РОДИТЕЛИ. право
Демократия в школе
Как родители могут влиять на образовательный процесс?
Демократия в управлении школой — не новшество. По закону в каждой школе действуют коллегиальные органы — педагогический совет и собрание сотрудников. Однако, чтобы родители могли участвовать в управлении школой, в ней должен работать специальный орган — управляющий совет. Со вступлением в силу закона об образовании такие советы стали создаваться чаще: некоторые — формально, другие — по инициативе учителей и родителей.
Кандидат юридических наук, директор Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Семён Янкевич
Младший научный сотрудник Центра образовательного права Института образования НИУ ВШЭ
Надежда Княгинина
В управляющий совет входят учителя, родители, ученики старшей школы, представители учредителя. Родителей, педагогов и учеников в совет избирают, директор школы входит в него по должности. К управлению школой через совет могут подключаться выпускники, работодатели, заинтересованные в будущем выпускников или развитии территории, на которой находится школа, представители науки и культуры. Их совет избирает дополнительно, после того как назначают или избирают основных участников. Такие члены совета называются кооптированными, и зачастую именно они возглавляют совет как лично не заинтересованные лица.

Управляющий совет действует преимущественно в организационном и экономико-организационном поле. Он утверждает стратегические цели, направления и приоритеты развития школы, программы ее развития (по согласованию с учредителем) и согласовывает образовательные программы в той части, на которую имеет полномочия, проекты локальных нормативных актов, смету расходования средств от приносящей доход деятельности. Важно упомянуть, что при согласовании управляющий совет играет роль скорее совещательного органа.

Среди множества вопросов, в обсуждение которых могут быть вовлечены управляющие советы и о которых должны знать родители как заказчики образовательных услуг, можно выделить три наиболее существенные и чувствительные темы: содержание образования, школьное питание и школьная форма.
Содержание образования
Степень вовлеченности управляющих советов в процесс формирования образовательных программ может быть определена в локальных нормативных актах школы. В соответствии со ст. 12 закона об образовании образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы — это касается и школ. Программу государственной (муниципальной) школы и аккредитованной частной школы разрабатывают в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Примерные основные образовательные программы содержат положения об участии органа государственно-общественного управления в разработке основной образовательной программы.

Формы участия управляющего совета в разработке основной образовательной программы не определены, что позволяет ориентироваться на собственные правила школы. Это значит, что управляющие советы могут, например, не только согласовывать программу целиком, но и делать предложения по конкретным предметам, давать рекомендации по распределению нагрузки. Отдельно необходимо упомянуть, что родители имеют возможность влиять на программы дополнительного образования, реализуемые в школе (кружки и секции), планы внеурочной деятельности (поездки на экскурсии и походы в музеи), а также участвовать в выборе партнеров школы для реализации программ в сетевой форме, в том числе из числа коммерческих организаций.
Школьное питание
Родители часто обеспокоены тем, хорошо ли питается в школе их ребенок. В настоящее время возможность родителей влиять на состав школьного меню фактически сведена к нулю. Когда подрядчик уже выбран, поменять его можно только в случае массового отравления детей либо если родители докажут нарушение договорных обязательств. Жалобы на то, что еда невкусная, конечно, таким основанием не считаются.

Здесь управляющий совет может выступать как орган, который возьмет под контроль качество питания и будет на постоянной основе проводить проверки условий приготовления еды, качества продуктов и прочего.

Решение проблем с питанием в школе следует начинать со знакомства с нормами СанПиНа и договором поставщика услуг. Такой договор должен быть размещен на сайте школы либо его можно запросить у директора. Из документа родитель может узнать обязанности организации и условия расторжения договора.

После этого можно приступать к изучению того, чем и как кормят детей. Чтобы получить доступ в столовую, не нарушая правил безопасности, родителю необходимо войти в комиссию по организации питания в школе. Это не тот орган, который обязательно должен быть в школе, но его можно создать по инициативе родителей или управляющего совета. В комиссию по питанию входят представители родителей, педагог или представитель образовательной организации. Если есть школьное самоуправление, то войти в комиссию могут и учащиеся.

Члены комиссии по питанию могут посещать столовую хоть каждый день и проверять ситуацию на соответствие требованиям СанПиНа и условиям договора, единственным условием является наличие спецодежды. Даже неспециалисты отлично могут понять, что мясо несвежее или маркировка на булочках вчерашняя. Температура, количество мясных блюд, вес порции, пропорции блюд — нужно найти то, что интересует, в правилах и проверять на соответствие им. Если комиссия по питанию находит нарушения норм СанПиНа или договора, родители фиксируют это и обращаются к директору от себя или от управляющего совета с требованием предъявить претензии к организации, которая обеспечивает школу питанием.
В жалобе необходимо ссылаться на конкретные нарушения контракта или СанПиНа, приложив фотографии и по возможности доказательства нарушений. Если директор школы не реагирует, можно обращаться в Роспотребнадзор, потому что эта организация и осуществляет контроль за питанием.

Однако на практике найти нарушения, которые могут стать причинами смены поставщика, крайне сложно. Проблема заключается в типовых договорах, которые заключает школа с поставщиком питания. В них ответственность сторон прописана недостаточно конкретно. Кроме того, законодательство о закупках при выборе поставщика услуг обязывает в первую очередь ориентироваться на цену и только потом на качество услуг.

В этой связи родителям следует обращать внимание на качество питания не только после заключения контракта, но и до этого момента. Как только объявляются закупочные процедуры, участники образовательных отношений имеют право ознакомиться с опубликованной в интернете конкурсной документацией. Здесь управляющий совет сможет более эффективно (за счет членов с разным опытом и бэкграундом) оценить документацию и конструктивно обсудить ее содержание. Если члены управляющего совета увидят, что продукты питания не соответствуют требованиям, они могут потребовать от заказчика (школы или органа власти — в зависимости от региона) исправить конкурсную документацию. Если заказчик отказывается исправлять документы, родители могут обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Если контракт уже заключен и выявлены нарушения, нужно обращаться в прокуратуру, Роспотребнадзор или суд.

Нередко для подтверждения плохого качества продуктов питания необходимо официальное экспертное заключение. Экспертно-лабораторный анализ может быть проведен двумя способами: по заказу школы (по инициативе управляющего совета) или силами самих родителей (законных представителей) обучающихся.
Школьная форма
У школы есть право устанавливать требования к одежде обучающихся (статья 38 закона об образовании). Требования могут предъявляться к ее общему виду, цвету, фасону, типам одежды (юбка, брюки, жилет и т. д.), знакам отличия и правилам ношения. Обычно это одежда классического или делового стиля: однотонный костюм, брючный или юбочный, однотонная рубашка или блузка, галстук, возможен жилет, однотонный трикотажный джемпер, водолазка и т. д. Через управляющий совет школы родители могут предлагать свои идеи по поводу того, какой должна быть школьная форма и должна ли она быть вообще.

Государственные и муниципальные школы устанавливают требования к одежде на основании типовых требований регионального уровня. Зачастую региональные требования дублируют положения «Модельного нормативного акта субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Письмо Минобрнауки России от 28 марта 2013 г. № ДЛ-65/08).

В соответствии с этим документом общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяет орган государственно-общественного управления образовательной организации (например, управляющий совет, совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет).

Единственные ограничения для требований к одежде обучающихся заключаются в том, что она должна иметь светский характер и соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Если управляющий совет обладает полномочиями согласовывать требования к одежде, но его мнение не было учтено и окончательное решение по школьной форме было принято, например, директором единолично, родители и члены управляющего совета вправе обжаловать его действия в вышестоящем органе или в судебном порядке.

Управляющий совет, чтобы работать в школе, должен быть предусмотрен уставом, который определяет также компетенцию данного органа управления. Конкретные процедуры в деятельности управляющего совета определяются положением о нем.

Эффективность деятельности управляющего совета зависит от состава его членов и их активности. Если члены совета не заинтересованы в принятии решений в отношении жизни школы и не хотят тратить свое время на такую работу, управляющий орган превратится в инструмент формального согласования необходимых руководству школы решений. Особенно высоки такие риски, когда модель руководства школой не предусматривает содержательное участие педагогов, родителей и обучающихся при принятии управленческих решений.

С другой стороны, управляющий совет — это не орган временного лоббирования интересов. Решения, которые он принимает, должны быть ориентированы на долгосрочную перспективу развития образовательной организации и выходят за пределы интересов конкретного родителя, ребенка или класса. Родители — члены управляющего совета должны действовать в защиту интересов всех обучающихся и с пользой для школы в целом. При принятии решения о вхождении в управляющий совет каждый родитель должен быть готов к постоянному диалогу с администрацией школы и ее учредителем. Неслучайно, помимо участников образовательных отношений, в управляющие советы нередко входят кооптированные члены — представители общественности, эксперты, управленцы из других сфер, которые хотят участвовать в жизни школы.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!

Читайте также: