Конкурс — это трамплин, с помощью которого я надеюсь совершить рывок в своем профессиональном развитии
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 2020» Михаил Гуров рассказывает о росте значимости частного образования и своем пути в профессию.
СПРАВКА
Михаил Гуров


Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2020»
Что для вас значит участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года России — 2020«?
Конкурс «Учитель года» для всех его участников — это в первую очередь площадка для обмена педагогическим опытом. Для меня же это еще и трамплин, с помощью которого я надеюсь, аккумулировав всю полученную здесь информацию, совершить рывок в своем профессиональном развитии.

И конечно, для меня конкурс — это сцена, куда можно выйти, чтобы поделиться собственными наработками и идеями со всем педагогическим сообществом, с коллегами.

К слову сказать, в далеком 2013 году мне посчастливилось принимать участие в городском этапе конкурса «Учитель года» в Ростове-на-Дону в качестве члена жюри. И скажу, что оценивать конкурсантов гораздо сложнее, чем участвовать самому. Очень большая ответственность.
Была ли трудной победа в конкурсе и что она дала вам?
Честно говоря, до конца не осознал еще, что я победитель. Суматоха вокруг конкурса и вокруг меня самого сейчас не дает, к сожалению, возможности остановиться и осмыслить этот результат. Я совершенно не рассчитывал на такой исход. Моя задача была войти в число 15 лауреатов. Да, при подготовке к конкурсу пришлось выложиться по максимуму. Не в моем характере делать что-либо наполовину. И это принесло свои плоды.

Участие в конкурсе «Учитель года» на столь высоком уровне дало мне неоценимый опыт работы на износ в стрессовой ситуации. Кроме того, в ходе конкурсных испытаний я многое почерпнул от своих коллег, конкурсантов: неожиданные новые подходы и методические «фишки», которые мечтаю поскорее опробовать на деле.

Победа в федеральном этапе конкурса была не столь сложна, как подготовка к участию. Сколько труда вложено в эту победу, в этот конкурс, сколько сгенерировано и отброшено идей, сколько сомнений, метаний! А сколько переработано материала по педагогике, по психологии! И хотя я достаточно работоспособный человек, было неимоверно сложно совмещать 6-дневную рабочую неделю с максимально напряженной, интенсивной подготовкой к конкурсу.
Конкурс существует много лет. Заметно ли, на ваш взгляд, его влияние на профессиональное сообщество?
Несомненно, конкурс полезен. Специфика его такова, что абсолютно любой педагог может поучаствовать, поделиться своими методическими находками и изюминками, представить их (в случае успеха) на разных уровнях — районном, городском, региональном и, наконец, всероссийском. Это очень важно для каждого, кому есть чем поделиться.

Учитель — это человек, который просто не имеет права останавливаться в своем развитии. Он обязан непрерывно расширять горизонты своих предметных и педагогических знаний. Должен ориентироваться во всех современных тенденциях образования. Каждый ребенок настолько индивидуален, что никогда заранее не знаешь, какой подход станет ключиком именно к его душе и разуму. Такие площадки обмена опытом, методические мастерские, как конкурс «Учитель года» просто бесценны для меня и моих коллег.
Почему, на ваш взгляд, педагоги частных школ значительно реже принимают участие в конкурсе?
Моя победа в этом году создает небывалый прецедент. Впервые за многолетнюю историю конкурса представитель частного сектора образования дошел до финала конкурса и одержал в нем победу.

Раньше никому из конкурсантов от внебюджетных учреждений (за редчайшим исключением) не удавалось преодолеть даже первый этап конкурса и войти в число 15 лауреатов. Это означает, что вместе с увеличением количества частных общеобразовательных учреждений меняется их место в общем образовательном процессе, растет их значимость. Уже невозможно сказать, что частная школа — это редкость. Растет и качество образования в них. Так, например, мой родной лицей КЭО (ЧОУ «Лицей классического элитарного образования») стабильно входит в двадцатку лучших школ России. Его выпускники становятся учениками самых престижных вузов страны и зарубежья. Это абсолютно потрясающий результат для частной школы. Отдельно следует подчеркнуть тот момент, что в лицее учатся дети из самых разных социальных слоев. Стать учеником лицея, получив грант, может любой способный ребенок. И таких детей не один и не два. Кроме того, есть дети, обучающиеся за счет материнского капитала.

Думаю, одновременно с увеличением количества частных школ и улучшением качества образования в них будет расти и количество конкурсантов, представляющих этот сектор образования.
Почему вы решили пойти работать в школу и как видите свое будущее в профессии? Как сложилось так, что вы выбрали работу именно в частной школе?
Мой путь в образование не был простым, я достаточно долго не мог определиться, кто же я: педагог или ученый-математик? С одной стороны, я — математик, человек науки. Окончил факультет математики, механики и компьютерных наук Южного федерального университета, участвовал в научных проектах, защитил кандидатскую диссертацию. Работал младшим научным сотрудником, а затем и научным сотрудником в Южном математическом институте РАН. С другой стороны, я — учитель со стажем.

Осознание того, что я учитель, приходило постепенно. Мой дебют в работе с детьми состоялся по окончании четвертого курса университета, когда мне довелось поработать в летней математической школе для одаренных детей. Это был яркий и позитивный опыт, давший ощущение, что я на своем месте. Появилось желание привить как можно большему числу детей любовь к точным наукам, показать им красоту и гармонию математических теорий и, кроме того, помочь развить те личностные качества и жизненные навыки, которые зависят от четкости и логичности мышления.
ЧОУ «Лицей КЭО» — не единственное для меня место работы. Я также работаю и в государственном учреждении ГБУ РО «РОЦОИСО» (организация обеспечивает проведение итоговых экзаменов), и в центре дополнительного образования школьников. До этого много лет в общеобразовательных школах города Ростова-на-Дону. Так что нельзя сказать, что я все свое время посвящаю исключительно лицею. Как я попал в частную организацию? Могу точно сказать, что не я выбрал лицей, а лицей выбрал меня. Сначала такая работа показалась перспективным полезным опытом, а в результате я стал частью коллектива, частью организма КЭО, частью КЭО-семьи.

Что же касается будущего, то могу совершенно определенно сказать: я был, есть и буду учителем математики.
Доля частных школ в общем числе общеобразовательных организаций невелика. Каковы, на ваш взгляд, перспективы и достижения частного образования сейчас?
Очевидно, что количество частных школ будет расти. Просто потому что на них есть спрос, а значит, будет и предложение. Частное образование для своих детей родители выбирают по самым разным причинам. Кто-то выбирает частную школу, потому что в ней больше возможностей для ранней профилизации и углубленного изучения отдельных предметов. А кому-то просто важно иметь возможность оставить ребенка в школе полного дня.

Думаю, что частые школы никогда не заменят собой государственные, но число их будет расти. Особенно в силу того, что государство оказывает поддержку этому сектору. Так президент Р Ф Дмитрий Медведев подписал закон, согласно которому с 1 июля 2012 года частные школы и детские сады смогли получать государственные субсидии. Средства предназначены для оплаты труда учителей и воспитателей, а также для покупки учебных материалов.