Как сделать качественный онлайн-курс?

Руководитель проекта EdMarket
Анастасия Карпова
Программный директор EdMarket
Марина Литвинова
Лет 7−10 назад онлайн-образование в России только начинало развиваться и рассматривалось многими как занятная новинка (или, преимущественно в корпоративном обучении, как бледная альтернатива очной учебе, обладающая неясной эффективностью). В то время вполне можно было запустить на рынок полусырой продукт с интересным контентом/спикером, пренебрегая методологией разработки, и получить лояльную аудиторию. Люди приходили, привлеченные новым форматом, и были готовы смириться с его несовершенствами.


Но это было давно. Сегодня качество образовательного продукта выходит на первый план. Уже не получится делать курсы на коленке. Если вы хотите добиться успеха в сфере онлайн-образования (а также принести людям пользу и изменить мир к лучшему), ваша задача — научиться создавать качественный онлайн-продукт.


Давайте поговорим о том, что это означает.
Что такое качественное обучение?
Основной принцип, который стоит держать в голове, звучит следующим образом: качественное обучение приводит к результату, дает человеку новые стратегии поведения, новые навыки, профессию, систематизацию знаний и опыта. И этим обучение кардинально отличается от простой передачи информации, которой часто занимается инфобизнес.


Принцип «я транслирую информацию, но не отвечаю за то, что вы делаете с этой информацией» — не относится к обучению. Занимаясь обучением, вы берете на себя ответственность за результат.


Можно сказать, что вы собираете вагончики контента — лекции, практические задания, тесты, дополнительные материалы — и снабжаете их локомотивом: методологией, выстроенной образовательной стратегией, образовательным сервисом и системой сопровождения учащихся в достижении ими учебной цели. Только в этом случае получится поезд, который доставит человека из пункта, А в пункт Б, от незнания к знанию.

При этом стоит учитывать, что студенты (то есть, пассажиры поезда) имеют разные точки отправления и назначения. Поэтому для каждого из них может быть построена индивидуальная образовательная траектория. И еще круче, когда на определенном этапе траектории, по которой едет ваш поезд, можно перевести стрелки и изменить путь достижения точки Б. Например, в случае, когда на промежуточных пунктах были обнаружены пробелы, требующие посещения еще нескольких станций.


Поэтому разговор о качественном онлайн-курсе начинается с вопроса «Как мне построить обучение, которое приносит результат?»
7 шагов к качественному онлайн-курсу

1. Построение программы от результата

Как зачастую выстраивается онлайн-курс? Руководитель проекта находит отличного эксперта, получает от него контент и упаковывает в онлайн-курс. Или же вместе с экспертом придумывает интересную тему, а потом подбирает под нее спикеров.

Почему оба этих способа никуда не годятся? Потому что при такой работе вы отталкиваетесь от целей руководителя проекта, от опыта эксперта, но не от потребностей целевой аудитории. Получается, что вы просто делитесь со слушателями полезной информацией, а не обучаете их.

Гораздо результативнее подход, когда вы выстраиваете обучение от результата начинаете формировать учебный план с вопросов «Какие навыки должен получить слушатель?», «Что должно измениться в его поведении?»

Результатом обучения может стать освоенная профессия (со всем набором навыков, необходимым специалисту), готовый продукт (например, в EdMarket слушатели проходят обучение, создавая собственный онлайн-курс), изменение поведения (если вы работаете в сфере психологии).

Если результатом вашего курса будет получение новой профессии, то формирование учебной программы от результата может выглядеть так:

  • вы проводите ряд интервью с экспертами рынка (работодателями, представителями той профессии, которой собираетесь обучать) и выясняете требования к успешному кандидату-профессионалу;
  • требуемые навыки становятся основой для диплома (финального проекта, который выпускник представит после обучения);
  • вы подбираете упражнения, которые позволят учащимся сформировать нужные навыки;
  • дополняете курс теорией, которая поможет выполнить практические задания;
  • продумываете систему сопровождения учащихся, распределяете роли: кто будет отвечать на вопросы слушателей и поддержит их во время спада мотивации.

2. Вовлечение

Поставьте себя на место слушателей онлайн-курса и подумайте, как долго вы сможете слушать вебинар в формате «говорящей головы», когда спикер сидит в кадре, не шевелясь и что-то при этом бубнит? Минут 5−10? Возможно, полчаса, если вам по какой-то причине это очень нужно.

Чтобы студенты на ваших курсах учились, а не засыпали, подумайте о вовлекающем контенте и разнообразных форматах обучения, которые поддержат мотивацию пройти курс до конца.

Вот несколько советов, как это лучше сделать:

  • каждые 10−15 минут во время вебинара меняйте формат взаимодействия. Задавайте вопросы, предлагайте пройти несложный тест, разделяйте аудиторию на пары и давайте несложные задания. Шутите.
  • создавайте яркие обучающие видео, которые, в идеале, будут привлекать внимание не хуже голливудских блокбастеров. Конечно, такое видео стоит недешево, поэтому прежде чем вкладываться в видеопродакшн, отработайте контент на 2−3 группах, чтобы убедиться в его качестве. Внести правки в готовое видео очень непросто.
  • собирайте обратную связь прямо во время занятия, чтобы держать руку на пульсе. Например, можно попросить прислать в чат эмодзи своего настроения.
3. Создание комьюнити

Создавайте комьюнити не только для студентов, но и для преподавателей и тьюторов ваших курсов. Чаты, где студенты и преподаватели общаются друг с другом, можно использовать и как вариант социального обучения (в случае если на вопросы студентов будут отвечать их сокурсники и делиться опытом), и как инструмент для нетворкинга, и как канал для решения проблемных вопросов.

Например, создав для студентов EdMarket, мы получили негативный отзыв от клиентки: «Это непонятно, это сложно, за что я заплатила?» После личного общения выяснилось, что ее образовательный проект находится пока на такой стадии, что у нее не получается выполнять домашние задания на его примере. Результатом стало разочарование в себе, в проекте, в онлайн-образовании. Выяснив проблему, мы предложили девушке выполнять задания на типовом учебном проекте, чтобы отработать навыки. В итоге негатив исчез, и мы получили студента, который дошел до конца обучения и стал «адвокатом бренда».

Отсюда совет: создавая чаты, не бойтесь негатива. Для вас это отличная возможность получить обратную связь и улучшить образовательный продукт. Если студенты увидят индивидуальный подход, они будут еще больше ценить знания, которые вы даете.

Не забывайте создавать сообщества и для преподавателей. Это позволит им ощутить причастность.

4. Сопровождение

Вы знакомы с эффектом Даннинга-Крюгера? Он заключается в том, что, начиная обучение, слушатель курса крайне воодушевлен. Он рвется в бой, видит цель и не видит препятствий, и ему кажется, что дорога легка. Затем он начинает выполнять задания, сталкивается с трудностями, и постепенно шарик мотивации сдувается, и слушатель скатывается в «яму страданий». Он чувствует себя ничтожным, и ему хочется все бросить.

Как помочь слушателю? С помощью сопровождения:

  • отслеживайте активность студентов, чтобы не пропустить момент, когда они перестают сдавать домашние задания (или тратят на их выполнение больше времени);
  • выясните, с чем возникли сложности, и помогите справиться с проблемами;
  • поддержите. Привлеките тьютора, задача которого — в каждой работе найти момент успеха и похвалить слушателя.

Лайфхак. Мы выявили интересную зависимость: если студент вступил в закрытый чат курса, то домашние работы он выполняет куда прилежнее и чаще доходит до финала обучения. Вывод — всеми силами привлекайте слушателей онлайн-курсов в чаты и сообщества, чтобы они чувствовали групповую динамику, поддержку. Это в ваших же интересах.

5. Обратная связь

Запрашивайте обратную связь на каждом этапе обучения:

  • входные анкеты до старта курса расскажут вам об уровне знаний и ожиданиях учащихся. Эти анкеты обязательно покажите методистам и преподавателям, чтобы содержание курса отвечало потребностям и запросу;
  • обратная связь после каждого занятия (спросите, понравилось или нет, и что бы хотели изменить);
  • отдельный опросник в середине курса (именно в этой точке чаще всего происходит спад мотивации, и учащиеся бросают обучение);
  • в конце обучения — отзывы от студентов и преподавателей.
Главное — обратную связь нужно не только собирать, но и использовать. Это источник ценных советов, внедряя которые, вы сможете улучшить курс и повысить лояльность и удовлетворенность аудитории.

Ценную информацию можно собрать у тех, кто сопровождает обучение — тьюторов. Они ближе знакомы с проектами студентов и с тем, какие сложности возникали на том или ином домашнем задании.
6. Учим учиться

Открытые курсы (МООК) проходят до конца только 5−7% студентов. Это примерно то количество людей, которые умеют учиться самостоятельно. Остальным нужна поддержка.

Например, в EdMarket мы включаем в программу советы, как учиться в онлайн, как преодолеть сопротивление организма, тратить время с пользой и не прокрастинировать.

Обучение — это ответственность двух сторон. Задача организаторов обучения — помочь учащимся грамотно управлять своим временем, сформировать навык учиться онлайн. Тогда все участники процесса будут в выигрыше.
7. Линейка продуктов

Имея один-единственный курс, онлайн-школа далеко не уедет. В идеале, зайдя на ваш сайт, потенциальный клиент должен увидеть линейку курсов, среди которых есть контент, который соответствует его уровню и запросу.

Не пытайтесь сделать онлайн-курс, который понравится всем. Постройте линейку продуктов, в которой слушатели смогут формировать собственную траекторию развития.
Например, в модульную линейку EdMarket входят 5 профессий: руководитель образовательного проекта, маркетолог образовательных продуктов, методист в онлайн-обучении, продюсер онлайн-курсов, менеджер корпоративного онлайн-обучения. Таким образом, мы закрываем основные потребности в обучении специалистов образовательного проекта. Слушатели курсов EdMarket могут выстраивать собственные образовательные траектории, выбирая к базовым программам дополнительные модули, чтобы глубже изучить продвижение образовательного проекта или методику преподавания онлайн (а возможно, и то, и другое).

Вы можете выстраивать линейки продуктов, отталкиваясь от задач (предлагая обучение разным профессиям), от уровня знаний (онлайн-курсы для новичков и для опытных специалистов) и т. д.
Как убедиться, что вы создали качественный онлайн-курс?
С помощью анализа метрик. Рассмотрим три из них.

А) COR (Completion Rate — коэффициент завершенности курсов) — отношение людей, закончивших обучение, к тем, кто его начал. У открытых курсов показатель COR обычно на уровне 5−7% (речь идет о массовых курсах без сопровождения). У качественно спроектированного курса, с сопровождением учащихся, отработкой новых знаний на реальных задачах этот показатель может составить 35−60%.

Б) CSI (Customer satisfaction Index) — индекс потребительской удовлетворенности. Помогает провести оценку удовлетворенности клиента после взаимодействия с компанией.

Промежуточная аналитика собирается с помощью предложения оценить, понравился или не понравился урок (или поставить лайк/дизлайк). Финальная аналитика — это оценка удовлетворенности после прохождения курса/проведения консультации/покупки продукта/использования сервиса.

В) NPS (Net Promoter Score) — индекс лояльности пользователей.

Вы задаете единственный вопрос: «Оцените от 1 до 10 вероятность того, что вы порекомендуете нас другу». Люди, отметившие от 1 до 6, считаются критиками, от 9 до 10 — поклонниками. NPS — это разница между поклонниками и критиками.

Нормы в этом случае не существует, однако важно, чтобы этот показатель имел положительное значение (то есть поклонников было больше, чем критиков).
Как связаны метрики между собой?
SCI влияет на COR (чем больше человеку нравится каждое занятие, тем больше шансов, что он пройдет обучение до конца), COR — на NPS (удовлетворенный закончивший обучение слушатель, скорее всего, порекомендует вас друзьям), а NPS влияет на дополнительные продажи и рост ваших доходов.

Помните, что метрики — это не постоянная величина. Следите за тем, как они меняются, и какие ваши действия приводят к этому.

Не забывайте о том, что качество обучения напрямую связано с финансовыми результатами. Чем эффективнее ваш продукт, чем больше пользы он приносит людям, тем лучше продаются ваши онлайн-курсы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: