КЕЙС. РОДИТЕЛИ
Способы обратной связи
Наталия Пичугова
Генеральный директор сети детских центров «Точка роста»
Я руковожу образовательными проектами уже 12 лет и могу сказать, что за это время не только рынок дополнительного образования изменился, но и родителей изменили отношение к процессу обучения детей. Еще несколько лет назад дети ходили в бесплатные кружки при центрах творчества или домах культуры. Родитель отдавал ребенка на занятия и узнавал о его успехах дважды в год на собрании или на отчетном концерте.

Сейчас рынок дополнительного образования вырос в несколько раз и предлагает такой широкий ассортимент курсов, что родители подчас не знают, как сделать выбор. Кроме традиционных направлений изучение иностранных языков, танцы, спорт и творчество появились новые: ментальная арифметика, робототехника, программирование, 3D-моделирование и многое другое.

После посещения детского сада или школы у ребенка остается не так много времени на дополнительное образование. Поэтому родителям приходится выбирать из предложенного многообразия один или два кружка. И даже определившись, родители продолжаются задаваться вопросами: «Какие знания ребенок получает? А может стоит перевести его в другое место?» Тем более, что постоянно открываются новые интересные курсы.

Но для образовательного учреждения очень важно, чтобы дети посещали занятия регулярно. Тогда они лучше усваивают программу и показывают более высокие результаты. Один из способов удержания клиента в детском центре это обратная связь с родителями.
Родителям мало услышать: «У вас все хорошо». Они хотят знать, какие сложности испытывает ребенок, и как педагог помогает ему справляться. Они хотят видеть динамику достижений, хотят получать индивидуальную обратную связь
Коммерческий аспект
Буквально за последние три года дополнительное образование для детей стало платным. Даже в школах большинство кружков работают на коммерческой основе, а количество частных детских центров растет с каждым годом. Родители стали заказчиками образовательных услуг и, соответственно, хотят получать за оплаченные услуги отчеты в полном объеме. Теперь они хотят быть уверенными в том, что организация выполняет свои обещания. Обещали индивидуальный подход? Будьте любезны обеспечить индивидуальный подход и отчитаться за это.

Внедрение онлайн образования так же приучает родителей к получению подробных отчетов. Дистанционное обучение способно четко показывать достижения каждого ученика. Это удобно и позволяет следить за процессом.
Родители нового поколения
За последние годы изменились и сами родители. Они всё чаще принимают самое активное участие в образовании детей, хотят держать процесс под контролем и готовы работать совместно с педагогом для достижения целей. Поэтому им уже мало прийти на общее собрание или на отчетный концерт два раза в год. Родителям необходима постоянная обратная связь, а если они ее не получают, то чувствуют неуверенность в правильности выбора и могут перевести ребенка в другое образовательное учреждение.

Посещение кружков дает ребенку возможность развить навыки и получить знания, которых нет в школьной программе. И родители могут помочь своему сыну или дочери достигнуть успеха в обучении. Дело в том, что для ребенка до 13 лет отношение родителей к его занятиям влияет на мотивацию. Если папа или мама считают дополнительное образование развлечением, то ребенок начнет думать так же. В этом случае преподавателю достаточно сложно изменить ситуацию.

Поэтому одна из наших первостепенных задач наладить обратную связь с родителями, сделать их союзниками, разделяющими наш подход и наше видение образовательного процесса.
Формы обратной связи

Мы придерживаемся трех правил:

  • Своевременность. Родитель должен узнавать о достижениях ребенка сразу же после занятия, а не через месяц на общем собрании.
  • Индивидуальность. Педагог не сравнивает учеников между собой, но дает обратную связь по каждому ребенку.
  • Регулярность. Постоянное общение с родителями помогает педагогу не только рассказать им о динамике достижений ребенка, но и узнать о том, как изменились его привычки, поведение, предпочтения. Эта информация позволяет педагогу более эффективно взаимодействовать с ребенком на уроке.
Мы используем и традиционные, проверенные варианты, и новые, разработанные для современных родителей.

Собеседование

Когда ребенок поступает на курс, существует опасность, что родители не совсем правильно понимают цели и задачи его обучения. Поэтому желательно проводить входное собеседование для родителей, чтобы подробно рассказать о курсе и понять, подходите ли вы друг другу. Многие родители спешат отдать своего ребенка в модный кружок, не учитывая его возраст, особенности поведения и т. д. Но если ребенок не готов заниматься на выбранном для него курсе, то, во-первых, не сможет показать ожидаемые родителями результаты. Во-вторых, он, скорее всего, разочаруется в учебе и бросит курс. Цель входного собеседования понять, какая программа обучения подошла бы ребенку в соответствии с его возможностями.
Достижения ребенка

Это сама эффективная форма обратной связи. Конкретные достижения научился кувыркаться, быстро считать, запрограммировал робота наглядно показывают родителям, чем занимается ребенок на курсе. Однако, такая обратная связь не работает, например, при развитии навыков будущего: коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности. Эти навыки прививаются достаточно долго, а проявляются у каждого ребенка по-разному. Кто-то сразу начинает фонтанировать новыми идеями и заводить друзей. А кому-то нужно время, чтобы начать использовать новые умения в повседневной жизни.

Разговор с преподавателем

Традиционно преподаватель является для родителей носителем информации о достижениях ребенка. «Как там мой?» самый распространенный вопрос, который задают педагогу родители. Им обычно мало услышать: «У вас все хорошо». Они хотят знать, какие сложности испытывает ребенок, и как педагог помогает ему справляться. Они хотят видеть динамику достижений, хотят получать индивидуальную обратную связь.
Анонс

Этот прием мы используем для информирования родителей о ценности обучения на наших курсах. Показывая тематическое планирование на целый год или на сезон, мы демонстрируем полноту программы. Родители понимают, что будут изучать дети, и каких результатов они смогут достичь.

Электронные отчеты

В современном цифровом мире родители хотят получать обратную связь в удобном для них формате, то есть, в электронном виде. Мы используем группы в мессенджерах, социальные сети и электронную рассылку корпоративной газеты и индивидуальных отчетов по каждому ребенку.

Родители получают фотографии своих детей, краткое содержание занятия, и описание индивидуальных достижений ребенка. Такой формат накладывает на педагога дополнительные требования к технологической грамотности. Но современный педагог должен уметь взаимодействовать с родителями в разных форматах.

Тестирование

При изучении иностранных языков, математики или при подготовке к школе можно применять тестирование. Это хороший инструмент, который наглядно показывает прогресс ребенка.

При тестировании дошкольников нужно учитывать особенности их развития и поведения. Ведь ребенок может быть не в настроении, он может устать, может быть расстроен, и тогда тест не покажет верные результаты. Тестирование проводится в игровой форме. Задания для разных вариантов теста должны быть разными, но работать на определение одного навыка. Такой подход помогает увидеть реальные результаты.
Отчетные концерты

Для творческих направлений эта форма обратной связи все еще актуальна. Дети из театральной студии готовят спектакль, танцевальный коллектив показывает танец, юные художники участвуют в выставке своих работ. Родители могут увидеть ребенка в непривычной для них роли, разглядеть его увлечения и таланты.
Сложности
  1. Не все преподаватели готовы работать с новыми форматами обратной связи. Традиционные способы для многих педагогов привычнее. Провести отчетный концерт или выступить на собрании им легче, чем общаться в мессенджерах или готовить индивидуальные отчеты по каждому ребенку. Мы стимулируем педагогов привыкать к новым методам маленькими шагами. Сначала они отправляют фотографии, потом делают краткие описания уроков, потом переходят к индивидуальным отчетам.
  2. Еще одна сложная задача для преподавателей слушать родителей. Этот навык у них очень слабо развит, но достаточно быстро тренируется. Нужно понимать, что педагоги привыкли давать обратную связь, но не привыкли выслушивать родителей и принимать информацию. Однако, в условиях коммерческого детского центра необходимо менять подход. Внимательно выслушивая родителей, преподаватель может снимать их страхи и направлять их энергию в правильном направлении.
  3. Если необходимо рассказать о проблемах ребенка, мы используем так называемый метод бутерброда. Преподаватель начинает с похвалы, потом дает информацию о проблемах, а заканчивает общение на позитивной ноте. Родители слишком близко к сердцу принимают критику детей, особенно в коммерческих образовательных учреждениях, поэтому педагогу приходится выбирать методы, чтобы донести до них и негатив.
  4. Как говорилось ранее, современные родители принимают активное участие в образовании детей. В то же время уровень тревожности тоже вырос. Многие беспокоятся о безопасности своих детей и хотят получать информацию о ребенке в каждый момент времени. Для обеспечения прозрачности мы используем видеокамеры в учебных классах. Так родители могут наблюдать за своим ребёнком во время занятия. Для нас такой формат работы тоже комфортен. Мы открыты для родителей, и нам легко показывать процесс обучения.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: