От частного к общему. И обратно

Особая миссия: директора частных школ рассказывают о патриотическом воспитании молодежи
В Государственной Думе предложили создать единую организацию для детей и молодежи. Нечто похожее, пионерско-комсомольское, наверняка помнят те, кто ходил в школу до 1991 года. Российское движение призвано восполнить пробел по воспитанию патриотизма и поддержке национальных ценностей. Директора частных школ пожимают плечами: пробелов никаких нет, школы давно и плотно работают в этом направлении и практически единодушно поддерживают идею
Школа — это организация, которая должна воспитывать
  • Наталья Евгеньевна Пирхавка
    директор ЧУОО Школа «Выбор»
Нашей школе 26 лет, и воспитание патриотизма всегда было одной из ключевых задач. Мы активно сотрудничаем с Советом ветеранов нашего района, проводим праздники, концерты, дарим ветеранам подарки, которые обязательно делаем своими руками, проводим линейки памяти, всевозможные праздничные мероприятия — участвуем во всех патриотических акциях. Отмечаем 9 мая, посещаем музеи, ездим на экскурсии военно-гражданской патриотической тематики. Когда-то объездили все Подмосковье, сейчас ограничиваемся Парком Победы, Парком «Патриот», ездили в Ржев. У нас 25 лет работает преподаватель истории, он все это организует. И уже 22 года мы проводим военно-спортивную игру «Зарница», на которую каждый год приглашаем известных людей. В этом году это был командир летного отряда «Стрижи» Игорь Игоревич Ткаченко.
Странно, что заговорили об всем этом только сейчас. И еще замечу, что это не та работа, которой надо хвалиться. Для нас это само собой разумеется — как пить, есть, дышать. Без такой работы мы потеряем поколение, и не одно.
Должна быть единая организация или пусть сама школа определяет направление?
Я думаю, что должна быть единая направляющая, общая канва, а школа пусть сама выбирает формат и траекторию в соответствие со своими особенностями и возможностями. Я была и пионером, и в комсомоле состояла, и мне безумно жалко, что все это ушло, хотя понятно, что времена изменились. Будто бы была, условно говоря, ниточка, на которую нанизывались бусинки воспитания. И когда ее убрали, вся конструкция рассыпалась. Школа — это организация, которая должна воспитывать, а как иначе? Тогда зачем все это надо?
Как сами дети относятся к участию в патриотических акциях?
У нас это работает системно, детям ничего объяснить не надо. Они просто знают, что если мы едем на экскурсию или проводим линейку, или пишем книгу, значит, участвуют все. В этом году ребята-выпускники захотели поехать в Санкт-Петербург и мы предложили им выбрать программу самостоятельно. И знаете, дети сами решили посетить музей «Дорога жизни» на Ладоге — это просто бальзам на душу! Мы гордимся, что они сделали этот выбор без нашей подсказки.

Да, сейчас сложное время, и есть люди, которые придерживаются другой позиции. Есть дети, которым родители что-то говорят, что отлично от наших идей, но человека формирует среда. Еще Владимир Шаталов говорил, что педагогика должна работать по принципу соленого огурца — в какой рассол его опустишь, таким он и будет. Так вот, в каком обществе ребенок будет воспитываться, таким он и станет.
Главное, чтобы был контакт с родителями
  • Долгалева Аксана Вячеславовна
    директор ЧОО СОШ с углубленным изучением английского языка «Интеграция»
Все наши идеи — это совместная работа детей и взрослых. Когда-то мы купили 15 гектаров земли и создали свой экопарк. Здесь у нас и кролики, и куры, и лошади, веревочный парк, полоса препятствий… Дети тут проводят много времени, организуют свои мероприятия, трудятся.
Современные дети готовы взять в руки лопату?
Здесь это совершенно нормально. У нас родители двумя руками за то, чтобы ребенок что-то посадил, сам поухаживал за кроликами, дал им капусты. Все родители очень любят наш экопарк и сами с удовольствием сюда приезжают!

Есть еще одно обстоятельство, которое играет важную роль в воспитании человека в обществе. В нашей школе в каждом классе учится ребенок с потерей слуха. Кстати, поэтому школа и называется «Интеграция». И очень важно, что другие дети растут рядом, они понимают проблему, учатся бережно и вежливо относится к таким людям. А если ребенок с потерей слуха еще и на олимпиадах побеждает, это отличный пример тем, кто ленится учиться.
Родители принимают участие в воспитании патриотизма или это задача исключительно школы?
Мне кажется, некоторые школы сами позиционируют себя немного обособленно по отношению к родителям. Может быть, боятся, может быть, какие-то другие причины… Мы всегда работаем вместе! И даже когда у нас была акция «Напиши письмо солдату», родители буквально завалили нас письмами, открытками, подарочками, сувенирчиками… Наши родители просто молодцы, они принимают огромное участие в мероприятиях и сами предлагают идеи.

На каждом родительском собрании у нас серьезный разговор, мы рассказываем об ответственности родителей за все, что делают их дети до совершеннолетия. А то ведь как получается: приходит первоклассник, ты ему про песенку крокодила Гены, а он тебе — про Моргенштерна… А мама с папой думают, что если ребенок в телефоне, значит, все нормально. Приходится приводить в чувство, и тогда сразу появляется родительский контроль.
Владимир Владимирович Путин поддержал идею поднятия флага страны, исполнения гимна на каждой линейке. Мы давно так делаем. Особенно когда наши спортсмены поехали на Олимпиаду без российской символики, я поняла, что этому безобразию надо что-то противопоставить. У нас есть юнармия, и мы готовы будем предложить своим воспитанникам участие во всероссийской детской организации. Считаю, что у Департамента образования и науки Москвы много хороших идей и правильных тем, которые мы охотно используем, — образовательные программы, тематические уроки и методики.
Патриотическое воспитание — это когда ребенок учится что-то делать для других
  • Светлана Борисовна Морозова
    директор Частного учреждения общеобразовательной организации школы «Морозко»
У нас школа полного дня, то есть дети в стенах школы не только учатся, но и проводят здесь целый день, делают домашние задания, гуляют, играют, посещают кружки и секции, участвуют во множестве мероприятий самой разной направленности.

Сейчас начали обсуждать патриотическое воспитание, а для нас это всегда было нечто само собой разумеющееся и даже не обсуждалось. С моей точки зрения, о патриотическом воспитании не говорят и не трубят. Им просто нужно скромно и осмысленно заниматься. Наших детей мы не только учим, но и всесторонне развиваем, воспитываем, формируем здоровые привычки и правила поведения, закладываем фундамент личности, ориентированной на традиционные российские ценности… Прежде всего, это знание и уважение к истории и культуре своей страны. К тому же Россия — многонациональная страна, где традиционно не просто уживались, а жили в мире, уважении друг к другу и добрососедстве люди разных национальностей, никто никого не подавлял и угнетал, наоборот — помогали, защищали, освобождали. Мы считаем, что это очень важная составляющая нашей культуры — научить наших детей жить в мире и дружить.
Патриотическое воспитание детей фактически ежедневная, кропотливая работа и сложившаяся годами система воспитания и традиционных мероприятий, которые ежегодно проводит школа. Принимая во внимание, что современные дети живут в открытом пространстве и много путешествуют по всему миру, важно, чтобы дети знали об истории своего родного края. Поэтому мы каждый год продумываем экскурсионную программу по Москве, Подмосковью, городам Золотого кольца России.

Еще одно направление — социокультурное. Наша школа — победитель двух конкурсов грантов мэра Москвы: «Дети для детей города» и «Наш город творчества вместе с детьми». Те мероприятия, которые проводим в школе, мы также представляем и для города. Если первый грант охватывает детскую аудиторию столицы, то целевая аудитория второго гранта — это еще и люди пенсионного возраста, инвалиды. Мы организуем большое количество культурных мероприятий: концертов классической и народной музыки, балетных спектаклей, музыкальных лекториев, театральных постановок, выставок детского и молодежного художественного творчества. Наши ученики, артисты и участники разнообразных программ, представляют свое мастерство и творчество зрителям — жителям столицы. Такой подход вовлекает детей в школьные дела и формирует активную гражданскую и жизненную позицию.
Движению и физической активности детей мы придаем огромное значение. На наших праздниках танцует вся школа в полном смысле этого слова. Даже есть отдельное мероприятие — танцевальный марафон «Танец как искусство жизни». Мы убеждены, что детям активный образ жизни пойдет только на пользу. Дети должны быть легкими и быстрыми на подъем, на принятие решений, а в патриотическом воспитании духовное и физическое должны гармонично объединяться.

Кроме того, у школы очень много социальных партнеров — это школы искусств, учреждения культуры и образовательные организации, коворкинг-центр НКО СЗАО г. Москвы, Всероссийское общество инвалидов, НПЦ «Миротворец», центр культуры «Салют» г. Москвы, Дворец культуры им. Добрынина г. Ярославля и т. д. Мы активно привлекаем ко всем нашим проектам и многодетные семьи.

Патриотическое воспитание в нашем случае тесно связано с волонтерской деятельностью. Каждый праздник (новый год, Рождество, Пасха) мы вместе с родителями наших учеников собираем подарки детям, которые, например, находятся на лечении или в сиротских приютах: это и одежда, и канцтовары, игрушки, сладкие подарки… Постоянно собираем помощь для самой разной возрастной и целевой аудитории социально-незащищенных слоев населения. Сейчас собрали и отправили помощь для беженцев из Мариуполя.
В военно-патриотическом направлении сотрудничаем с Научно-патриотическим центром «Миротворец», делаем совместные программы, выезжаем в летние лагеря. Например, на базе частной школы-пансиона при МИД разработали и провели очень интересную военно-патриотическую программу с посещением воинских частей, музеев боевой славы. Вместе с НПЦ «МИРОТВОРЕЦ» приняли участие еще в одном интереснейшем проекте «Дети Испании Второй мировой войны», организовали детский фестиваль творчества в Испании, к участию в котором привлекли русскоязычных детей, проживающих в Испании. Такие акции помогают соотечественникам из других стран поддерживать связь со своей исторической родиной и знакомят русскоязычных детей с традициями русской культуры.

И конечно, если мы говорим о патриотическом воспитании, нельзя не сказать о Дне Победы. Каждый год в канун этот праздника в каждом классе выпускается стенгазета, проводятся классные часы, викторины, линейки и смотры песен военных лет; мы приглашаем на наши праздники ветеранов… В пандемию у нас был свой виртуальный «Бессмертный полк», в этом году мы провели уже свой малый школьный «Бессмертный полк». Педагоги и учащиеся с фотографиями героев своих семей — участников войны шли возлагать цветы к памятнику Маршала С. С. Бирюзова. Ребята читали стихи, посвященные Великой Отечественной Войне, в том числе и написанные ими самими.
Я не против общественных организаций, но в каждой школе должна быть прежде всего своя бурная жизнь с самыми разнообразными направлениями, чтобы дети везде могли себя проявить, реализовать, а самое главное — многое узнать. Еще раз повторюсь: чтобы быть гражданином своей страны, нужно знать ее историю, памятные даты, основные события. Но еще важно, чтобы дети активно участвовали в том, что происходит в их городе, школе, семье, а не поглощали уже готовый продукт. Они должны многое научиться делать своими руками. Например, праздничные открытки к Дню Победы ветеранам, солдатам наши дети делают сами. Пусть дети научаться находить необходимый материал, осмысливать прочитанное, делать правильные выводы.

Это и есть патриотическое воспитание, когда ребенок учится делать для других, для общества, в котором он живет, а не только для себя любимого.
Юнармия, Российское движение школьников, в некоторой степени пионерская организация не пересекаются с вами по форме деятельности? Ведь по сути они тем же самым занимаются…
Возьму на себя смелость сказать, что у нас есть свое движение в стенах школы, но мы не отказываемся в то же время и от тех инициатив, которые приходят к нам извне. Если будет какое-то общественное движение, присоединимся к нему с радостью.
А надо ли создавать одно движение для всех школ?
Обязательно нужен ориентир! Сейчас наше общество достаточно жесткое, излишне материализованное, где многое построено на деньгах, а деньги, как известно, не воспитывают. Должна быть идеология, должны быть заложены высокие смыслы в основу деятельности этой единой общественной организации. Ведь речь идет о нашем будущем. И школе здесь отводится важная роль. Пусть она будет центром жизни детей, мотивирующим, развивающим интеллектуально, духовно, нравственно, физически. Многое здесь, конечно, зависит от руководителя, его мировоззрения, уровня культуры, кругозора, его интересов и т. д.
Но если мы в своей школе — люди творческие и мотивированные, то есть и те, кому надо помогать и давать такую возможность присоединиться к патриотической работе детской общественной организации. Это может стать хорошей подсказкой для многих. Иногда люди хотят что-то сделать, но не всегда знают, с чего начать. Для таких должно быть некое связующее звено.
Особенная тема
  • Чернякова Карина Александровна
    руководитель московского отделения Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России, директор НЧУ ОО СОШ «Карьера»
Для всех частных школ Москвы воспитание патриотизма — это естественный процесс, органичная часть ментальности каждого из нас. И то, что мы сейчас говорим на эту тему спустя месяц после того, как вся страна отметила День Победы, — тоже важно. Я даже не говорю о том, что дети с родителями участвовали в акции «Бессмертный полк», многие ребята из частных школ принимали участие в различных других акциях. В одной нашей школе в Ново-Троицком АО, владеющей большой собственной территорией, дети сами, вместе с педагогами соорудили Стену памяти, зажгли Вечный огонь и организовали «Бессмертный полк».

Мы живем в России — у нас принято об этом говорить, потому что мы страна, в которой есть чем гордиться и на каких традициях воспитывать наших детей. У нас много школ, где работают собственные музеи. Даже есть музей денег, и это тоже история, и к ней тоже ребенок прикасается, когда туда приходит.
Есть еще такой особый момент, отдельная тема: наши ребята, ученики частных школ — они, скажем так, из благополучных семей, которые могут себе позволить путешествовать по всему миру. И вот суметь при этом воспитать гордость за свою Родину, за то, что ты представляешь великую русскую культуру — это особая миссия каждой частной школы.

Было время, когда мы много ездили в другие страны. И вот, ни разу я не слышала, чтобы ребята, слушая экскурсовода, сравнивали: «А почему у нас не так?» В такие моменты всегда испытываешь гордость, и приходит понимание, что делаешь все правильно.
«Юнармия», РДШ, пионерская организация — имеет ли смысл внедрять их в частных организациях?
Понимаете, можно делать одно и то же, но разными способами. Мы, например, в этом году приняли участие в движении «Огонь памяти», когда берут частицу Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата и везут его по разным городам. Ребята привезли огонь в школу, а потом был митинг у Стелы Героев в парке, этот огонь зажгли и передали дальше. Есть вот такие социально значимые поступки, но совершенно необязательно быть при этом в «Юнармии» или в каком-то другом движении. Хотя может быть, кто-то из наших школьников и состоит в том или ином движении, не могу сказать, у нас много своих мероприятий, которые в общем-то про то же самое.
Нужна ли одна организация, по типу пионерской в советское время, на которую бы все равнялись?
Я за то, чтобы действовать не по указке сверху, а воспитывать так, чтобы все хорошее исходило от детей, чтобы это было их потребностью. У нас есть, например, традиция, совсем не связанная с 9 мая. В течение всего года мы приглашаем ветеранов в школу: в канун Нового года, в октябрьские праздники, на 8 марта и так далее. Устраиваем чаепитие, проводим концерты… Этой традиции много лет, и она никак не относится ни к «Юнармии», ни к РДШ, хотя все это об одном и том же.

У нас в школе самоуправление, совет ребят время от времени приходит ко мне со своими новыми идеями, когда им нужна помощь. И если они однажды придут ко мне и скажут: «Карина Александровна, а давайте присоединимся вот к этому общественному движению», я буду только «за». Но прийти и предложить они должны сами.
В отсутствие единой детско-молодежной организации или с ее внедрением система частного образования работает по своей модели, которой не один десяток лет. При некоторых структурных различиях негосударственные школы единодушно готовы решать задачи не только обучения, но и воспитания, ценностного развития. Трудно сказать, что конкретно изменится, если вдруг появится один общий шаблон для таких вопросов… Может быть, даже и ничего не изменится.

Но директора и руководители практически единогласно выступают за возрождение молодежных движений. Кроме того, что это объединит их идейно, такие организации станут источником вдохновения и самовыражения — для тех, кто этого ищет, а для всех остальных даже при самых жестких стандартах хорошо бы оставить возможность для творчества. Потому что любовь к Родине — она такая разная…
Беседу вела: Татьяна Артюхова