Цифровая трансформация российской школы глазами школьных администраторов
Отдельные материалы сборника по результатам мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2021 году
Осенью 2020 года и весной 2021 года в российских школах прошли две волны Мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций, организованного Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики». Одной из важнейших составляющих Мониторинга было изучение отношения к процессам цифрового обновления на уровне администрации школы — в исследованиях 2020 года приняли участие более 1100, а в 2021 году более 2000 школьных администраторов из более 500 школ по всей России.
Этот материал подготовлен на основе Сборника по результатам мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2021 году.
Большинство опрошенных администраторов (87%) в 2021 году отмечают наличие Wi-Fi в школе. При этом, 86% школьных администраторов удовлетворены качеством доступа в интернет (правда, необходимо отметить, что среди учителей и опрошенных старшеклассников доля тех, кто удовлетворен качеством школьного интернета существенно ниже).
Основные проблемы в школе при доступе в интернет, по мнению администраторов — низкая скорость доступа в интернет или нестабильное подключение. При этом, о каждой из этих проблем заявляет примерно каждый четвертый руководитель школы. Таким образом, высокая удовлетворенность качеством подключения все-таки сопровождается наличием проблем с подключением — скорее всего, уровень удовлетворенности показывает, в большей степени, динамику изменения доступности интернета в школе.
О том, что ученикам в школе разрешено использовать собственные цифровые устройства говорят 42% школьных администраторов (и только 11% говорят о том, что ученикам запрещено использовать личные гаджеты в школе).
Использование школьниками собственных пользовательских устройств (мобильные телефоны, ноутбуки и т. д.) в школе в 2020/2021 году
По мнению почти каждого четвертого администратора, менее 20% учеников и учителей пользуются собственными цифровыми устройствами во время занятий в учебных целях. Причем учителя, с точки зрения руководителей школ, вдвое чаще, чем ученики, постоянно (в 81−100%% случаев) используют гаджеты на уроке для учебных целей.
Доля учителей и учеников, по мнению школьных администраторов, использующих собственные пользовательские устройства на уроке в учебных целях
В своей управленческой деятельности электронным журналом пользуется 88% администраторов. Систему электронного документооборота использует 57% опрошенных. Реже в обращении у руководителей оказываются собственная внутришкольная электронная информационная система (40%), электронное расписание (38%) и информационная система для управления (34%).
Использование в своей работе в качестве руководителя/администратора школы информационных цифровых систем в своей управленческой деятельности (множественный выбор)
Больше половины опрошенных школьных администраторов (62%) в 2021 году указали, что используют специализированные программы и сервисы (например, Мегаплан, Яндекс. Трекер, Trello, Asana, MS Teams) для совместной работы и коммуникации. При этом, почти каждый второй администратор отмечает, что около 80−100% учителей школы также регулярно обращаются к сервисам для совместной работы и коммуникации.
Однако несмотря на то, что существенная доля руководителей образовательных организаций использует для работы информационные системы, необходимо отметить, что большинство школьных администраторов говорят о том, что за последние 2 года увеличилось количество отчетов, предоставляемых школой по различным запросам — внедрение процессов управления по данным не снижает на первом этапе количество отчетности. Правда, необходимо отметить, что тенденция налицо — при сохранении преобладания тех, кто говорит об увеличении количества отчетов, доля таких администраторов снизилась за 2020/2021 учебный год с 85% до 70%. Можно предположить, что дальнейшее развитие информационных систем и их интеграция на уровне региона позволит уменьшить напряженность в этом вопросе.
Изменение за последние 2 года количества отчетов, предоставляемых школой по запросу разных организаций, органов управления и контроля
В частности, это подтверждается опытом московских школ, где информационные системы Департамента образования и науки и школ интегрированы в Московской электронной школе. Москва — единственный регион Мониторинга, где не зафиксирован рост количества отчетов по мнению педагогов.
В школах распространена практика поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией, внедряющих на уроках цифровые технологии. Наиболее чаще встречаются стимулирующие выплаты, являющиеся частью системы оплаты труда. Реже учителям выдаются премии, а также их поощряют, выдавая грамоты, благодарности. При этом необходимо отметить, что за 2020/2021 год немного выросли как доля стимулирующих выплат в составе системы оплаты труда, так и доля случаев, в которых практика поощрения за деятельности в сфере цифрового обновления школы, отсутствует. Можно предположить, что это свидетельствует о том, что процессы цифровой трансформации из чего-то необычного для школы становятся повседневной практикой.
Наличие практики поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией в 2020 и 2021 годах (множественный выбор)
Одновременно можно отметить, что большинство (около 60%) школьных администраторов и существенная часть учителей в последние 3 года прошли обучение тем или иным цифровым технологиям. Причем доля школ, в которых за последние годы прошли такое обучение подавляющее большинство (от 81% до 100% учителей) за 2020/2021 году, существенно выросла и составила в среднем по России 28%, а среди школ в регионах, принимающих участие в эксперименте по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды — 36%.
Доля учителей школы, которые обучались использованию цифровых технологий, за последние 3 года
Стоит отметить, что, что подавляющее большинство администраторов и руководителей образовательных организаций (87%) согласны с тем, что поддерживают учителей в апробировании новых способов осуществления образовательного процесса с использованием цифровых технологий. При этом, поддерживаются внутришкольные форматы повышения квалификации взаимного обучения педагогов - подавляющее большинство опрошенных (89%) указывают, что учителя посещают мероприятия, организуемые научно-методическими службами школы. Большинство говорит о том, что практикуются форматы взаимного обучения в процессе совместной работы онлайн.
Формы взаимного обучения учителей, применяемые в школе для повышения их компетенций в использовании цифровых технологий