спо. игра

Машина профессий для экономики будущего

СПО готовит кадры для креативной индустрии
Чего ожидают работодатели от молодых специалистов креативных индустрий, которые готовятся выйти на рынок труда? Это нетривиальный набор компетенций, и это вызов для действующей системы государственного профобразования.

Система перестраивается в соответствии с новыми экономическими реалиями, но и у отдельных организаций СПО есть пространство для инициативы. Например, колледж имени Л. Б. Красина развивает компетенции будущих специалистов креативных индустрий с помощью игры.
  • Лиана Табатадзе
    канд. пед. наук, директор Московского техникума креативных индустрий имени Л. Б. Красина, почетный полиграфист России
Экономика знаний
Развитие креативных индустрий можно рассматривать через разную оптику: как отрасль, производящую креативные продукты и генерирующую прибыль, как часть креативной экономики, где основным фактором производства является творческий потенциал личности, или как особый рынок труда, требующий от работников специфических компетенций. Конечно, все эти ипостаси креативных индустрий взаимосвязаны, поэтому остановлюсь на каждой.

Современную экономику часто называют экономикой знаний, инновационной экономикой, или креативной экономикой. В чем ее отличие? Традиционная, классическая экономика реализуется благодаря таким факторам производства, как земля, труд, капитал. Земля — все виды природных ресурсов, например земельные участки, леса, земли, которые используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, полезные ископаемые. Труд — умственные и физические способности человека, которые требуются при производстве. Главные характеристики труда — это интенсивность, то есть напряженность, и производительность, то есть скорость производства и количество произведенного продукта. А капитал — это непосредственно деньги и совокупность созданных человеком ресурсов производства: оборудование, инструменты, производственные здания, транспортные средства, сырье. В традиционной экономике действует формула товар — деньги — товар.
В креативной экономике креативными могут быть не только профессии творческого характера, но и любая сфера деятельности, которая ориентирована на производство чего-то нового и устойчива к автоматизации
Для того чтобы понять сущность креативной экономики, приведу цитату Джона Хокинса, автора книги «Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги». Он пишет: «В креативной экономике мы перемещаемся из мира понижения нормы прибыли, основанном на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и человеческом гении». То есть речь идет о новом типе экономических взаимоотношений, который можно выразить такой формулой: КЭ = ТП х Т, где КЭ — креативная экономика, ТП — творческий продукт, то есть услуги или товар, полученные в процессе творческой деятельности, Т — транзакция как приобретение или внедрение в производство творческого продукта, в результате чего достигается получение прибыли.

В креативной экономике креативными могут быть не только профессии творческого характера, но и любая сфера деятельности, которая ориентирована на производство чего-то нового и устойчива к автоматизации, то есть не содержит большого числа одинаково повторяющихся действий. При всем уважении к бухгалтерам, копирайтерам, техническим редакторам — это профессии-«пенсионеры».
Креативная экономика является следствием накопления человечеством огромного объема знаний и технологий. Как развивалось общество? Сначала оно было аграрным, ориентированным на сельское хозяйство. Потом наступила эпоха индустриального общества, которое опиралось на производства с применением машин и механизмов. И к каждому агрегату, каждой машине должен был быть приставлен человек, который работал на машине и обслуживал ее строго по инструкциям и регламентам. В постиндустриальном обществе основная ценность — это знания, оно опирается на научные открытия и инновации. Многие машины и механизмы работают уже без участия людей, и характер работы изменяется — вместо выполнения инструкций появляется потребность в импровизации, самостоятельности, творческом подходе.

Кстати, сегодня имеет место такое понятие, как креативный город. Это не просто город, в котором высока концентрация творческих локаций и людей. Это еще и концепция развития мегаполисов, в соответствии с которой одним из главных факторов стратегического развития города является креативность его жителей.
Креативный город отличает особая инфраструктура — это отражается во внешнем облике домов и улиц, в разнообразных сервисах для горожан, в оформлении общественных пространств, в доступности культурных институций, в событийной повестке и, конечно, в производстве и потреблении культурных продуктов.

Получается, что город создает творчески насыщенную и комфортную среду для своих жителей, а эта среда мотивирует горожан проявлять креативность в работе и повседневной жизни. При этом источником креативности является не только человек творческой профессии, но и любой, кто решает задачи нестандартным способом.

Москва развивается в логике креативного города, и это в том числе определяет место креативных индустрий в ее жизни и в структуре ее экономики. По индексу креативной активности (об этом свидетельствуют результаты исследования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ) Москва лидирует среди российских городов: на 10 000 человек 505 заняты в креативных индустриях.
Исследование
Креативные индустрии — это очень широкая сфера профессиональной деятельности на стыке культуры, бизнеса и технологий. Напомню, что самая распространенная модель классификации креативных индустрий включает в себя четыре области, которым соответствуют укрупненные секторы:
Такая неоднородность сферы креативных индустрий, а также тот факт, что большую роль в креативных индустриях играют технологии, определяет некоторые особенности рынка труда для молодых специалистов. Это повышенный спрос на высококвалифицированную рабочую силу, людей, способных работать в условиях неопределенности, реализовывать цифровую трансформацию бизнесов и производств, специалистов, обладающих мультиквалификацией.

Хочу привести любопытную статистику. Летом 2022 года Московский городской педагогический университет при участии техникума имени Красина провел масштабное исследование московских работодателей с участием 75 представителей всех сфер креативных индустрий. Исследование проводилось по всей строгости науки (с использованием анкетирования, фокус-групп и глубинных интервью). Первый интересный вывод заключается в том, что для работодателей креативной сферы одним из главных факторов успешной и долгосрочной работы является совместимость сотрудника с командой. Ни в какой другой отрасли я такого требования не встречала. Второй вывод — топ-5 компетенций-лидеров. К ним относятся коммуникативные и креативные компетенции, предпринимательские компетенции, критическое мышление и функциональная грамотность. При этом под предпринимательскими компетенциями понимается не способность коммерциализировать результаты деятельности, а умение быстро адаптироваться к внешним запросам и изменениям, а также способность преображать проблему в цепочку практических шагов по ее решению.
Для работодателей креативной сферы одним из главных факторов успешной и долгосрочной работы является совместимость сотрудника с командой
Также работодатели выделили желательные внекомпетентностные характеристики молодых специалистов: гибкий ум, открытость новому, мотивацию в творческой составляющей, уважение чужого пространства и мнения, умение быстро вникать во все и адаптироваться, менять вектор, ситуативность, оперативность в работе с данными, синергийность, умение общаться быстро и много на различных платформах, вовлеченность, готовность работать на результат.

Для системы государственного профессионального образования в этом кроются определенные сложности. Система действует в рамках стандартов — это федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты. Стандарты ограничивают область маневра образовательных организаций при проектировании и реализации опережающих программ обучения, которые бы предвосхищали появление новых профессий, учитывали бы изменения в социоэкономических и технологических процессах, обеспечивали бы мультифункциональность выпускников и гибкие навыки.
Для решения этих задач сегодня в Москве коренным образом модернизируется система профессиональной подготовки кадров. Главная цель — объединить колледжи и организации реального сектора экономики. Изменения включают обновление содержания учебных программ с учетом запросов работодателей, практикоориентированное обучение, масштабное повышение квалификации педагогов, создание больших учебно-производственных комплексов и многое другое.

Одновременно с этим команды образовательных организаций в целом имеют нормативные возможности и ресурсы для реализации собственных новаторских практик, не противоречащих и дополняющих стандарты.
Локальные инициативы
Так, например, в Московском техникуме креативных индустрий имени Л. Б. Красина один из центральных элементов системы подготовки специалистов креативных индустрий — это разработанная нами и обновляемая по мере необходимости модель компетенций выпускников. Она состоит из трех кластеров компетенций: универсальных, межпрофессиональных и профессиональных. Под универсальными компетенциями мы имеем в виду универсальные способы мышления и действий в сфере сложных социальных, экономических и производственных систем, а под межпрофессиональными компетенциями — мягкие навыки и компетенции в смежных областях, например управление проектами. Наши специалисты разработали также и матрицу сопряжения этих компетенций с общими компетенциями ФГОС СПО, что позволяет нам соблюдать все требования стандартов.
Одним из инструментов формирования универсальных компетенций мы считаем игровые практики на основе интерактивных текстовых квестов
К универсальным компетенциям мы, безусловно, относим системное мышление, критическое мышление, логику и креативность. Наличие этих компетенций обуславливает возможность молодых специалистов работать в условиях неопределенности и адаптироваться к изменениям. Одним из инструментов формирования таких компетенций мы считаем игровые практики на основе интерактивных текстовых квестов, разработкой которых занимается наша команда. Такие игры предусматривают различные сценарии и предполагают ходы на основе обоснованного принятия решений и выбора действий.

Мы разработали три такие игры. Первый наш опыт — игра «Космическая колонизация». Она начинается так: «Вообразите, что непримитивные психические формы жизни в космосе обладают психикой и общим интеллектом, подобным нашему. В ходе колонизации ваша команда обнаруживает планету X, население которой находится на уровне развития европейского Средневековья и переживает опасную эпидемию, похожую на чуму…» Это один из девяти сценариев интерактивного философского путешествия в рамках единого нелинейного научно-фантастического сюжета, который иллюстрирует проблемы политической, социальной и моральной философии.
Игра «Машина профессий» погружает участников в мир недалекого будущего, в 2065 год. В игре моделируется ситуация, в которой молодой человек попадает в центр профориентации, где ему необходимо выбрать наиболее подходящую для себя профессию (для 2023 года это профессии будущего). В центре профориентации четыре этажа — робототехника, мобильные приложения, нейротехнологии, альтерация физической реальности. Всего в игре 44 сценария, участник, делая тот или иной выбор, проходит разные сценарии. На основе сделанного выбора игрок получает обратную связь относительно того, насколько грамотно было принято решение в каждой конкретной ситуации.
Эта игра была протестирована не только нашими студентами в рамках учебной и внеурочной активности, также мы прошли экспертизу научного сообщества и получили рекомендации о внедрении от МГУ, МПГУ.

«Школа диалога с препятствием. Как в движении рождается личность»
Третья игра, «Прометей», посвящена тестированию искусственного интеллекта и в настоящее время проходит пилотную апробацию.

Профессиональные компетенции сформулированы с учетом междисциплинарной сущности креативных индустрий, перечень этих компетенций полностью отвечает соответствующему стандарту по профессии/специальности, но он дополнен рядом других компетенций, которые обеспечивают так необходимую компаниям мультиквалификацию, мультифункциональность сотрудников. Например, в состав профессиональных компетенций технолога полиграфического производства мы включаем отдельные компетенции дизайнеров. Это позволяет полиграфистам грамотно работать с макетами, а при необходимости и создавать их самостоятельно.
Профессиональные компетенции мы тренируем в процессе работы над междисциплинарными проектами. Проектная деятельность важна и для формирования гибких навыков.

В этом учебном году студенты техникума имени Красина реализовали несколько удачных больших проектов. Один из них — это проект в рамках гранта на разработку контейнеров для переработки отходов для кампуса МГУ. Проектная команда студентов под руководством преподавателя по дизайну напрямую взаимодействовала с заказчиком — Экогильдией МГУ — в условиях реального производства. Студенты получили техническое задание, провели исследования, разработали более 20 вариантов оформления контейнеров в разной стилистике, после чего представили свои предложения на открытой защите. Проект сейчас находится в стадии завершения, ждем результатов.

Разрабатывая и внедряя новаторские педагогические практики, развивая проектные активности, создавая в колледжах такие организационные условия, которые позволяют быстро реагировать на новые задачи, система государственного профессионального образования может достичь такого же темпа развития, как и сами креативные индустрии. А это, в свою очередь, обеспечит системное пополнение одной из самых перспективных отраслей творческими работниками с нужными компетенциями.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: