Не стоит также забывать о том, что нынешняя система образования в России и мире является продуктом Второй промышленной революции, которая случилась на рубеже XIX и XX веков. В то время человек для того, чтобы выйти на рынок труда, должен был физически окрепнуть. Но мы живем в эпоху Четвертой промышленной революции, которая во многом стирает возрастные и физические границы. Сегодня 13-летний подросток учится программированию рядом с 25-летним взрослым человеком, и им обоим не нужны мускулы. У них абсолютно равные возможности в деле освоения новой профессии, новых навыков. Этот простой вывод, на самом деле является революционным с точки зрения развития образования. Он заставляет нас посмотреть на раннюю профориентацию школьников под другим углом. Если раньше, так называемые рабочие профессии, рассматривались как альтернатива полному школьному образованию, то теперь они становятся дополнительным стимулом не отказываться от академической траектории. Поясню на примере. Представим ребенка, который с одной стороны, хочет ранней реализации — он все время что-то предпринимает, старается работать, совмещая учебу, а с другой стороны обладает потенциалом для получения академического образования. Чтобы сохранить такого ребенка для большой науки, ему необходимо дать возможность практической реализации здесь и сейчас. А сделать это можно с помощью образовательных интенсивов, где он сможет быстрыми шагами получать прикладные навыки и заниматься проектами. Я уверена, что мы доживем до того момента, когда появятся уже школьные инкубаторы. То же самое касается университетов. На самом деле, это как раз те вещи, о которых нужно думать и мне кажется, что у нас уже есть сторонники, в том числе и среди представителей законодательной власти, и тех людей, которые занимаются творческой деятельностью. И этот диалог, я уверена, поможет ребенку с выбором и приведет его к правильному самоопределению.