«У европейских детей более пессимистичный взгляд на пробелы в обучении, вызванные пандемией, чем у их родителей» — GoStudent
Лишь 35% детей верят, что они смогут восполнить свои пробелы в обучении, вызванные пандемией, в течение нынешнего года, при этом 41% их родителей считают, что до конца года их дети полностью усвоят программу обучения. Эти и многие другие данные сегодня представлены компанией GoStudent, предоставляющей услуги онлайн-обучения в 22 странах мира.
GoStudent
30 ноября презентовала глобальное исследование по европейскому образованию, проведённое методом онлайн-опроса в семи европейских странах — Австрии, Германии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах, Великобритании.
Большинство детей ощущают свои пробелы в математике (30% опрошенных), в английском языке (18%) и физике (12%).
76% родителей признают, что их дети столкнулись с проблемами во время пандемии. 80% детей говорят, что столкнулись с проблемами, связанными с получением знаний и восприятием образовательного материала во время пандемии, указывая те же три основные причины, что и их родители:
— отсутствие социальных связей (60%);
— трудности с концентрацией внимания в экосистеме онлайн-класса (41%);
— трудности с пониманием тематического материала онлайн (35%).
В частности, девочки (62%) испытывали большую нехватку социальных связей, чем мальчики (59%). А 16−18-летние (63%) перенесли отсутствие социальных связей сложнее, чем подростки 10−15 лет (59%).
Подросткам 13−15 лет (37%) также было труднее понимать тематический материал онлайн по сравнению с 10−12-летними.
Более чем 100-страничный документ представляет результаты количественных исследований, полученных методом онлайн-опроса (CAWI), проведённого в семи странах. Предметом исследования стала оценка родительских и детских взглядов на образовательное благополучие, учебные привычки и роль репетиторства за 2020−2021 учебный год.
Главная цель проведённого исследования — лучше понять современное образование, пути его развития, перспективы онлайн-обучения и репетиторства как услуги. GoStudent ежегодно публикует это исследование, чтобы проследить тенденции и изменения в сфере образования и обучения в динамике. В исследование нынешнего года включены, в частности, вопросы, выясняющие, как родители и ученики воспринимают обучение в период пандемии. Опрос и аггрегирование данных было проведено институтом маркетинговых исследований Kantar по заказу GoStudent, одного из крупнейших мировых провайдеров онлайн-обучения.
Феликс Освальд
сооснователь и генеральный директор GoStudent
Являясь страстными поклонниками качественного инновационного обучения, мы исследуем природу и роль образования в мире, в котором очень многие привычки быстро меняются. Мы подготовили большой документ, отображающий эти изменения: от восприятия образования и изучения поведенческих моделей, до ликвидации пробелов в образовании и адаптивного обучения. Наше исследование рассказывает увлекательную историю о том, как учащиеся и их родители по всей Европе учились в школах в течение последнего года. И эта информация, надеюсь, послужит поводом для создания и внедрения инноваций будущего, в котором качественное образование, мы уверены, станет доступным для всех.
Мария Кислова
директор российского представительства GoStudent
Документ представляет очень интересные данные в части оценки индекса вовлеченности родителей в процесс образования детей, а также наглядно демонстрирует различия между данными опроса детей и родителей. На основании представленных GoStudent цифр можно судить о том, как повлияла пандемия на качество среднего и профессионального образования, делать выводы об изменении трендов при выборе будущей профессии выпускниками этого и ближайших учебных лет, а также прогнозировать возможные недостатки в системе обучения некоторых стран. Безусловно, мы продолжим публиковать данное исследование ежегодно, расширяя списки стран и опрошенных респондентов, и возможно, поможем диагностировать и предотвращать негативные последствия, которые повлекла за собой пандемия.
В исследовании анализируется школьная успеваемость и цифровые значения оценки удовлетворённости родителей, особенности адаптивного обучения, которое регулирует темп обучения и сложность заданий в зависимости от способностей и скорости усвоения материала.
Также предметом исследования становится построение индекса онлайн-обучения на основе опроса детей, проходивших онлайн-обучение в течение последнего учебного года.
Наконец, в документе отдельно освещаются перспективы репетиторства как услуги, а также профессиональные и эмоциональные аспекты, способствующие вовлечению учащегося и наибольшей эффективности преподавания.
В число опрошенных стран входят: Австрия, Германия, Франция, Испания, Нидерланды, Великобритания и Италия. 20-минутный опрос (15 минут для родителей и 5 минут для детей) был запущен через специальную опросную панель Kantar, состоящую из проверенных респондентов на основе разрешений, которая обеспечивает сбор данных в соответствии с GDPR (Общий регламент по защите данных ЕС).
Опрос проводился с 1 октября по 16 октября 2021 г. Учтены все демографические характеристики (пол, возраст, трудоустроенность, регион проживания, уровень дохода и др.)
Результаты родителей представляют собой данные на основании опроса законных опекунов 10−18-летних детей — лиц, единолично или или совместно принимающих решения в отношении образования их ребенка.
Результаты опроса детей представляют собой данные, полученные от респондентов в возрасте от 10 до 18 лет, принявших участие в исследовании с согласия родителей.
Гендерные характеристики исследования: 52,2% мужчины, 47,6% женщины.
Выборка Kantar является репрезентативной для родителей, которые принимают решения для своих детей в части получения образования. Результат исследования имеет уровень достоверности в 95% при отражении результатов соответствующей страны.
Результаты родителей представляют собой данные на основании опроса законных опекунов 10−18-летних детей — лиц, единолично или или совместно принимающих решения в отношении образования их ребенка.
Результаты опроса детей представляют собой данные, полученные от респондентов в возрасте от 10 до 18 лет, принявших участие в исследовании с согласия родителей.
Гендерные характеристики исследования: 52,2% мужчины, 47,6% женщины.
Выборка Kantar является репрезентативной для родителей, которые принимают решения для своих детей в части получения образования. Результат исследования имеет уровень достоверности в 95% при отражении результатов соответствующей страны.
А как в России?
К сожалению, и в России пандемия больше всего ударила по самым уязвимым группам людей. Как и во всем мире, несладко пришлось детям, у кого на время пандемии не было доступа к онлайн-обучению, а также семьям, где опекунами являются бабушки или дедушки: старшее поколение в силу возраста не смогло помочь внукам с навыками интернет-образования.
— Самой сложной ситуация стала для малоимущих семей с детьми и многодетных. Потеря работы, отсутствие финансовой подушки безопасности, постоянная неопределенность стали для многих причиной депрессии и тревожных состояний. Увеличилось количество случаев домашнего насилия, в том числе над детьми, — рассказала директор по развитию программ благотворительной организации «Детские деревни SOS» (Россия) Юлия Бернова в интервью «Известиям» в июне 2021 г. — Всё это сказывалось на отношениях в семье, усилились конфликты. Но самым тяжелым в психологическом плане было положение детей в учреждениях для детей-сирот, которые были закрыты на карантин. Они фактически были отрезаны от внешнего мира, были запрещены контакты с волонтерами, с потенциальными усыновителями и кровными родственниками.
Институт Образования НИУ ВШЭ https://ioe.hse.ru/sao_lost публикует похожие данные: «Мотивированные ученики из образованных и обеспеченных семей, у которых были и компьютеры, и помогающие родители, потеряют меньше, а, возможно, смогут использовать преимущества дистанционных форматов (индивидуальная работа с репетиторами, доступ к платформам с качественными учебными материалами и сервисом автоматической проверки). Дети же, у которых уже было академическое отставание или которые не могли эффективно учиться из-за того, что у них нет Интернета, компьютера, рабочего места, потеряют значительно больше. По данным опроса ЦСП «Платформа», менее обеспеченные семьи чаще отмечают дефицит у них технических возможностей (33% против 18% более обеспеченных), недостаточные компьютерную грамотность и навыки для организации обучения на дому (31% против 10%), говорят о неготовности детей к онлайн-формату (60% по сравнению с 45%), а также о том, что у детей неполноценная учебная нагрузка, они теряют в качестве обучения, знаниях (76% против 56%).
Тренд на развитие онлайн-образования, равно как и на возникновение 2групп риска", которым дистанционно учиться пока сложнее, чем очно,
показало исследование, проведённое полтора года назад, через месяц после введения «удалёнки» фондом «Национальные ресурсы образования» (были опрошены 2 401 родитель и 2695 детей от 13 до 18 лет).
Результаты опроса, в частности, предсказали, что в связи с переходом на дистанционное обучение ряд учащихся фактически окажется в условиях полного отсутствия обучения. Причин для этого может быть много: отсутствие техники, неготовность школы и учителей, проблемы в семье, индивидуальные характеристики, которые несопоставимы с такой организацией обучения. Но у «удаленки» есть и другая сторона — в новом режиме обучения 21% ребят увидели для себя новые возможности.
У дистанционного обучения, уверены школьники, есть и свои плюсы. Хотя шесть из десяти детей и уверены, что учиться в классе всё же интересней, чем дистанционно, для 40% ребят удаленное обучение оказалось психологически более комфортным.
«Я нахожусь в безопасной зоне, где на меня никто не сорвётся» (16 лет, Ростовская область),
«Я стала больше успевать и меньше уставать» (15 лет, Курская область),
«В школе сложнее учиться в моральном плане. Единственная сложность сейчас — это отсутствие возможности задать учителю вопрос не во время урока. Но это компенсируется интернетом» (16 лет, Новосибирская область),
«Мне проще обсуждать материал онлайн, даже лучше усваивается. Домашнего задания стало больше, но терпимо» (17 лет, Брянская область).
Треть опрошенных считают, что в удаленном режиме они учатся так же продуктивно, как и в стенах школы, 27% уверены, что к экзаменам можно успешно подготовиться и дистанционно.
Тогда же, по результатам проведённого исследования, Любовь Духанина, зампредседателя комитета по образованию Госдумы РФ, отметила, что будущее цифровой школы связано с появлением в ней специалистов нового типа, в том числе в сфере онлайн-образования — методистов и тьюторов электронного обучения, координаторов онлайн-платформ, проектировщиков индивидуальных образовательных траекторий: «Это профессии ближайшего будущего, которые уже развиваются в сегментах высшего, дополнительного профессионального, корпоративного онлайн-образования».
В свою очередь, неготовность детей к самоорганизации во многом стала причиной роста нагрузки на родителей — 48% опрошенных мам и пап отметили, что переход ребенка на онлайн-образование потребовал от них уделять его обучению куда больше времени и усилий. Для многих остро стоит вопрос мотивации детей к учебе в домашних условиях: 62% респондентов отметили ее снижение, повышение — только 9%. При этом по мнению 9% родителей при грамотном сочетании онлайн-платформ ребенку можно дать более качественное образование по сравнению со школой.