Новости

«Столица будущего»: запустить диалог в образовании

«Столица будущего»: запустить диалог в образовании


Эта статья — одновременно краткая рефлексия и манифест. Хотя, конечно, собственно манифестом стал сам фестиваль «Столица будущего», который мы провели на свой страх и риск (не примет аудитория, не привыкшая к такому, не дадут добро, не согласятся партнеры…) 27 апреля в МЦКО.



Лика Чекалова, Руководитель Школы Навигаторов, создатель методики летних школ «Я-проект», идеолог международной инициативы «Образование для будущего»


Год назад меня посетила мысль о том, что образовательные ивенты происходят в основном в формате выступлений. То есть, спикер что-то говорит, народ слушает. Во-вторых, в конференционной практике, как правило, эксперты общаются только между собой. Вспомним панельные дискуссии и круглые столы: непосредственные участники образовательного процесса — дети, родители, рядовые педагоги — находятся в позиции внимающей толпы, которой разрешается только задать вопрос и получить «правильный» ответ. Но вообще-то образование делают не эксперты и не политики, а его непосредственные участники, которые учатся, учат и помогают этому обучению. Если не слышать их голосов, если не вовлекать их в авторскую активную позицию, то мы никогда не получим адекватного заказа на образование и адекватного образовательного процесса. Мы не получим никакой ответственности, потому что невозможно взять ответственность за то, что навязано тебе извне. Ответственность, как и мотивация, идет изнутри.

И когда мы задумали «Столицу будущего», нам с командой хотелось создать пространство, в котором каждый, вне зависимости от возраста и опыта, мог высказаться и действовать на основании своего высказывания. Поэтому мы сделали формат полностью интерактивным — и это критически важный шаг. Мы много говорим об «интерактивном», деятельном образовании на основе собственных маршрутов, на основе собственного выбора, — при этом образовательные ивенты у нас сплошь фронтального характера, по образцу старой модель образования. Я вижу тут огромное противоречие — ну, невозможно в режиме трансляции нащупать новую образовательную парадигму. Поэтому мы трансляцию убрали полностью.


На фестивале каждый участник имел собственный трек и одновременно — возможность участвовать в общем диалоге и обмениваться позициями, договариваться коллективно о каких-то общих решениях. Игра для школьников, разработанная мастерами из образовательного бюро «Солинг», была командной, образ будущего, который они проектировали, — общим, но в работе над этим образом можно было взять любую роль и актуализировать свои таланты.

Даже ведущие мастер-классов для взрослых находились в основном в позиции фасилитаторов обсуждения, то есть провоцировали аудиторию думать, анализировать, делиться опытом, задавать вопросы.

Я пошутила, когда мы запускали взрослый трек, что сейчас дети попробуют этот формат и потом будут заставлять своих учителей с ними вот так играть. На самом деле, я надеюсь, что так и будет, и с помощью Фестиваля мы наконец-то запустим традицию совместного путешествия и равноправного диалога в образовании. В этом году на Фестивале не было родителей, но в перспективе очень хотелось бы, чтобы присутствовали и родители тоже. Тогда это будет полноценный цикл со-образования, в котором будут участвовать преподаватели, родители, дети. Но уже дорогого стоит, что в Москве — спасибо МЦКО — появилась возможность делать мероприятия в таком формате. Я очень надеюсь, что мы сможем этим форматом «заразить» не только Москву, и он поедет по стране. Вообще, при разработке мы примеряли его на разные масштабы и пришли к заключению, го можно его проводить и в малом городе, и в пределах одного учебного заведения, потому что, например, современные московские школы — это большое сообщество людей с разными интересами, с разными запросами, и было бы хорошо их перезнакомить. Такой фестиваль может стать вполне себе школьным. С другой стороны, его можно возить по городам любого размера.



Еще очень важно, что мы начали детскую игру с разговора о будущем. Сейчас огромная проблема заключается в осмысленности и «зачемности» образования. Мы не привыкли задаваться этим вопросом, потому что очень долго образование носило адаптационную функцию: было понятно, что есть четкие процессы, есть ниши, которые можно занимать, и необходимо адаптироваться к этим нишам. Сейчас мир изменился. Ниш, с одной стороны, вроде бы нет, потому что они не видны невооруженным глазом. С другой стороны, ниш бесконечно много, потому что их можно создавать самостоятельно. А значит, необходимо понимать, какой глобальный сценарий ты видишь как желаемый, и где в этом сценарии твои ниши. Понимать, как и чему учиться (в самом широком смысле слова), чтобы такой сценарий реализовать.

Именно на основе образа желаемого будущего, ради которого хочется учиться, работать, развиваться, жить, мы выстраиваем образовательные треки. Тогда образование обретает основание, становится осмысленным. Получается: «Я не просто учусь чему-то с непонятным возможным результатом, а строю новый мир, строю свое будущее и будущее людей, с которыми я живу в одном городе, в одной стране». Поэтому, например, игру мы проектировали изначально командную, чтобы ребята учились договариваться. Мне кажется, что даже после такой одной игры коммуникация между этими ребятами изменится, они начнут более осознанно относиться друг к другу, видеть друг в друге соратников.

А что еще важного произошло — это то, что все станции игры были представлены образовательными проектами Москвы и других городов, и мы преодолели, наконец, привычку конкурировать всех со всеми. И мне хочется «дорастить» наш формат до настоящего поля сотрудничества, не просто приглашать к участию, но проектировать и творить совместно с самого начала, с идеи и до воплощения. Хочу увидеть фестиваль, над созданием которого трудилось 10 000 голов — фестиваль каждого для каждого, модель жизни, «какой она должна быть», когда, не борясь за авторство, премиум-пакеты, спикерские кресла, не боясь себя, друг друга, властей, привычек, люди в согласии и содружестве играют-проживают свою жизнь и свое образование.