЭ, но сейчас мы видим, что все-таки большая часть ребят руководствуется стремлением как можно быстрее начать свою профессиональную жизнь, свой профессиональный трек. Многие из них потом идут дальше — получать высшее образование.
Наши дети живут в очень быстро меняющемся мире, насыщенном информационными технологиями, и они более восприимчивы ко многим новым историям и быстрее их применяют и примеряют. У них нет вот этой длинной паузы, как, может быть, у нашего поколения, когда мы присматривались, продумывали, советовались. Они готовы быстрее двигаться вперед. Для них характерно желание оказаться в ситуации успеха, показать себя. Эта особенность нынешнего поколения заставляет педагогов корректировать свою деятельность, потому что сейчас мы прекрасно понимаем, что учитель — не единственный носитель информации. Его роль смещается в сторону, скорее, тьюторского сопровождения, нежели менторского.
НМ: У педагога теперь, скорее, поддерживающая роль, развивающая, направляющая, но не наседающая, не карающая.

ИЛ: Педагогическая деятельность меняется очень сильно. Поэтому мы учим педагогов получать знания из всех доступных источников, критически оценивать информацию, выстраивать аргументацию, свое личное понимание ситуации.
Какие результаты стали главными для ребят-участников форума?
ИЛ: Я думаю, самое главное — мы показали ребятам путь от замысла к результату. У нас не было ожиданий, что они предложат нам готовые целостные проекты. Они предложили идеи, которые нужно еще обсуждать — вместе с самими детьми, с экспертами.

Для нас в данном случае результатом является сам процесс обучения. Не случайно форум имеет огромную образовательную составляющую. Мы благодарны тому, что у нас этот форум есть, и что он именно такой в этом году.
Как должен пройти форум, чтобы вы — организаторы — могли сказать, что он удался?
ИЛ: Если то, как была выстроена образовательная история на форуме, начнет «прорастать» в образовательных организациях региона, то, я буду считать это нашим успехом. Ну, а мы, как управленцы, уже будем стимулировать процесс.

НМ: Мне кажется, что сейчас особую ценность имеют форматы, в которых ни учителя, ни ученики не знают правильных ответов. Это укрепляет отношения между ребенком и наставником, делает их партнерами.

Поэтому форум удается всегда, когда все немного выходят за рамки своих ролей и действуют не по шаблону. Это развивает как их персонально, так и в целом систему. Она начинает меняться.

Совместный поиск ответов — это здорово. У нас впереди есть огромное количество и научных, и исследовательских, и инженерных вопросов, на которые надо искать ответы всем вместе. Это как раз дает горизонт знаний.