Здоровье своими руками

Привычку поддерживать свое здоровье можно привить детям с раннего возраста. Как воспитать это умение у ребенка, чтобы повысить иммунитет сейчас, а во взрослом возрасте иметь хорошее здоровье, рассказывает Антонина Болотова, заместитель директора по сопровождению, благополучию и карьере школы «Новый взгляд».
В формировании у детей привычки здорового образа жизни важна регулярность и последовательность. Родители должны ежедневно демонстрировать здоровьесберегающие стратегии в собственной жизни, например, мыть руки перед едой, спать достаточное количество часов или есть свежие овощи. Такие действия постепенно будут складываться в сознании ребенка в определенную систему. Есть вещи, которые просто должны повторяться бесконечное количество раз, и только тогда они окажут влияние на здоровье в целом.

Начинать приучать ребенка к заботе о своем теле можно с самого раннего возраста. Например, чистить зубы ребенку мы начинаем с момента появления первого зуба, то есть примерно с 5−6 месяцев, самостоятельно мыть руки после прогулки ребенок может с 3−4 лет. Точно так же пищевое поведение, привычка чередовать отдых и активность, принципы выбора продуктов, привычка к режиму дня — все это начинает закладывается с начала жизни.

Ребенок воспринимает идею полезности скорее как искусственную абстракцию, эта идея и для молодых взрослых не очень-то работает, так что лучше использовать термин «забота о себе». Дети хорошо воспринимают два посыла:

  • Сравнение своего тела с другими объектами заботы. Нужно заботиться о себе — ведь мы ухаживаем, например, за домашним животным или комнатным растением.
  • Хорошее физическое состояние — это ресурс и возможности. Например, отличная игра в футбол получится, только если есть силы, если хорошо выспался.

Глобально перед родителями стоит задача не просто приучить ребенка к каким-либо действиям, а заложить определенный образ мышления, определенное отношение к своему телу и окружающему миру. Этот образ мышления включает четыре компонента:
Формирование телесной осознанности
Иногда даже взрослые не всегда внятно могут объяснить, что происходит с их телом. То есть могут лишь понять и озвучить, что с телом что-то не так, причем часто совсем не сразу. Это умение объяснить, что мы чувствуем, можно развивать уже с возраста формирования речи, примерно с 2−3 лет. Ребенка можно учить называть и конкретизировать ощущения и помогать выстраивать связи между тем, что он чувствует, и тем, что произошло.
Например:

  • Ребенок упал во время прогулки и, скорее всего, у него болит рука, потому что он упал на нее. Родитель может сказать: «Ты упал на руку и она болит? Давай приложим холодное/дадим ручке отдохнуть/пойдем к врачу» (в зависимости от серьезности травмы, которую получил малыш).
  • Ребенок простудился, и у него начинается жар, тогда родитель может подсказать: «Тебе жарко? Или тебе холодно? Щечки горят? Нос не дышит? Ты простудился», тогда даже малыш 2−3 лет начинает связывать свои ощущения со словами и через какое-то время сможет сам сказать, что он начинает заболевать.
C одной стороны, так мы приучаем маленького человека обращать внимание на процессы, которые происходят в теле. C другой стороны, малыш привыкает обращаться за помощью компетентного взрослого (сначала это мама, потом во взрослом возрасте — врач).
Расширение знаний о теле
Главная идея заключается в том, что организм это не черный ящик, у нашего тела есть закономерные принципы функционирования, зная их, человек может влиять на состояние своего здоровья.

Важно объяснять ребенку, зачем производятся какие-то действия и как это связано с работой нашего тела. Например, мы моем фрукты, потому что на их поверхности могут быть бактерии, а эти бактерии вызывают боль в животе; или перед сном мы полчаса играем в спокойные игры, потому что у нас есть нервная система, которой надо успокоиться, чтобы сон был глубоким и спокойным. Естественно, дошкольнику совершенно необязательно знать о ферментах пищеварения или каких-то нейронных связях, для каждого возраста есть свой набор знаний.
  • ребята дошкольного возраста должны знать части тела и их функции в общих чертах; дошкольники обычно могут называть простые физиологические ощущения: боль, жар, голод, сонливость.
  • младшие школьники уже могут глубже разобраться в физиологических процессах, понимать, например, какие питательные вещества поступают в организм с пищей и какая еда полезна; они лучше различают такие состояния, как усталость, бодрость, слабость, поэтому можно учить их связывать усталость с интенсивной нагрузкой, а сонливость с нарушением режима отдыха.
  • подростки уже гораздо лучше подкованы в анатомии и физиологии, с ними можно разбираться в методах профилактики, например, связывать количество сна с интеллектуальной работоспособностью.
Как объяснения причин и последствий конкретных заболеваний, возможно и не связанных с образом жизни, отражается на общем здоровье? Очень просто. Через такое внимание и понимание мы формируем привычку бережно относиться к своему здоровью. То есть в первую очередь не усугублять состояние и не причинять себе сознательно или бессознательно вред, а во-вторых, активно включать процессы диагностики и быстрого реагирования на сигналы тела. Мы заранее стараемся минимизировать ситуации, когда во взрослой жизни человек с плохим самочувствием ходит на работу, доводит заболевание до хронического, бессистемно принимает лекарства, ведет нездоровый образ жизни с нарушением режима сна, неправильным питанием. Мы вырабатываем привычку проактивной заботы о своем здоровье.
Формирование здоровых привычек
Ребенку важно показать, что есть привычки, которые поддерживают здоровье. Делать это надо и в семье, и в школе, то есть в среде, в которой ребенок проводит 90% своего времени ребенка.

Семья. Здоровые привычки — это то, что лучше всего формируется собственным примером. Если мы демонстрируем ребенку нездоровое поведение, например, спим по четыре часа в сутки, и, может быть, даже хвастаемся этим перед коллегами, то учить ребенка спать достаточное количество часов бессмысленно. Так или иначе дети будут повторять поведение взрослых. Не существует ни одной доказанной педагогической технологии формирования здорового образа жизни, которая работала бы лучше, чем пример семьи. И какие бы книжки учителя ребенку ни показывали, какие бы подкасты он ни слушал, он все равно опирается на опыт, полученный в семье. Поэтому любому родителю, который хочет позаботиться о здоровье своего ребенка, начинать надо с себя.

Школа. Тут важно уделить внимание взаимодействию семьи и образовательных организаций. Если позиции семьи и школы не скоординированы, то складывается ситуация двойной нормы. Если родители, например, предлагают ребенку не есть те или иные продукты, то надо быть уверенным, что он не встречает их в школьной столовой.
Взрослое проактивное отношение к медицине

Активное сбережение здоровья — это самое сложное. Часто мы видим, как мамы продолжают водить ребенка в школу, несмотря на то, что у него насморк, и даже не пытаются разобраться, что это — аллергический ринит или простудное заболевание, и принять какие-то меры, обезопасить себя и окружающих. Проактивное отношение к медицине у ребенка формируется, если придерживаться основных правил:

  • Ответственно относиться к визитам к врачам, не допускать ситуаций «само пройдет».
  • Рассказывать про систему медицинской помощи. В образовательных программах школ мира часто есть короткие курсы для старшеклассников, где рассказывают про систему медицинского страхования, учат ориентироваться в медицинских услугах, понимать, где и когда какую помощь можно получить и зачем делать прививки.
Нельзя не упомянуть, что и в сфере заботы о своем здоровье лучшее — враг хорошего. Иногда родители в погоне за новыми трендами пытаются достичь абсолютного идеала, создавая просто анекдотичные ситуации, вплоть до того, что чистить зубы надо, даже если наступил конец света, а макароны или картошка, даже если нет медицинских показаний к употреблению безглютеновой пищи, — это абсолютное зло. Кончается это тем, что ребенок, например, впадает в панику, когда в походе на ужин только картошка. Исключения могут быть из любого правила в зависимости от обстоятельств, и это тоже важно объяснить ребенку. Можно самостоятельно смоделировать подобную ситуацию исключения из правил, показать ребенку, как действовать.

Подобные примеры помогут, в первую очередь, позаботиться и о стабильном психическом состоянии. Сейчас появилось целое направление в сфере заботы о здоровье — забота о психоэмоциональном состоянии и профилактика ментального нездоровья.

Здесь снова важны уже названные выше 4 компонента: осознание своего психоэмоционального состояния, его причин и следствий, понимание того, что, например, длительное подавленное состояние — это неестественно, и, самое главное, что и тут человек может получить помощь. Например, обратиться к психологу. Роль родителя в этой ситуации — поддержка и помощь в поиске специалиста. Это может быть школьный психолог или специалисты из психологических центров. Особенно важно с пониманием этих процессов подойти к подростковому возрасту, когда субдепрессивные или депрессивные состояния встречаются достаточно часто. Общество постепенно развивается в этом направлении, и сейчас уже существуют школы, где детям доступны психологические службы.