СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!

«Эта провокация сыграет свою роль»

СПЕЦПРОЕКТ: СБИТЬ «КОРОНУ»!


#кризус


Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда» ответила на вопросы издателя «EdExpert» Дениса Кравченко. Вашему вниманию — получасовая беседа в условиях карантина. Также публикуем отдельные цитаты Екатерины.



У педагогов сейчас должно быть право на ошибку как никогда. Нам не стоит требовать от них невозможного, а стоит создать для них среду, где они смогут пробовать, совершать ошибки и обучаться. Сегодня в большей степени учиться должны сами педагоги — а мы должны думать скорее об этом, чем о том, что дети перестали учиться.

Родители почувствовали необходимость больше вовлекаться в образовательный процесс, и это позитивный эффект. Часто родители делегируют школе все задачи по образованию и отстраняются. А сегодня ситуация требует от них вовлечения. И это нормально. Может, они не заменяют педагогов, но они берут на себя задачи организации пространства, времени, договариваются с ребенком, помогают ему сформулировать свои задачи. Это большая роль родителей, и они в этой роли востребованы. В то же время родители гораздо выше ценят в такой ситуации роль педагога и школы.

Очень важно, чтобы родители с детьми обсуждали вопросы, связанные с мотивацией: «Зачем ты учишься, почему тебе это нужно? Хорошо, государство организует систему обязательного всеобщего образования, но тебе-то это зачем?». И очень важно, чтобы у ребенка была возможность об этом с кем-то поговорить и поотвечать на эти вопросы.

От Вани и Алены (младшие дети Екатерины Рыбаковой. — Прим. ред.) я слышала в разных контекстах фразу: «Когда надо было ходить в школу — было лучше». То есть они тоже начинают больше ценить эту возможность: просто ходить в школу, общаться с друзьями, одноклассниками. Ценить помощь школы в организации своего времени. С ними я больше чувствую свою роль. Ведь чтобы была мотивация учиться, нужно разговаривать, убеждать, заинтересовывать. Не скажу, что это трудно, но на это приходится тратить время. Мы еще не до конца справились с организацией такого ритма. Где-то есть и провалы.

Мы в Рыбаков Фонде разработали и развиваем концепцию «Школа — центр социума», и я вижу, что те школы, которые взяли на себя эту роль, стали центрами притяжения для сообщества — для учеников, родителей, семей, партнеров, выпускников — этим школам сегодня в дистанционных условиях легче удерживать внимание, а это ключевой фактор успеха. Обычно чтобы собрать детей в класс, нужно просто физически их туда «доставить», а чтобы собрать детей в виртуальном классе, нужно иметь уже сложившиеся отношения, основанные на доверии. Вместе с «Фоксфордом» мы создали онлайн-курс «Школа — центр социума», сейчас в нем зарегистрировано 3800 школ. Все школы, которые хотят стать большими точками сборки сообществ — добро пожаловать на этот курс, там очень доступно и в увлекательной форме подается весь материал и даны инструменты для внедрения концепции.

Прежняя комфортная и стабильная система требовала изменений уже давно. И, возможно, эта провокация сыграет свою роль. Мы сейчас все на сборке нового мира: мир разобрался на элементы, а нам нужно собрать его по-новому — так, как нам это будет нравиться.

Разговоры об онлайн-обучении ведутся давно. И сегодняшняя ситуация дает толчок начать делать то, что мы откладывали, не хотели, избегали. А сегодня выбора у нас нет. Уже есть наработки, инструменты и есть те, кто готов этим делиться, и бесплатно, поддерживать тех, у кого не так быстро и хорошо получается. Например, наши ребята из Geek Teachers активно пропагандируют все формы онлайн-образования, но они делали это и до того, как грянул гром.

Я за то, чтобы сохранить офлайн-компоненты в образовании. Потому что живое человеческое общение не заменишь онлайн-форматом. Я не могу это доказать, но я так чувствую. При этом я вижу риск, что люди, испугавшись, могут остаться в онлайне.

Сегодня наш страх порожден страхом смерти. Есть ощущение, что мы забыли, что смертны. Информация о том, что люди умирают от вируса, стала для нас как будто неожиданной, но так было всегда.

Возможно, чем сложнее времена, тем больше внимания к образованию. Это некий остров, где люди будут собираться, оказывать друг другу поддержку. Среда, где будут меньше думать о депрессивных вещах.