Эффективный обучающий курс:
8 советов от нейробиологов
К 26 годам, получив диплом лингвиста и пройдя службу в армии, Барбара Оакли поступила на факультет электроники и инженерии. Сфера точных наук была для нее новой и непонятной. Чтобы облегчить для себя процесс обучения, Барбара стала искать методы, которые могли бы в этом помочь, и обратилась к лучшим преподавателям мира.

Сегодня Барбара Оакли — профессор инжиниринга в Оклендском университете, автор бестселлера «Думай как математик» и один из ведущих разработчиков теории STEM-образования — подготовки специалистов на основе междисциплинарного подхода по направлениям science — наука, technology — технологии, engineering — инженерия и mathematics — математика.

На основе ее работ мы подготовили для вас список методов, которые помогут вам сделать обучение более эффективным. Советы рассчитаны на преподавателей, но будут полезны и учащимся.
1. Настройте «мыслительный насос»
Первое, что нужно сделать, приступая к новой теме, — настроить мыслительный процесс. Например, так: начиная курс, познакомьте учащихся с его основной структурой, кратко охарактеризуйте основные части, покажите ассоциативные картинки и примеры проверочных вопросов. Так вы упорядочите мысли ученика и ему будет легче сопоставлять одно с другим1.
2. Выдавайте информацию «порциями»
В процессе изучения материал лучше дробить на небольшие «порции». Наша память в состоянии удержать около четырех элементов поступающей информации за раз2. Соответственно, новая информация не сможет перейти в долговременную память, если ее недостаточно хорошо поняли или не закрепили. Если группировать фрагменты, материал дольше сохраняется в памяти.
3. Визуализируйте
Мозг сохраняет любую поступающую информацию в форме нейронных связей. Потому визуализация материала, придумывание метафор и аналогий лежат в основе мнемотехник — эффективных методов запоминания.

Чем ярче и интереснее будут образы, тем лучше они отпечатаются в памяти. Так, Барбара Оакли в своей книге представляет игру «Пинбол», показывая нам разницу между сфокусированным и рассеянным мышлением: первое отвечает за состояние повышенного внимания, а второе — за расслабленное состояние внимания3.
Слева — сфокусированное мышление, справа — рассеянное
4. Показывайте контекст
Механическое запоминание факта без понимания смысла и контекста не ведет к усвоению материала. Мозг не создает нужных «дорожек» нейронных связей и при первой возможности избавляется от поступившей информации. Можем сравнить понимание контекста с собиранием пазлов. Отдельная информация — кусочек пазла. Сам по себе кусочек бесполезен, а когда мы находим для него подходящее место, то складываем картину.

Понимая контекст, человек начинает смотреть за пределы поставленной задачи. Важно связывать информацию с реальностью и применением на практике. Практика помогает расширить сеть нейронов, делая ее надежной и доступной в нужный момент. А осознание основ и понятий изучаемых явлений позволяет обнаружить несовершенство материала и стимулирует на дополнительную — уже свою — работу.
5. Чередуйте различные типы информации (интерливинг)
Избегайте излишнего повторения знакомых вещей. Вместо продолжительного изучения одной темы чередуйте ее с другими. Тогда материал усваивается комплексно.

Для примера приведем курс изучения истории: сначала вы изучаете даты и события, затем биографию отдельных личностей, а потом рассматриваете предметы искусства. И все это должно касаться одного определенного отрезка времени. Таким образом ученику проще концентрироваться на анализе информации, и сама информация из кратковременной памяти перемещается в долговременную4.
6. Идите от сложного к легкому
Составляя контрольные задания, поместите самые сложные в начале. Звучит нелогично, однако вы запустите механизм обдумывания вариантов решения на подсознательном уровне. Когда ученик закончит с легкими задачами и вернется к сложным, ответ будет найти гораздо проще.

Применяя этот метод, ученик точно решит хотя бы несколько задач. В противном случае срабатывает эффект установки застревания на одном неверном подходе5. Кажется, что ты ищешь другие варианты решения, но на самом деле обдумываешь одно и тоже.

Так, исследования показывают, что моргание — важный механизм в обработке и усвоении информации. Мы перезагружаем восприятие окружающего мира и по-новому смотрим на поставленные задачи6.
7. Останавливайтесь и напоминайте
По окончании каждой главы делайте общие заключения. Выделите главные моменты и задайте контрольные вопросы. Если с первого раза ученик не сможет ответить на все вопросы, ничего страшного. Когда мозг впервые помещает конкретную информацию в долговременную память, нужно повторить еще несколько раз, проговорив вслух ключевые моменты. На следующих этапах изучения новый материал будет усваиваться лучше, а старый — проще воспроизводиться.

Исследования, опубликованные в журнале Psychologycal Science, подтвердили, что самые глубокие знания материала студенты показали именно после практики и многократного воспроизведения7.
8. Поощряйте
Вне зависимости от результатов прохождения главы или заключительного теста, хвалите своего ученика. Позитивное подкрепление — информация, которая сообщает ученику, какие именно из его действий являются «правильными», и она же направляет его в нужную сторону развития. Ведь обучение — не только рациональная часть человека, но и эмоциональная.

В зависимости от эмоциональной окраски прохождения курса создается ощущение удовлетворения от пройденный этапов. Сравнивание результатов до и после показывает ученику его возможности и стимулируют к улучшению результатов8.
Все эти советы основаны на знаниях о том, как работает мозг человека. Используйте их — и вы увидите, насколько более глубокими и прочными стали знания ваших учеников.

Как сделать обучение нескучным и вывести его на новый захватывающий уровень, Барбара Оакли расскажет на конференции EDCRUNCH 2019, посвященной технологиям в образовании. Конференция состоится в Москве 1−2 октября.

Примечания
  1. Оакли Б., Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее.
  2. Cowan, N. (2001). The magical number 4 in short-term memory: a reconsideration of mental storage capacity. The Behavioral and brain sciences, 24 1, 87−114; discussion 114−85.
  3. Фоер Д., Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания.
  4. Pan, Steven. (2015). The interleaving effect: mixing it up boosts learning. Scientific American.
  5. Степанова А. А., Особенности проявления "процессуального" эффекта в эксперименте на генерализацию установки: магистерская диссертация.
  6. Tamami Nakano, Makoto Kato, Yusuke Morito, Seishi Itoi, Shigeru Kitazawa. Blink-related activation of the resting network.
  7. Karpicke, J.D. (2012). Retrieval-Based Learning: Active Retrieval Promotes Meaningful Learning.
  8. Майленова Ф. Г., Влияние эмоций на качество обучения. Принцип позитивного подкрепления.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: